Фотография

регулирует скорость проявления.

Противовуалирующими свойствами обладают бромистый калий (KBr),

йодистый калий ( KY ), бензотриазол( [pic]), нитробензимидазол ([pic]) и

др.

Наиболее часто пользуются бромистым калием. Он образует в растворе

свободные ионы брома, которые при небольшой концентрации задерживают

восстановление неэкспонированных микрокристаллов галогенида серебра. Однако

с увеличением содержания бромистого калия в растворе, торможение

сказывается и на малоэкспонированных участках фотослоя.

Проявляющие растворы готовят на воде, от чистоты и состава которой зависят

многие их свойства. Механический примеси в воде (песок, глина) удаляют

фильтрованием; соли, влияющие на жесткость воды, -- введением в раствор

трилона Б

([pic] [pic] [pic]), гексаметафосфата и других

подобных веществ.

На продолжительность процесса проявления фотопленок влияют состав

раствора, его температура и способ обработки раствором светочувствительного

слоя.

Закрепление изображения

В фотопленках после проявления изображения остается много галогенидов

серебра. Чтобы сделать фотопленки несветочувствительными и тем самым

закрепить видимое изображение, из светочувствительного слоя необходимо

удалить галогениды серебра. Для этого пользуются процессом фиксирования, во

время которого происходит перевод галогенидов серебра в растворимые

соединения, легко удаляемые из светочувствительного слоя при промывке

фотопленки водой.

Растворимые соединения можно получить, обработав фотопленки

растворами, содержащими тиосульфат натрия или аммония. Принято считать, что

процесс фиксирования протекает в две стадии. Во время первой происходит

взаимодействие галогенидов серебра с тиосульфатом натрия ([pic]) по

следующему уравнению:

[pic]

Светочувствительный слой фотопленок становится прозрачным. Однако

комплексная соль [pic] трудно растворима в воде и может через некоторое

время быть причиной появления желтых или коричневых пятен на фотопленке.

Во второй стадии образуется легкорастворимая комплексная соль по

уравнению:

[pic]

или

[pic]

Чтобы вторая стадия была проведена полностью, фотопленки обрабатывают

в фиксирующем растворе и после того, как светочувствительной слой стал

прозрачным. Обычно на вторую стадию затрачивают столько времени, сколько

потребовалось на первую стадию.

Полного фиксирования фотопленок, обеспечивающего долгое хранение

изображения, достигают, заканчивая процесс фиксирования в свежем растворе.

Продолжительность фиксирования определяется скоростью диффузии

тиосульфата натрия в светочувствительный слой, скоростью растворения

галогенида серебра и скоростью диффузии образовавшегося комплексного

соединения из слоя. Эти скорости зависят от вида галогенида серебра в

светочувствительном слое, его толщины и задубленности, от состава

фиксирующего раствора, температуры и способа обработки светочувствительного

слоя. Чем толще или задубленнее светочувствительный слой, тем медленнее

идет фиксирование, Мелкозернистые фотопленки фиксируются быстрее

крупнозернистых.

С повышением концентрации тиосульфата натрия в растворе скорость

фиксирования увеличивается. Ускорение процесса нарастает с повышением

количества тиосульфата натрия до 30—40%, после чего происходит замедление

фиксирования. Это вызвано тем, что при высоких концентрациях снижается

скорость диффузии в светочувствительный слой фотопленок.

С увеличением температуры раствора фиксирование ускоряется. Предел

повышения температуры определяется степенью задубленности

светочувствительного слоя фотопленок.

Фиксирующие растворы различают по их составу и действию. Они бывают

слабощелочными, нейтральными, кислыми, кислодубящими, кислодубящими

быстрыми.

Чернобелые фотопленки в большинстве случаев обрабатывают в

кислодубящих фиксирующих растворах, так как эти растворы дубят

светочувствительный слой и предохраняют его от окрашивания продуктами

окисления проявителя.

Цветные фотопленки обрабатывают в слабощелочных или нейтральных

фиксирующих растворах, чтобы они не разрушали красители, составляющие

цветное изображение. Однако есть и специальные кислодубящие фиксажи для

обработки цветных фотопленок.

Кислая среда в фиксирующих растворах позволяет использовать квасцы для

дубления светочувствительного слоя, уменьшает действие продуктов окисления

проявителя и останавливает процесс проявления.

В современных ускоренных процессах применяют быстрые кислодубящие

фиксирующие растворы. В этих растворах основным веществом является

тиосульфат аммония, который вводят в раствор непосредственно пли

приготовляют путем реакции между тиосульфатом натрия и хлористым аммонием.

Вследствие того, что при слишком низком значении pH происходит

выделение серы в раствор, а при слишком высоком — теряется дубящее действие

квасцов и способность нейтрализовать проявитель, применяют строгий контроль

за значением pH раствора. Оп должен обладать большой буферной емкостью.

Фиксирующий раствор с алюмокалиевыми квасцами наиболее распространен, он

имеет pH от 4 до 6,5.

Прямое позитивное изображение

Приведенная выше последовательность процессов даёт негативное

(противоположное реальному) изображение. Это происходит потому, что больше

всего выделяется металлического серебра в местах наибольшей яркости.

Следовательно наиболее светлые участки снимаемого объекта будут изображены

наиболее темно. Чтобы получить реальное изображение, описанный выше процесс

экспонирование ( проявление ( фиксирование необходимо повторить (в

фотографии применяют термин «отпечатать»), т.е. направить поток света через

негатив снова на светочувствительный слой, а затем вновь обработать

полученное изображение в растворах проявителя и закрепителя.

В современной фотографии разработаны способы получения прямого

позитивного изображения. Обращение негативного изображения в позитивное

обычно осуществляют с использованием двух слоев светочувствительного

материала с диффузионным переносом изображения в приёмный слой. Этот способ

позволяет получить позитивное изображение прямо в фотоаппарате.

Двухслойный способ реализуется в двух вариантах: «сухом» и «мокром».

Фотографический процесс с диффузионным переносом изображения является

одностадийным, так как обработка скрытого изображения с целью получения

визуального происходит в одну стадию. Его сущность заключается в том, что

одновременно с формированием негативного изображения из

светочувствительного слоя диффундируют вещества, создающие в приемном слое

позитивное изображение. В фотоматериал для черно-белого диффузионного

процесса входят: светочувствительный галогенид серебра; обрабатывающий

раствор, который содержит проявляющие и комплексообразующие вещества;

материал-приемник. После экспонирования на свету все три указанных

материала приводят в контакт. На экспонированных участках

светочувствительного слоя в результате химического проявления образуется

металлическое серебро. На неэкспонированных участках сохраняется галогенид

серебра. Он растворяется при взаимодействии с химическим реагентом

(например, с [pic]) и образующийся комплекс (в данном случае [pic])

диффундирует в материал-приемник. Здесь он восстанавливается до

металлического серебра, которое и создает позитивное изображение.

В мокром способе создания видимого изображения применяют жидкие

обрабатывающие растворы. Они содержат проявляющее вещество, тиосульфат

натрия, щелочь, антивуалирующее вещество и воду. Эти жидкие растворы подают

извне в промежуток между светочувствительным и принимающим слоями.

В «сухом» способе используют вязкие обрабатывающие растворы. Они имеют

тот же состав, что и растворы в мокром способе, но содержат еще загустители

— обычно водорастворимые эфиры целлюлозы. Вязкие обрабатывающие растворы

заключают в полимерные микрокапсулы, которые включают в состав

фотоматериала, После экспонирования фотоматериал пропускают между валиками,

капсулы разрушаются, и раствор из них распределяется между

светочувствительным и приемным слоями. При извлечении из фотоаппарата

приемный материал отделяют от исходного материала и наносят на него

быстровысыхающий стабилизирующий состав, образующий глянцевое защитное

покрытие.

Заключение

Фотография наших дней — это и область науки о ней самой и область

техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов,

это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной

деятельности. Из всего многообразия применения фотографии следует в первую

очередь выделить три — самые главные.

Фотография в науке и технике

Фотография сразу же стала незаменимой в этнографии, географии, в

археологии, астрономии, в физике, металлографии, биологии, микробиологии и

в других науках. Она стала самостоятельным методом исследования, проникая

не только в мир видимый, но и в глубины макро- и микрокосма. В соединении с

техникой телевидения космическая фотография — поистине всемогущее средство

познания. В течение пяти минут с помощью многозональной камеры из космоса

получают такое количество фотоинформации, для которой при аэрофотосъемках

потребовалось бы два года, а при съемках в геологических экспедициях —

восемьдесят лет.

С помощью фотографии мы смогли взглянуть на Землю с космических высот,

увидеть лунный пейзаж и обратную сторону Луны. Первые фототелеснимки были

выполнены советскими космическими аппаратами. Американские астронавты

фотографировали на самой Луне и с Луны. Невероятно большое количество

съемок земной поверхности осуществили экипажи космических станций «Салют» и

"Мир" во время многомесячных полетов, чем невиданно обогатили многие науки

и отрасли народного хозяйства России.

Фотография в общественной жизни

С изобретением светописи необычайно расширились возможности

зрительного восприятия. За последние сто с небольшим лет создан, по

существу, новый язык визуальной информации. Он надежно служит теперь

человечеству.

Сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало –

так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли

промышленности.

Список литературы

1. Е.А. Иофис «Кинофотопроцессы и материалы», М., 1980 г

2. Ю.Н. Кукушкин «Химия вокруг нас», М.,1992 г

3. А.Г. Волгин «Фотография. 100 рецептов», М., 1993 г

4. Краткий справочник фотолюбителя. Под редакцией А.А. Панфилова. М., 1984

г

5. Н.И. Кириллов «Фиксирование и промывка фотографических материалов», М.,

1948 г

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать