Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века

“blockbusters” - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные вперед

или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие,

будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной

подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный

результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше

соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта

- читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити как

искусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели”

вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми”

буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не

мастерства и индивидуальности.

Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями.

Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на

страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества -

при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет

серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало

американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными

штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в

свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально

разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в

конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны

нетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых других

городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-

технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской

съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и

расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в

съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских

подробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски,

также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпшир

недавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити

“битьем деревянной палкою по голому заду”. Но пока битье вроде бы

оставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться на

крамольников всем миром. Составлен список десяти “самых опасных”

граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производители

всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное

искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно

портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - там

воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам

самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном

смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою

территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные

средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко

“tagbanger” (производное от "tagger” и "gangbanger” - так на слэнге

обзывают участников “групповухи”). Придумали его сами граффитисты,

вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные

власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так

что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не

посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто

задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не

видно девушек?

Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в

свое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшая

футболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко на

футбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображением

быка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятся

некогда братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обряд

взросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считается

действительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз на

самых видных и опасных местах. В Берлине вообше дело поставлено на широкую

ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и

потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А

всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна

вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой

скандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными,

фантастическими и порой жестокими сюжетами. "Существует масса возможностей

приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший

себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и

со вкусом”. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити

в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время

как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника

как "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой

жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе,

компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница

между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо

(а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть,

преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем

иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются

курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому

железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один

граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил

один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.

Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются.

Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того,

как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и

памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути

граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в

тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых

коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить

путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство

выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это

своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами

общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами,

прозвищами, кодами и символами.

Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или

просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих

tag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в

Москве). Их стараними мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуре

граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в

клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не

молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть

свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными

в граффити. В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют

пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от

расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительнызх

заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все

где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.

Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это,

конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде

всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые"

художники, считающие, что граффити, родившись как crime art -

противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые

отношения. Но многие новые команды, не считаяь с идеологией, целиком

переходят на заказные работы.

Немаловажным аспектом, о котором нельзя забывать никоим образом

является граффити и Ваше здоровье:

"Я потратил целый день на довольно большой рисунок. К вечеру я ощущал

головокружение, горящее горло, грудь и живот. Я чувствовал себя больным и

очень уставшим. И наконец понял, что пары краски действительно начали

добираться до меня".

Если вы рисуете и говорите "всё ОК: я задерживаю дыхание, когда

веду баллон с краской по стене" или я достаточно далеко держу свой нос от

краски и она меня не достанет " - позвольте мне разочаровать вас . Если вы

когда-либо красили в закрытом помещении, то вы понимаете, что я хочу

сказать- это так называемый "туман".

Когда вы окрашиваете, ваши легкие, внутренняя часть ваших губ и

носа поглащают этот туман. Токсины краски могут также быть поглощены и

через вашу кожу. Теперь с этим знанием, думайте относительно того, хотите

ли вы загнуться через лет 5-6 (в зависимости от того, с какой

интенсивностью вы рисуете) от рака лёгких, кожи или какой-нибудь другой

болезни, вызванной токсинами или купить маску и перчатки.

Какая Маска?

Приличная маска должна закрыть ваш нос и рот. Она должна иметь по

крайней мере два фильтра. Внешний фильтр называется "фильтр пыли" и обычно

состоит из бумажного основного фильтра в пластмассовом кожухе. Внешний

фильтр останавливает пыльные частицы тумана краски.

Внутренний фильтр - "газовый фильтр" - обычно состоит из угольно-

основанного вещества, в металлическом кожухе. Этот фильтр, который

останавливает газы/пары, которые вы можете легко не заметить, как "пыль

краски", но все же это - наиболее опасный аспект использования аэрозолей.

Оба фильтра должны надёжно крепится к вашей маске или плотно

ввинтчиваться в неё. Маска должна быть притянута к лицу достаточно сильно,

чтобы эффективно остановить испарения. Имеется обычно простой клапан на

маске, который позволяет вам выдыхать. Фильтры будут непрерывно "чистить"

воздух, если они хранятся в открытом месте. Так что, когда ваша маска не

используется, держите её в чистом, проветреваемом месте.

Если вы чуствуете запах или вкус краски через маску, это говорит о

том, что пришло время, чтобы заменить фильтры. Вообще, в зависимости от

того, сколько вы красите - надо менять фильтры один раз в год. Желательно

имееть под рукой другие, более дешевые маски, но они обычно только

останавливают пыль/туман, но не ядовитые пары. Что бы там нибыло, они

лучше, чем ничто - но надо помнить, что они не достаточно хороши.

Кроме того...

Прежде чем, вы собираетесь красить неплохо было бы поесть и выпить

побольше воды. Это сделает ваш организм менее подверженным токсинам краски.

Рассказывает один уличный художник: "В моем случае, я думаю, что

осознал опасность от краски как раз вовремя. Я никогда не страдал от астмы

прежде. Теперь, когда я бежал, чтобы поймать поезд на остановке или убегая

от полиции, я весьма часто стал останавливаться, чтобы передохнуть, начал

хрипеть и ужасно кашлять".

* * * * *

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити явл

яется культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом

обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной

и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия

на людей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать