многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты
их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же
монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял
свою первоначальную форму.
4.2 Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17
века, в описях она показана «каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9
колоколами и боевыми часами о 4 колоколах». К началу 18 века количество
колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.
5. Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни
монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище
становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя
Софию, превращается в княжескую усыпальницу.
В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой
республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства.
По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и
издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла
за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в
1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались
приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья,
пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их
действиями следили жившие в деревнях «посельные монахи».
Из-за своего привилегированного положения среди новгородских
монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены
– с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом
после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право
архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе.
Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных
делах и посольствах.
6. Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со
времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во
время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола
ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой
лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и
благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом.
Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое
ударяли.
Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия
в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному
бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова,
Когда он приплывал на праздник в лодке.
7. Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей,
посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав
Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся
могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также
князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного
описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.
8. Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый
Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен,
как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по
указу Ивана III половины земель.
С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок
России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья,
крестьяне, приписные обители, он обветшал.
9. В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба
его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не
встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова.
Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя
внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических
настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и
вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством,
летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново
отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший
единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой
сейчас едут сюда паломники и туристы.
10. Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд
документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки,
но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое
за «непристойные духовному сану поступки», «за раскол», а иногда за
пьянство, воровство, прелюбодеяние.
11. В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные
работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И
монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он
был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия
фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда
белых стенах были расположены снайперские гнезда.
12. Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70
лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин,
ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего
в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи
1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для
монастыря они сейчас практически утеряны.
И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в
честь святого Георгия в храме поставили «кружку» для сбора средств на
реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный
салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно
хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932
года. Самые известные и ценные из них – это «Неопалимая купина», весом в
2100 пудов, и «Крест» - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов
шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки –
архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к
жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья
и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет
велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают
студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.
На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха,
инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают
из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет
пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор.
Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится
хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими
печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный
камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.
13. Хочется надеяться, что так легко и бессмысленно разбитый и
заброшенный и так долго и трудно идущий к своему возрождению Юрьев
монастырь обретет, наконец, былое величие и славу. Даже если, скорее всего,
случиться это не через год и не через несколько лет.
Перечень литературных источников:
. В Свято-Юрьевом идут службы Э. Усманова, «Экономика и жизнь», СПб,
региональный выпуск, 1997.
Статья, посвященная состоянию монастыря в наши дни.
. Голос «Неопалимой купины» Г.Нарышкин, «Новгородская правда», 1990.
Из истории колоколов звонницы Свято-Юрьевой Лавры; послевоенные годы в
монастыре, восстановление в 70-х, 80-х.
. За стенами Юрьевского монастыря Г.Нарышкин, «Новгород», 1995.
Комплекс Свято-Юрьевой Лавры, жизнь в стенах монастыря в 90-е гг.
. Монастырь у истока Волхова Н.Жерве, «Где святая София, там и Новгород»,
СПб, 1997.
Глава, посвященная описанию Юрьевского монастыря от основания до нынешних
дней, из сборника научных статей о новгородской истории и архитектуре.
. Новая жизнь древней обители Т.Данилова, «Новгородские епархиальные
ведомости», 1997
Точка зрения Православной церкви на историю и сегодняшнее состояние
монастыря.
. Описание нового общежительного первоклассного Юрьева монастыря
Архимандрит Макарий, М., 1858.
История и жизнеописание Свято-Юрьевой Лавры вплоть до 19 века от лица его
настоятеля.
. Путеводитель по Новгороду В.Ласковский, Новг., 1910.
Подробное описание архитектурных достопримечательностей дореволюционного
Новгорода с историческими справками.
. Северный страж Руси В.Андреев, Лениздат, 1983.
Книга кандидата исторических наук о древнем Новгороде, его роли в
становлении Русского государства; глава «Власти светские и церковные»
содержит сведения о роли монастырей в Древней Руси, в частности, в Великом
Новгороде.
. Юрьево П.Золин, Лениздат, 1979.
Брошюра кандидата исторических наук об архитектурных памятниках Юрьева
монастыря и исторических событиях, сязанных с этими местами.
. Юрьево А.Семенов, книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1959.
История Новгородского Юрьевского монастыря и его архитектурный ансамбль.
Страницы: 1, 2