объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи,
но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся
в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в
Париже.
Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные
ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной
участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий,
проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной
выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с
русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и
стран Ближнего Востока.
В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская
подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки,
отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по
себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении
матрешки.
Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением
времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее
увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В
период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших
древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в
шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были
изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.
Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой
Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные
произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о
рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня
“Квартет” И.А. Крылова и многие другие…
100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен
появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко
создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников –
профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали
традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.
Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в
домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно
описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок,
произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.
Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы
и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться
последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых
неразъемных фигур.
В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда
вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые
игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями обточенными и
вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.
Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии сергиевских кустарей и
интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.
Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к
первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в
Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем
и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они
отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и
любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с
многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники,
купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд
девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками,
посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.
§2 “Загорский ” стиль росписи матрешки.
В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом
Посаде развивался как один из видов оригинального авторского
художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров –
матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль
росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева
Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену
подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных
мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к
первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение
круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных
сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или
оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки
тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других
игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности,
в результате возникновения новой социально – экономической и культурной
ситуации в стране.
Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической
революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче –
Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и
культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись
матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер.
Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие
индивидуальному почерку расписчицы.
С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек
стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских )
художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов
вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с
необходимостью их дальнейшего тиражирования.
§3. Семеновская и мериновская матрешки.
На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом
наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки,
которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская
матрешка”.
Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.
С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной
обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы.
Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село
Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями.
Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.
В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской
ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений
Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-
своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан
перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается
основным для мериновских мастеров.
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди
матрешечников Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в
близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по
производству сувениров, включая матрешки.
В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого
времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно
отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на
незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по
декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске.
Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В
композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это
позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно влиться в
круг характерных для тех мест изделий.
§4. Полховская игрушка.
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна
матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его
назвали в простонаречии.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих
сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное
многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с
маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок –
столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских
матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного
цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” –
наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и
“пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи,
расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной
поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же
сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и
лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при
помощи лакировки.
§5. Вятская игрушка.
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой
тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении
используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще
характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами,
корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,
использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала
применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного
оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным
и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной
скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее
внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности,
помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших
затрат времени и высокого уровня мастерства.
Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских
промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ. В 1960
годы появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных
традициях.
Глава III. Второе рождение матрешки.
Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрешки,
наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую
авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток
индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно
сохраняли сложившиеся приемы росписи.
С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы
Главного художника Загорской фабрики игрушек №1
С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки
Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет
подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для
загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного,
желтого, зеленого.
В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А.
Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево –
коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием
работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих
мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра
декоративно – прикладного искусства.
Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения
матрешки в Сергиевом Посаде.
В настоящее время творчество в этой области достигает своего
художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента
сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась,
пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились
мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов
в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием
художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим
спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому
точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие
профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад
об этом и не помышляли.
В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с
простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века,
более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов.
Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые сергиевские образцы, были
доступны далеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью
непрестанных и порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины,
слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие – полное
раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.
Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в
украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных
шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических
лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без
курьезов. К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью “под
Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы
для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными
альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами
изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в
основном за рубеж.
При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи
сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается
это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью
и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие
сергиевскому канону: обязательные шаль, передник ,сарафан. При этом
сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики –
разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие
деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства
меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная
праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего
промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого
промысла.
С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только
в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге,
отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и
стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на
матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень
напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить
определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для
него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с
платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой
популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не
забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом
направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся
девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в
букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример
обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же
время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что
возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают
привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В.
Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью
высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря
на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное
стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л.
Голубевой, Е. Паниной и других.
Заключение.
Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие –
юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом
России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему.
Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея
игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта
деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению
ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его
огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные
произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.
[pic]
Сергиевская матрешка “Свадьба” (экспортный вариант).
[pic]
Полховская матрешка.
[pic]
Матрешка – неваляшка.
[pic]
Семеновская матрешка.
[pic]
Мериновская матрешка.
[pic]
[pic]
Нетрадиционная матрешка.
[pic]
Список литературы.
1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.
2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская игрушка. : Советская Россия 1987.
4. Народные художественные промыслы. общ. ред.
М.А. Некрасовой и др.
5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.
С-П.: Детская литература .
6. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.
7. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:
Планета 1987.
8. Прекрасное своими руками: народные художественные
ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.
9. Коняев Н. Игрушки русских императоров. : Подъем 1994
№4.
10. Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР. 1987.
Страницы: 1, 2