История русской матрешки

объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи,

но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся

в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в

Париже.

Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные

ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной

участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий,

проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной

выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с

русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и

стран Ближнего Востока.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская

подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки,

отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по

себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении

матрешки.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением

времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее

увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В

период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших

древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в

шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были

изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой

Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные

произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о

рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня

“Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен

появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко

создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников –

профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали

традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.

Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в

домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно

описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок,

произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.

Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы

и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться

последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых

неразъемных фигур.

В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда

вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые

игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями обточенными и

вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии сергиевских кустарей и

интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к

первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в

Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем

и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они

отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и

любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с

многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники,

купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд

девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками,

посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

§2 “Загорский ” стиль росписи матрешки.

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом

Посаде развивался как один из видов оригинального авторского

художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров –

матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль

росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева

Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену

подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных

мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к

первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение

круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных

сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или

оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки

тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других

игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности,

в результате возникновения новой социально – экономической и культурной

ситуации в стране.

Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической

революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче –

Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и

культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись

матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер.

Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие

индивидуальному почерку расписчицы.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек

стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских )

художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов

вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с

необходимостью их дальнейшего тиражирования.

§3. Семеновская и мериновская матрешки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом

наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки,

которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская

матрешка”.

Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной

обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы.

Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село

Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями.

Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской

ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений

Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-

своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан

перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается

основным для мериновских мастеров.

В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди

матрешечников Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в

близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по

производству сувениров, включая матрешки.

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого

времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно

отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на

незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по

декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске.

Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В

композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это

позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно влиться в

круг характерных для тех мест изделий.

§4. Полховская игрушка.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна

матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его

назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих

сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное

многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с

маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок –

столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских

матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного

цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” –

наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и

“пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи,

расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной

поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же

сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и

лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при

помощи лакировки.

§5. Вятская игрушка.

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой

тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении

используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще

характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами,

корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,

использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала

применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного

оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным

и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной

скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее

внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности,

помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших

затрат времени и высокого уровня мастерства.

Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских

промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ. В 1960

годы появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных

традициях.

Глава III. Второе рождение матрешки.

Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрешки,

наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую

авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток

индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно

сохраняли сложившиеся приемы росписи.

С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы

Главного художника Загорской фабрики игрушек №1

С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки

Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет

подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для

загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного,

желтого, зеленого.

В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А.

Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево –

коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием

работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих

мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра

декоративно – прикладного искусства.

Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения

матрешки в Сергиевом Посаде.

В настоящее время творчество в этой области достигает своего

художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента

сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась,

пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились

мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов

в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием

художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим

спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому

точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие

профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад

об этом и не помышляли.

В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с

простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века,

более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов.

Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые сергиевские образцы, были

доступны далеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью

непрестанных и порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины,

слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие – полное

раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в

украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных

шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических

лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без

курьезов. К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью “под

Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы

для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными

альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами

изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в

основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи

сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается

это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью

и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие

сергиевскому канону: обязательные шаль, передник ,сарафан. При этом

сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики –

разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие

деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства

меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная

праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего

промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого

промысла.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только

в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге,

отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и

стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на

матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень

напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить

определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для

него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с

платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой

популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не

забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом

направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся

девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в

букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример

обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же

время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что

возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают

привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В.

Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью

высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря

на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное

стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л.

Голубевой, Е. Паниной и других.

Заключение.

Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие –

юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом

России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему.

Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея

игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта

деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению

ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его

огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные

произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

[pic]

Сергиевская матрешка “Свадьба” (экспортный вариант).

[pic]

Полховская матрешка.

[pic]

Матрешка – неваляшка.

[pic]

Семеновская матрешка.

[pic]

Мериновская матрешка.

[pic]

[pic]

Нетрадиционная матрешка.

[pic]

Список литературы.

1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.

2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.

3. Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

4. Народные художественные промыслы. общ. ред.

М.А. Некрасовой и др.

5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.

С-П.: Детская литература .

6. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.

7. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:

Планета 1987.

8. Прекрасное своими руками: народные художественные

ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.

9. Коняев Н. Игрушки русских императоров. : Подъем 1994

№4.

10. Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР. 1987.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать