Гораций

«Эподы» по-гречески «припевы». Название «Эподы» было дано сборнику

грамматиками и указывает форму двустиший, где короткий стих следует за

длинным, сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами». Образцом для них

послужили ямбы греческого поэта Архилоха, жившего в первой половине VII

века до н.э. Весьма примечательно, что Гораций с самого начала своего

творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию

александрийцев, как того требовала литературная мода. В большей части

этюдов поэт продолжает традиции неотериков: больше всего здесь пьес,

содержащих уничтожающую брань, насмешку, даже непристойности; но можно

заметить и отличие: в этюдах Гораций нередко подвергает критике не только

определенное лицо, которому адресована пьеса, но и стоящие за этим лицом

общественные явления. Так эпод 4 исполнен злобы против какого-то человека,

бывшего раба, добившегося высокого и почетного положения в обществе:

Вражда такая ж, как у волка с овцами,

И мне с тобою выпала.

Бичами бок твоей весь прожжен испанскими,

А голени – железами.

Ходи ты, сколько хочешь, гордый деньгами,

Богатством свой не скроешь род!

Нападки Горация обращены здесь не столько на определенное лицо, сколько

на всю социальную категорию бывших рабов, благодаря своему богатству

пролезающих в высшие круги общества. Все эподы, как правило, очень

динамичны, они обращены к самой действительности, форма их приближается к

драматической и напоминает мим.

4. Сатирический жанр

4.1 Характер сатир

Не менее чем эподы для творчества Горация 40-30-х годов характерны

сатиры. На первый взгляд кажется странным, что Гораций, человек низкого

происхождения, к тому же с «подмоченной» репутацией, вернувшись после

амнистии в Рим и столкнувшись там с нуждой, из многих литературных жанров

предпочел именно сатиру, наименее подходящую для человека в его положении.

Ведь он прекрасно сознавал, что сколько он ни модифицировала сатиру,

полностью вытравить из нее элемент критики и полемики невозможно, в

противном случае жанру грозило бы полное перерождение. В этом жанре Гораций

продолжает традиции Луцилия, но вносит в него существенные изменения,

обновленные иным восприятием богатого культурного наследия, а также новыми

чертами общественной и идеологической жизни Рима. Политический режим,

связанный с переходом от республики к империи, не допускал уже ни резких

выпадов, ни выступлений против государственных институтов.. другим стало и

общественное сознание римлян; рост индивидуализма и партикуляризма

способствовал распространению эпикурейскх взглядов, иногда в

вульгаризованной форме; оп предполагал повышение интереса к отдельной

личности, к кругу чувств и настроений частного человека. Даже внешне

Горациева сатира не могла быть похожа на сатиру Луицилия, так как к этому

времени и лексика и стилистика латинского языка достигли большого

совершенства. Латинская поэзия приобрела отточенность, изящество,

обогатилась риторическим приемами. Все эти изменения определили характер

сатир Горация. Поэт называет свои новые произведения «Беседы», указывая

этим на их связь с греческой диатрибой, импровизированной устной беседой на

моральную тему, которая наполнена сравнениями, сентенцией, примерами из

жизни, притчами, иллюстрирующими то или иное положение.

4.2 Сатира для Горация

Примерно половина сатир Горация носит философский характер. Поэта

занимает проблема личного счастья в связи с новыми социальными условиями и

в обстановке растущего индивидуализма. Дружба с Меценатом, упрочнение

своего положения помогают ему определить собственное место в обществе и

найти путь к решению этой проблемы. Он считает особенно важным показать

заблуждения и ошибки людей, пренебрегающих возможностью пойти по пути

который он нащупал. Поэт не навязывает свой положительный идеал, который,

по-видимому, складывается в годы создания сатир, но он уже достаточно

отчетливо представляет, как не надо жить. Позиция Горация, считающего, что

примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок, отвечала мыслям и личным

склонностям Октавиана, полагавшего, что сильная императорская власть

необходима, помимо прочего, для обуздания порочных представителей римского

общества. Таким образом, Гораций своими сатирами способствовал делу

укрепления единоличной власти Октавиана, что не ускользнуло от

проницательного взгляда Мецената, который после довольно-таки

продолжительных – девятимесячных – раздумий приблизил к себе поэта. Сатиры

Горация – жанр своеобразный и не соответствующий полностью нашему

представлению о сатире. Это, скорее, моральная проповедь в форме мимической

оценки или диалога. Диалогическая форма сатиры доведена потом до высокого

мастерства, особенно во II книге. В то же время, по существу, сатиры

Горация гораздо ближе к его же книге посланий, чем к Ювениану, развившему

жанр сатиры, более близкий к нашему пониманию. Сам Гораций считает сатиру

не вполне поэзией, а, скорее всего, обычной речью, только заключенной в

определенный размер. Сатира, как и комедия, говорит Гораций, не заслуживает

названия поэмы. Лишенная стихотворного размера, она ничем не будет

отличаться от обыкновенной прозаической декламации. Современная Горацию

критик помещала сатиру – как плод рефлексии и, следовательно непоэзию –

среди низких жанров литературы. В сатире нет вымышленного содержания, она

насквозь земная и реалистическая – все это не соответствовало античному

представлению о поэзии. Объектом ее изображения является проза жизни.

3. Персонажи его книг

Персонажи, которые населяют «Сатиры», - это люди, с которыми Гораций

сталкивается ежедневно: скряга, нахал, болтун, честолюбец, простой

здравомыслящий человек, жалкий философ о своей прямолинейностью и

парадоксальными тезисами, сладострастник, охотник за наследством,

разбогатевший выскочка, желающий отличиться перед гостями. Так, описывая

жестокость одного человека, он сравнивает ее с жестокостью другого:

Персий богач был, имел он больше дела в

Квазименах.

С этим Рупильем-Царем имел он тяжелую тяжбу.

Жестокий он был человек, ненавистник, в том и Царя он

Мог превзойти.

Доминирующей всюду остается автобиографическая нота. Поэт ничего о себе

не скрывает. Он даже рабу позволяет прочитать себе наставление, из которого

обнаруживается некоторая непоследовательность и даже нетерпимость Горация.

Тем не менее, это всегда уровновешенный дух, который доволствуется малым и

стремится к уединенной жизни. Ему чужды провинциальная сущность и тщеславие

тех, кто кичится своим богатством или благородным происхождением. Поэт

доволен своей скромной жизнью не стыдится того, что он сын

вольноотпущенника. Он пишет стихи не ради одобрения публики. В них,

внимательно всматриваясь в окружающую его жизнь, он неустанно экзаменует

свою совесть. В сатирах Гораций изображает самого себя в разных жизненных

обстоятельствах, рассказывает о своих привычках, желаниях, вкусах,

литературных взглядах. Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в

его сатиры, является то, что их автор, рассуждая о вопросах морали, изучая

и показывая реальную жизнь людей, всячески использует насмешку и шутку.

Отмечая людские слабости и недостатки, он не брызжет яростью, но обо всем

говорит с веселой серьезностью, как человек доброжелательный. Его

художественный принцип, заявленный в начальной сатире, - «смеясь говорить

правду», то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделать своего

читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатиру

как дружеский разговор между читателем и собой. Щадя его чувства, он

воздерживается от прямых форм порицаний и приглашает к совместному

обозрению недостатков и размышлению и природе людей, оставляя за каждым

право делать собственные выводы. Все же в первой книге «Сатир» Горация еще

встречаются некоторые резкости и персональные насмешки в духи Луцилия. В

эти годы Гораций находился в состоянии антагонизма с окружающим его миром.

Однако затем общественное положение поэта постепенно стабилизируется, он

приобретает известность в литературных кругах. Сблизившись с Меценатом и

его окружением, он обзаводится сильными покровителями и, наконец, получив

от Мецената имение, поправляет свои материальные дела. В сатирах второй

книги Гораций занят поиском гармонии между обществом и личностью. Это нашло

отражение и в форме тоне новых сатир, в которых теперь уже решительно

преобладает диалог. Не случайно Гораций, отказавшись от персональной

инвективы по образу Луцилия, опубликовал свои сатиры под названием

«Беседы». Значительно большее место в них уделяется под общим положениям

стоико-кинической популярной философии, исчезает персональная

направленность, еще имевшая место в первой книге, резко сокращается число

имен собственных: поэт предпочитает не задевать личности. По сравнению с

сатирами первой книги общий тон – более сдержанный, а стиль более искусный

и зрелый. Личность автора также отходит на второй план. Если в сатирах

первой книги, исключая восьмую, все, что сказано, говорится от лица самого

Горация, то теперь поэт чаше вступает в роли слушателя, внимающего речам

других, и лишь подчеркивает разговор, позволяя собеседнику наставлять и

поучать себя. Когда Гораций писал вторую книгу «Сатир», он был старше на

восемь лет, приобрел жизненный опыт, сложился как личность и поэт. Горация

чаще интересуют не конкретные носители порока, а его обобщенный образ, не

личности, а типы. Тема самовоспитания становится теперь едва ли не самой

главной в его поэзии. Более чем когда-либо далекий от мысли исправлять

нравы общества, он занят преимущественно вопросами самосовершенствования, и

жанр сатиры представляет ему широкие возможности для самовыражения.

4.4. Мировоззренческая позиция поэта

Взяв за образец сатиру Луцилия, Гораций развил и углубил ее

художественную форму, придав ей единый и законченный вид, чему немало

способствовало обращение к философии прежде всего каников, с их неукротимым

желанием достичь высочайшего из благ – духовной свободы. Включение в сатиру

философской беседы сообщило римскому жанру универсальный характер. Через

выявление типического описания жизни и людей приобретает в сатирах Горация

обобщающий и всеобъемлющий смысл. Однако Гораций никогда не был связан

одним каким-то философским учением. Он полагается прежде всего на здравый

смысл, далекий от всяких абстрактных парадоксов и лежащий в основе любой

мудрости. Оттого что Гораций не является философом, он не блуждает в

умозрительном мире отвлеченных настроений. Он не следует ни одной из

философских школ, беря от каждой то, что наиболее созвучно его образу

мыслей. Философия никогда не была для него личного опыта и понимания

окружающего его мира и человека в нем. В молодые годы Горацию была ближе

философия Эпикура, в зрелые он больше склоняется к стоицизму. Впрочем,

когда ему нужно, Гораций выставляет обе школы в смешном виде, потому что,

обладая врожденным чувством меры и равновесия, питает отвращение ко всем

крайностям и заблуждениям. С годами он преодолевает влияние всех

философских учений в своей этике здравого смысла. Он признает лишь одну

школу – жизнь, к которой его подготовил отец, не изучавший философию, а

следовавший голосу своей совести и старавшийся передать сыну свою житейскую

мудрость. Позиция Горация – сатирика – преимущественно

созерцательнофилософская. Он рассматривает несовершенство жизни и

человеческие слабости как нечто такое, с чем приходится мириться и что

заслуживает снисхождения. Поэт склонен смягчать отрицательные стороны

жизни, отводя им соответствующее место в действительности, ведь многие

явления можно рассматривать как относительно дурные или относительно

добрые, все зависит от угла зрения. Мировоззренческая позиция Горация

обусловила его выбор выразительных средств и приемов комического. Поэт

представляет мир в его истинных красках и пропорциях. В ненавязчивой форме

шутливой беседы он указывает путь праведной жизни. При этом глубже и тоньше

своих предшественников Гораций оценивает возможности смешного и немало

совершенствует технику его передачи, подняв ее на высокий профессиональный

и интеллектуальный уровень. Комическое в его сатирах выполняет, наряду с

воспитательной, развлекательную и терапевтическую функцию, доставляя людям

радостные эмоции и украшая их жизнь, как впрочем, и сама поэзия, которая

есть освобождение от долгих трудов. Горацию хорошо известно, какую

благотворную роль может сыграть общество остроумного собеседника,

взирающего на жизнь с улыбкой.

Заключение

Итак, Гораций не только пишет сатиры, начиная с 30 года Гораций с

перерывами пишет лирические стихотворения, оды. Своими произведениями он

увековечил себя в памяти потомков. Он сам говорит:

Я, знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди.

Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю…

Заслуга Горация–сатирика в том, что он первый в римской литературе

сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. Взявшись за жанр сатиры,

Гораций учитывал не только литературные вкусы современного ему римского

общества, но такие и его духовные проблемы и интересны, он сделал сатиру

жанром, целиком созвучным эстетическим запросам своего времени. Но, следует

отметить, что его произведения, темы, цели, взятые им в основу, актуальны и

в наши дни. Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения

много читали, изучали комментировали. Ему подражали римские сатирики Персий

и Ювенал. В Средние века в нем ценили поэта-моралиста, автора «Сатир» и

«Посланий». В эпоху Возрождения предпочтение отдавали Горацию-лирику. Его

поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто. Взгляды Горация на поэзию нашли

отражение в «Поэтическом искусстве» Буало. Особенно часто обращались к

Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются у Кантемира,

Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, А. Майкова… Кроме того

поистине наследием является выдающийся памятник античной классической

эстетики «Наука о поэзии», обобщившая раздумья автора о путях развития

поэзии и весь его поэтический опыт, принесла Горацию заслуженную славу

теоретика римского классицизма. Как мы видим, существует внутреннее

единство между Горацием-человеком и Горацием-поэтом. Человек и поэт

нерасторжимы, они слиты воедино в той гармонии, которая достигается

внутренним чувством равновесия и меры и является, согласно Горацию,

сущность поэзии. Гораций достиг этого равновесия и поэтому его произведения

живы до наших времен.

Библиографический список

1. Однотомник Классической литературы. Московский рабочий. Парнас.

Антология античной лирики. С.Л. Омеров – М.: - 1980 г.

2. Киническая литература. Нахов И.М. – М.: - 1981 г.

3. Поэтика Древнеримской литературы. Жанры и стиль. М. «Наука», 1989 г.

4. Квинт Гораций Флакк. Оды, Эподы, Сатиры, Послания… М. Дмитриева. //

Под ред. М.Л. Гаспарова. М. – 1970.

5. Гораций. Собрание сочинений. С-Пб. – 1993 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать