Искусство этрусков
Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII –
I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставило
значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на
древнеримскую художественную деятельность. Произведения этрусского
искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой
Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные
мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина)
и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современному
человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими
формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре,
включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.
Освоение различных видов изобразительного искусства у этрусков шло тем
же путем, что и у других народов. Чувство пропорций, ритмов, числовых
соотношений находило отражение в архитектуре – об этом свидетельствуют
этрусские храмы, гробницы, крепостные сооружения. В монументальной и
камерной скульптуре, украшавшей храмы, гробницы, саркофаги, погребальные
урны, культовые и бытовые предметы – треножники, цисты, зеркала – получило
выражение тонкое ощущение пластической формы. Этрусские скульпторы
обращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов –
низкий и высокий. Отпечаток художественных вкусов этрусков сохранила
керамика своеобразных форм, украшавшаяся рельефными и живописными
изображениями. Торевты исполняли из драгоценных металлов исключительные по
красоте серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы. Резчики по камню
помещали на геммах-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции,
умело соотнося углубленный рельеф с формой небольшого цветного камня.
Этрусские погребальные росписи дают наиболее представление о характере
античной живописи первого тысячелетия до н. э.
Этрусским мастерам были известны разнообразные материалы. Для
сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов
применялись различные породы камня, а также дерево и глина, из которой
изготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен. В скульптуре камень
использовался реже, чем у греков. Этруски знали ваяние, когда мастер
отсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый им
художественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали свои
произведения постепенным наращиванием материала – сырой глины или воска, в
терракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваянию
отличает художественные принципы восточных народов, с искусством которых
этруски были хорошо знакомы.
Мрамор, несомненно известный этрускам, почти не находил у них
применения. Они любили серый туф, темный травертин, породы вулканического
происхождения с грубой поверхностью, усиливавшей условность памятников.
Возможно, этруски сознавали, что полупрозрачный мрамор, хорошо
имитировавший фактуру человеческой кожи, будет повышать реальность их и без
того очень конкретных, нередко подчеркнуто резких, эмоционально напряженных
образов. Основными материалами этрусских скульпторов и керамистов была
бронза и терракота. Им уступали камень, драгоценные металлы, кость и
полудрагоценные камни, применявшиеся для изготовления украшений и гемм-
печатей. В живописи гробниц использовались минеральные краски разных
цветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку,
реже на сухую, а порой и прямо на поверхность скалистых стен склепа. В
керамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур.
Для этрусков не характерны монументальные и гражданские памятники,
подобные водружавшимся на площадях и улицах древнегреческих городов.
Значение этого вида искусства у этрусков, если он вообще существовал, было,
как и в древневосточных государствах – Ассирии, Финикии, Египте, -
невелико. В этрусской скульптуре нет статуй, намного превышающих
человеческий рост, но чаще встречаются изваяния, даже божеств, героев,
воинов, нарочито уменьшенные. И тем не менее созданные этрусками в камне,
терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камнях
произведения далеки от камерности и выражали не только личные настроения
мастеров и заказчиков, но и чувства всего народа.
Этрусские ваятели придавали большое значение цвету. На многих
терракотовых статуях и рельефах сохранилась раскраска, часто применялись
ярко-зеленая или темная бронза, камень-известняк с сурово-серой шероховатой
поверхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резные
полудрагоценные камни разнообразных цветов.
Работа скульптора в Этрурии вряд ли высоко оценивалась и была так же
почетна, как в Древней Греции. Во всяком случае, имена мастеров почти не
дошли до наших дней, известно лишь имя жившего в конце VI – начале V века
до н. э. Вулки, упомянутое римским ученым и писателем Плинием.
Памятники этрусского искусства были известны уже в средние века, но
особенный интерес к ним возник в эпоху Возрождения, когда с живописью и
скульптурой этрусков соприкоснулись крупнейшие мастера Ренессанса.
Итальянские гуманисты сознавали красоту и совершенство произведений
этрусков, их бронзовые скульптуры нередко подновлялись и реставрировались в
те годы. В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках,
такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с
гравированными изображениями. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию»
с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. Одним из
исследователей, утверждавших самобытность этрусского искусства и
стремившихся определить его место в этрусском обществе, был немецкий
историк искусства Винкельман. Этот ученый, которого иногда называют
основоположником современной истории искусства, наиболее систематически
изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой
«Истории искусства древности». Привлекали внимание ученых этрусские
росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. В Вольтерре священник
Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. В 20-х годах
XIX века заинтересовались найденными около Перуджи этрусскими надписями и
памятниками, обнаруженными во многих неразграбленных этрусских могилах.
Сведения о них опубликовал Э. Герхардт. В России этрусками занимался в
первой половине XIX века ученый А.Д. Чертков.
Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохранила
множество произведений искусства. Десятилетие спустя коллекционер Д.
Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскую
усыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуа
близ Вульчи.
Во второй половине XIX века интерес к этрускам несколько угас, и даже
укоренилось мнение, что этрусское искусство – явление второразрядное, что
оно лишь отблеск и тень искусства греческого. Это убеждение было порождено
формальной точкой зрения на произведения этрусского искусства. Дело в том,
что высшим мерилом художественного творчества считалось греческое
искусство, с которым сопоставлялись шедевры других народов. Подобный
принцип был применен и к этрусскому искусству. Между греческими и
этрусскими памятниками искусства обнаружились удивительные параллели и
совпадения, которые механически объясняли тем, что этруски лишь копировали
недосягаемые греческие образцы.
Никто не отрицает, что греческое влияние в этрусском искусстве
действительно было очень велико. Настолько велико, что специалисты не без
основания считают авторами многих творений не этрусков, а греков, живших в
этрусских городах. Вместе с тем в художественных произведениях этрусков
можно различить типично восточные элементы. Однако в этрусском искусстве
есть черты, определяющие его подлинную индивидуальность, выражающие
типические особенности этрусской среды.
Своеобразие этрусского искусства ощущается особенно сильно в изделиях,
вышедших из мастерских чеканщиков по металлу и гончаров, а также во
фресках, украшающих могилы знатных этрусков. Оно проявляется в реализме, в
умении подчеркнуть характерные детали, что придает этрусскому искусству
грубоватость выражения, присущую местной италийской среде и отличающую
этрусское искусство от греческого.
Истинную красоту, скрытую в этрусских произведениях искусства, в
большинстве случаев трудно заметить при поверхностном осмотре. При первом
взгляде на этрусские памятники они производят впечатление непривычной
суровости, иногда даже жестокости. Лишь длительное изучение их содержания и
формы позволяет понять, в чем сила их эмоционального воздействия.
Наряду с реализмом, характерным для этрусского искусства, необходимо
подчеркнуть его тесную связь с мифологическим миром религиозных
представлений. Его герои были хорошо знакомы каждому этруску, они
сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Не удивительно, что
мифология оказала влияние на художественное творчество. Боги, демоны,
легендарные титаны не были для этрусков тенями, отброшенными
несуществующими телами, наоборот, они представляли собой такую же
реальность, как их собственная жизнь. Наряду с бытовыми сценами и веселыми
пиршествами мифология и религия были наиболее обильным источником сюжетов
для этрусского искусства.
В XX веке широкие археологические работы в различных этрусских