История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря

многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты

их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же

монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял

свою первоначальную форму.

4.2 Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17

века, в описях она показана «каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9

колоколами и боевыми часами о 4 колоколах». К началу 18 века количество

колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.

5. Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни

монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище

становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя

Софию, превращается в княжескую усыпальницу.

В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой

республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства.

По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и

издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла

за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в

1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались

приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья,

пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их

действиями следили жившие в деревнях «посельные монахи».

Из-за своего привилегированного положения среди новгородских

монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены

– с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом

после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право

архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе.

Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных

делах и посольствах.

6. Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со

времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во

время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола

ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой

лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и

благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом.

Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое

ударяли.

Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия

в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному

бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова,

Когда он приплывал на праздник в лодке.

7. Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей,

посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав

Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся

могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также

князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного

описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.

8. Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый

Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен,

как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по

указу Ивана III половины земель.

С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок

России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья,

крестьяне, приписные обители, он обветшал.

9. В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба

его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не

встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова.

Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя

внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических

настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и

вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством,

летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново

отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший

единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой

сейчас едут сюда паломники и туристы.

10. Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд

документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки,

но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое

за «непристойные духовному сану поступки», «за раскол», а иногда за

пьянство, воровство, прелюбодеяние.

11. В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные

работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И

монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он

был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия

фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда

белых стенах были расположены снайперские гнезда.

12. Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70

лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин,

ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего

в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи

1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для

монастыря они сейчас практически утеряны.

И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в

честь святого Георгия в храме поставили «кружку» для сбора средств на

реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный

салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно

хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932

года. Самые известные и ценные из них – это «Неопалимая купина», весом в

2100 пудов, и «Крест» - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов

шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки –

архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к

жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья

и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет

велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают

студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.

На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха,

инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают

из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет

пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор.

Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится

хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими

печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный

камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.

13. Хочется надеяться, что так легко и бессмысленно разбитый и

заброшенный и так долго и трудно идущий к своему возрождению Юрьев

монастырь обретет, наконец, былое величие и славу. Даже если, скорее всего,

случиться это не через год и не через несколько лет.

Перечень литературных источников:

. В Свято-Юрьевом идут службы Э. Усманова, «Экономика и жизнь», СПб,

региональный выпуск, 1997.

Статья, посвященная состоянию монастыря в наши дни.

. Голос «Неопалимой купины» Г.Нарышкин, «Новгородская правда», 1990.

Из истории колоколов звонницы Свято-Юрьевой Лавры; послевоенные годы в

монастыре, восстановление в 70-х, 80-х.

. За стенами Юрьевского монастыря Г.Нарышкин, «Новгород», 1995.

Комплекс Свято-Юрьевой Лавры, жизнь в стенах монастыря в 90-е гг.

. Монастырь у истока Волхова Н.Жерве, «Где святая София, там и Новгород»,

СПб, 1997.

Глава, посвященная описанию Юрьевского монастыря от основания до нынешних

дней, из сборника научных статей о новгородской истории и архитектуре.

. Новая жизнь древней обители Т.Данилова, «Новгородские епархиальные

ведомости», 1997

Точка зрения Православной церкви на историю и сегодняшнее состояние

монастыря.

. Описание нового общежительного первоклассного Юрьева монастыря

Архимандрит Макарий, М., 1858.

История и жизнеописание Свято-Юрьевой Лавры вплоть до 19 века от лица его

настоятеля.

. Путеводитель по Новгороду В.Ласковский, Новг., 1910.

Подробное описание архитектурных достопримечательностей дореволюционного

Новгорода с историческими справками.

. Северный страж Руси В.Андреев, Лениздат, 1983.

Книга кандидата исторических наук о древнем Новгороде, его роли в

становлении Русского государства; глава «Власти светские и церковные»

содержит сведения о роли монастырей в Древней Руси, в частности, в Великом

Новгороде.

. Юрьево П.Золин, Лениздат, 1979.

Брошюра кандидата исторических наук об архитектурных памятниках Юрьева

монастыря и исторических событиях, сязанных с этими местами.

. Юрьево А.Семенов, книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1959.

История Новгородского Юрьевского монастыря и его архитектурный ансамбль.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать