Гюстав Курбе

Гюстав Курбе

В

развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца

Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто,

опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве

важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал и

пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В 1855

году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им

«Реализм».

Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года:

«Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня» (не сохран.),

«Похороны в Орнане». Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе

иногда и называют «мастером из Орнана»). В них Курбе стремился обобщить

конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу целого

поколения, типические характеры современников. Картину «Похороны в Орнане»,

где показана траурная процессия, художник трактует как произведение

исторического жанра. На полотне большого формата он изображает множество

людей, большей частью написанных с натуры, еще больше подчеркивая

реальность происходящего. Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию

столь сложного произведения, как «Мастерская художника» (1855, Лувр,

Париж), не случайно названного им «реальная аллегория». В центре картины-

фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье

располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим

картинам Курбе, часть как бы является «аллегорией» различных слоев

населения и профессий.

Наиболее известные произведения Гюстава Курбе «Деревенские барышни»

(1851). Также художник создавал социально-критические произведения

«Возвращение кюри с приходской конференции» (1862, эскиз, не сохран.).

Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной

критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости

искусства-произведения «Встреча», «Здравствуйте, господин Курбе!» (1854,

Музей Фабра, Монпелье), «Ателье»(1855, Лувр)- аллегорические композиции, в

которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей.

В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства-

«Источник» (1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной

осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом,

основанным на мягких грациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением

строгого величия и материальности природы («Море у берегов Нормандии»,

1867, ГМИИ).

Сделав своим девизом «правду в искусстве», Курбе следовал

реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж

или натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные

критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В

1871 году в дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими ,

участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом как

символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился изгнанием

в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных разбирательств художника

приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.

Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье,

художников барбизонской школы составило мощное движение в искусстве Франции

середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками

других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие французские

мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.

В этом произведении «Дробильщики камня», не сохранившемся к нашему

времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека.

Гюстав

Курбе

(1819-1877)

Выполнил Корниенко Алексей

10. 11 .1998

Проверил И. В.

Еремин

Красноярск , 1998



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать