регулирует скорость проявления.
Противовуалирующими свойствами обладают бромистый калий (KBr),
йодистый калий ( KY ), бензотриазол( [pic]), нитробензимидазол ([pic]) и
др.
Наиболее часто пользуются бромистым калием. Он образует в растворе
свободные ионы брома, которые при небольшой концентрации задерживают
восстановление неэкспонированных микрокристаллов галогенида серебра. Однако
с увеличением содержания бромистого калия в растворе, торможение
сказывается и на малоэкспонированных участках фотослоя.
Проявляющие растворы готовят на воде, от чистоты и состава которой зависят
многие их свойства. Механический примеси в воде (песок, глина) удаляют
фильтрованием; соли, влияющие на жесткость воды, -- введением в раствор
трилона Б
([pic] [pic] [pic]), гексаметафосфата и других
подобных веществ.
На продолжительность процесса проявления фотопленок влияют состав
раствора, его температура и способ обработки раствором светочувствительного
слоя.
Закрепление изображения
В фотопленках после проявления изображения остается много галогенидов
серебра. Чтобы сделать фотопленки несветочувствительными и тем самым
закрепить видимое изображение, из светочувствительного слоя необходимо
удалить галогениды серебра. Для этого пользуются процессом фиксирования, во
время которого происходит перевод галогенидов серебра в растворимые
соединения, легко удаляемые из светочувствительного слоя при промывке
фотопленки водой.
Растворимые соединения можно получить, обработав фотопленки
растворами, содержащими тиосульфат натрия или аммония. Принято считать, что
процесс фиксирования протекает в две стадии. Во время первой происходит
взаимодействие галогенидов серебра с тиосульфатом натрия ([pic]) по
следующему уравнению:
[pic]
Светочувствительный слой фотопленок становится прозрачным. Однако
комплексная соль [pic] трудно растворима в воде и может через некоторое
время быть причиной появления желтых или коричневых пятен на фотопленке.
Во второй стадии образуется легкорастворимая комплексная соль по
уравнению:
[pic]
или
[pic]
Чтобы вторая стадия была проведена полностью, фотопленки обрабатывают
в фиксирующем растворе и после того, как светочувствительной слой стал
прозрачным. Обычно на вторую стадию затрачивают столько времени, сколько
потребовалось на первую стадию.
Полного фиксирования фотопленок, обеспечивающего долгое хранение
изображения, достигают, заканчивая процесс фиксирования в свежем растворе.
Продолжительность фиксирования определяется скоростью диффузии
тиосульфата натрия в светочувствительный слой, скоростью растворения
галогенида серебра и скоростью диффузии образовавшегося комплексного
соединения из слоя. Эти скорости зависят от вида галогенида серебра в
светочувствительном слое, его толщины и задубленности, от состава
фиксирующего раствора, температуры и способа обработки светочувствительного
слоя. Чем толще или задубленнее светочувствительный слой, тем медленнее
идет фиксирование, Мелкозернистые фотопленки фиксируются быстрее
крупнозернистых.
С повышением концентрации тиосульфата натрия в растворе скорость
фиксирования увеличивается. Ускорение процесса нарастает с повышением
количества тиосульфата натрия до 30—40%, после чего происходит замедление
фиксирования. Это вызвано тем, что при высоких концентрациях снижается
скорость диффузии в светочувствительный слой фотопленок.
С увеличением температуры раствора фиксирование ускоряется. Предел
повышения температуры определяется степенью задубленности
светочувствительного слоя фотопленок.
Фиксирующие растворы различают по их составу и действию. Они бывают
слабощелочными, нейтральными, кислыми, кислодубящими, кислодубящими
быстрыми.
Чернобелые фотопленки в большинстве случаев обрабатывают в
кислодубящих фиксирующих растворах, так как эти растворы дубят
светочувствительный слой и предохраняют его от окрашивания продуктами
окисления проявителя.
Цветные фотопленки обрабатывают в слабощелочных или нейтральных
фиксирующих растворах, чтобы они не разрушали красители, составляющие
цветное изображение. Однако есть и специальные кислодубящие фиксажи для
обработки цветных фотопленок.
Кислая среда в фиксирующих растворах позволяет использовать квасцы для
дубления светочувствительного слоя, уменьшает действие продуктов окисления
проявителя и останавливает процесс проявления.
В современных ускоренных процессах применяют быстрые кислодубящие
фиксирующие растворы. В этих растворах основным веществом является
тиосульфат аммония, который вводят в раствор непосредственно пли
приготовляют путем реакции между тиосульфатом натрия и хлористым аммонием.
Вследствие того, что при слишком низком значении pH происходит
выделение серы в раствор, а при слишком высоком — теряется дубящее действие
квасцов и способность нейтрализовать проявитель, применяют строгий контроль
за значением pH раствора. Оп должен обладать большой буферной емкостью.
Фиксирующий раствор с алюмокалиевыми квасцами наиболее распространен, он
имеет pH от 4 до 6,5.
Прямое позитивное изображение
Приведенная выше последовательность процессов даёт негативное
(противоположное реальному) изображение. Это происходит потому, что больше
всего выделяется металлического серебра в местах наибольшей яркости.
Следовательно наиболее светлые участки снимаемого объекта будут изображены
наиболее темно. Чтобы получить реальное изображение, описанный выше процесс
экспонирование ( проявление ( фиксирование необходимо повторить (в
фотографии применяют термин «отпечатать»), т.е. направить поток света через
негатив снова на светочувствительный слой, а затем вновь обработать
полученное изображение в растворах проявителя и закрепителя.
В современной фотографии разработаны способы получения прямого
позитивного изображения. Обращение негативного изображения в позитивное
обычно осуществляют с использованием двух слоев светочувствительного
материала с диффузионным переносом изображения в приёмный слой. Этот способ
позволяет получить позитивное изображение прямо в фотоаппарате.
Двухслойный способ реализуется в двух вариантах: «сухом» и «мокром».
Фотографический процесс с диффузионным переносом изображения является
одностадийным, так как обработка скрытого изображения с целью получения
визуального происходит в одну стадию. Его сущность заключается в том, что
одновременно с формированием негативного изображения из
светочувствительного слоя диффундируют вещества, создающие в приемном слое
позитивное изображение. В фотоматериал для черно-белого диффузионного
процесса входят: светочувствительный галогенид серебра; обрабатывающий
раствор, который содержит проявляющие и комплексообразующие вещества;
материал-приемник. После экспонирования на свету все три указанных
материала приводят в контакт. На экспонированных участках
светочувствительного слоя в результате химического проявления образуется
металлическое серебро. На неэкспонированных участках сохраняется галогенид
серебра. Он растворяется при взаимодействии с химическим реагентом
(например, с [pic]) и образующийся комплекс (в данном случае [pic])
диффундирует в материал-приемник. Здесь он восстанавливается до
металлического серебра, которое и создает позитивное изображение.
В мокром способе создания видимого изображения применяют жидкие
обрабатывающие растворы. Они содержат проявляющее вещество, тиосульфат
натрия, щелочь, антивуалирующее вещество и воду. Эти жидкие растворы подают
извне в промежуток между светочувствительным и принимающим слоями.
В «сухом» способе используют вязкие обрабатывающие растворы. Они имеют
тот же состав, что и растворы в мокром способе, но содержат еще загустители
— обычно водорастворимые эфиры целлюлозы. Вязкие обрабатывающие растворы
заключают в полимерные микрокапсулы, которые включают в состав
фотоматериала, После экспонирования фотоматериал пропускают между валиками,
капсулы разрушаются, и раствор из них распределяется между
светочувствительным и приемным слоями. При извлечении из фотоаппарата
приемный материал отделяют от исходного материала и наносят на него
быстровысыхающий стабилизирующий состав, образующий глянцевое защитное
покрытие.
Заключение
Фотография наших дней — это и область науки о ней самой и область
техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов,
это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной
деятельности. Из всего многообразия применения фотографии следует в первую
очередь выделить три — самые главные.
Фотография в науке и технике
Фотография сразу же стала незаменимой в этнографии, географии, в
археологии, астрономии, в физике, металлографии, биологии, микробиологии и
в других науках. Она стала самостоятельным методом исследования, проникая
не только в мир видимый, но и в глубины макро- и микрокосма. В соединении с
техникой телевидения космическая фотография — поистине всемогущее средство
познания. В течение пяти минут с помощью многозональной камеры из космоса
получают такое количество фотоинформации, для которой при аэрофотосъемках
потребовалось бы два года, а при съемках в геологических экспедициях —
восемьдесят лет.
С помощью фотографии мы смогли взглянуть на Землю с космических высот,
увидеть лунный пейзаж и обратную сторону Луны. Первые фототелеснимки были
выполнены советскими космическими аппаратами. Американские астронавты
фотографировали на самой Луне и с Луны. Невероятно большое количество
съемок земной поверхности осуществили экипажи космических станций «Салют» и
"Мир" во время многомесячных полетов, чем невиданно обогатили многие науки
и отрасли народного хозяйства России.
Фотография в общественной жизни
С изобретением светописи необычайно расширились возможности
зрительного восприятия. За последние сто с небольшим лет создан, по
существу, новый язык визуальной информации. Он надежно служит теперь
человечеству.
Сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало –
так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли
промышленности.
Список литературы
1. Е.А. Иофис «Кинофотопроцессы и материалы», М., 1980 г
2. Ю.Н. Кукушкин «Химия вокруг нас», М.,1992 г
3. А.Г. Волгин «Фотография. 100 рецептов», М., 1993 г
4. Краткий справочник фотолюбителя. Под редакцией А.А. Панфилова. М., 1984
г
5. Н.И. Кириллов «Фиксирование и промывка фотографических материалов», М.,
1948 г
Страницы: 1, 2