Искусство Японии

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы

можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между

божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в

связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской

архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица

Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера

на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился

императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.

Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая

культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе

и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько

архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных

и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов

строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты

дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э -

"китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно

наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых

галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично

расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и

храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также

различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей

и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и

первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную,

позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так

называемый Золотой павильон (Кинкакудзи), построенный в 1397 г. в Киото по

приказу правите-ля страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося

дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной

крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на

легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых

линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство

того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но

могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры

XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность

были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В

дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением

большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни

страны, войны способстювали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее

приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на

века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых

ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна

башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались

замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX в ке.

Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные

домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух "суровой

простоты" и "примирения", поэтому излишества считались невозможными.

Насчитывается свыше 100 типюв чайных домиков, начиная от имитирующих

простую хижину и кончая напоминающими красиво оформлен-ную шкатулку.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство.

Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и

создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в

храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за

всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными

произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки

хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.). когда в стране установилась централизованная

система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок

замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое

развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский

дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и

павильонами.

Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры

являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и

Камакура, так и "философские", символические "сады камней",

культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее время. "Нигде в мире сады

не кажутся более таинственными и символическими, чем те, которые были

созданы мастерами секты дзэн", - писал итальянский писатель Ф. Мараини.

Многочисленные скалы, вероятно, вдохновили великого дзэнского

художника Соами. когда он в конце XV века создавал сад "сухого пейзажа"

Рёан-дзи в Киото. Пустынное пространство белого песка выполняет здесь роль

оправы для камней, которые кажутся драгоценными в своей чистой,

первозданной красоте. В разбегающихся волнах сухого песка как бы

закодировано море. Соами создавал сад для могущественного властителя

Хосокава Кацумото. Но каждый человек, созерцающий этот сад, может

"вычитывать" из него самое разное содержание: море с его островами -

космогонический символ самой Японии; одиночество утесов, встающих среди

водной глади; возвышенность горных вершин над морем облаков и истины над

облаками мнений и сомнений. И хотя буквальный смысл его: тигрица с

тигрятами вброд переходит реку, а символический: путь живых существ,

переплывающих море иллюзий в направлении к "берегу озарения", но сколько

зрителей - столько толкований. Как все великие произведения искусства, сад

Рёан-дзи служит отправной точкой созерцания и размышления, новой для

каждого посетителя, для каждого нового поколения.

Традиционная японская архитектура в целом достигла сво-его наивысшего

уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности,

приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры

были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои

лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Скульптура.

Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии

искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало

скульптурного изображения будд, бодисатв и т. п. Однако буддизм же в

определенной мере и сковывал это развитие, ибо единственным объектом

изображения первоначально был Будда, причем, как известно, буддийские

художники при его изображении вынуждены были считаться с весьма строгими

предписаниями относительно того, как, в каких позах, при каком расположении

рук, ног, туловища и каким именно образом он должен быть изображен.

В период Асука, т. е. после 650 г., уже существовало много изображений

Будды. В 650 г. выдающийся мастер этой эпохи Ямагути-но Атаногути по

приказу императора создал композицию "Тысяча будд".

Одной из наиболее древних статуй является статуя Будды в храме

Гангодзи, сделанная скульптором Тори Буси в начале VII века. Будда

изображен стоя. Высота фигуры 5 м. Известны изображения будд из бронзы.

Например, скульптура триады Сяка в Золотом храме ансамбля Хорюдзи. Однако

преобладающая часть буддийских скульптур выполнялась из дерева.

К числу памятников раннебуддийской скульптуры, восходящих к

импортированным, прежде всего, корейским образцам, но уже явно отмеченных

своеобразием японского гения. относится статуя Гусэ Каннон из храма Юмэдоно

(дословно "Павильон сновидений") в монастыре Хорюдзи. Фигура богини

выполнена из одного куска камфорного дерева. Искусствоведы считают, что это

деревянная копия бронзовой статуи, покрытая позже тонким листовым золотом.

Каннон - так называли японцы бодисатву Авалокитешва-ру. В Японии этот

образ слился с образом женского божества, выражающего идею материнской

любви, милосердия, милости ко всему жигущему.

Скульптура в Японии продолжала свое развитие и в период Нара, когда

ранний японский абсолютизм достиг расцвета (примерно вторая половина VII

в.). Скульптуры этого периода характеризуются уже большей творческой

свободой мастера, а лучшие отличаются пластичностью и правильностыо в

передаче пропорций человеческого тела. Прекрасными образцами искусства того

периода явля-ются голова Будды в храме Ямададэра и триада Якуси в храме

Якусидзи. Как и в других буддийских странах, в Японии периода Нара

создаются огромные скульптурные изображения будд и бодисатв, расположенные

вне помещений. Например, 18-метровая скульптура бодисатвы Мироку в храме

Дайандзи. В целом буддийская скульптура в Японии достигла в период Нара

уровня лучших образцов скульптуры других буддийских стран.

В поздний период Нара (VIII в.) была построена группа ведущих храмов,

что потребовало большого количества скульптур. В изображениях будд в этот

период отмечается более строгое следование канону. Вместе с тем буддийская

скульптура стала более разнообразной. Начала развиваться и портретная

скульптура.

Характеризуя особенности реализма в японской скульптуре того периода,

академик Н. И. Конрад писал: "Скульптура наделена живым человеческим лицом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать