Гюстав Курбе
В
развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца
Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто,
опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве
важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал и
пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В 1855
году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им
«Реализм».
Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года:
«Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня» (не сохран.),
«Похороны в Орнане». Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе
иногда и называют «мастером из Орнана»). В них Курбе стремился обобщить
конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу целого
поколения, типические характеры современников. Картину «Похороны в Орнане»,
где показана траурная процессия, художник трактует как произведение
исторического жанра. На полотне большого формата он изображает множество
людей, большей частью написанных с натуры, еще больше подчеркивая
реальность происходящего. Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию
столь сложного произведения, как «Мастерская художника» (1855, Лувр,
Париж), не случайно названного им «реальная аллегория». В центре картины-
фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье
располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим
картинам Курбе, часть как бы является «аллегорией» различных слоев
населения и профессий.
Наиболее известные произведения Гюстава Курбе «Деревенские барышни»
(1851). Также художник создавал социально-критические произведения
«Возвращение кюри с приходской конференции» (1862, эскиз, не сохран.).
Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной
критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости
искусства-произведения «Встреча», «Здравствуйте, господин Курбе!» (1854,
Музей Фабра, Монпелье), «Ателье»(1855, Лувр)- аллегорические композиции, в
которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей.
В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства-
«Источник» (1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной
осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом,
основанным на мягких грациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением
строгого величия и материальности природы («Море у берегов Нормандии»,
1867, ГМИИ).
Сделав своим девизом «правду в искусстве», Курбе следовал
реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж
или натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные
критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В
1871 году в дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими ,
участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом как
символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился изгнанием
в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных разбирательств художника
приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.
Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье,
художников барбизонской школы составило мощное движение в искусстве Франции
середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками
других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие французские
мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.
В этом произведении «Дробильщики камня», не сохранившемся к нашему
времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека.
Гюстав
Курбе
(1819-1877)
Выполнил Корниенко Алексей
10. 11 .1998
Проверил И. В.
Еремин
Красноярск , 1998