Изобразительное искусство республиканского Рима

Изобразительное искусство республиканского Рима

Введение

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой

родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой.

Республиканский период явился временем становления римской культуры.

В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский

полуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все

Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощное

военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свой

быт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных давал

дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась

очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на

протяжении всей истории существования Римскую республику сотрясали

восстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело к

падению республики и возникновению империи.

Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда

и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие -

более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные

представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые

основы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свой

прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие

исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось

основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции

началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне

почитали за образец.

Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в высшем обществе.

Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили

общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось

помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений

Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического

вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как

избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское

искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за

этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей

из них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий),

римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее

значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя

многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в

художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской

художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от

возвышенной поэтики мифотворчества греков.

Практический склад римской культуры сказывается во всем - в

прагматичном стиле их мышления, в нормативном представлении о

целесообразном миропорядке, в скрупулёзности римского права, в тяготении к

точным историческим фактам, в примитивной конкретности религиозных

представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в

римской культуре.

Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти

тысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду Республики -

конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в так

называемую эпоху Римской империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и

пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных

римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном

уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения

самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое

место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней

художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством

градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и

живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли

греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие

культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие

ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и

эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая

разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная

культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия

искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не

первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый

интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-

историческом характере рядового человека - гражданина римского государства,

сознающего свое значение как самоценной личности.

Целью нашей работы является познать – каково оно искусство Римской

Республики. Для этого рассмотрим скульптуру, архитектуру, изобразительное

искусство.

Множество источников помогут нам в этой задаче. Так прежде всего

«История искусств» под редакцией А. Воротникова, О. Горшковоза, О. Еркина.

Также «История культуры Древнего Рима и Греции» перевод с польского В. К.

Ронина.

1. Архитектура в период Римской республики

Состояние римской архитектуры было тесно связано с усложнением

общественных отношений, развитием урбанизма, ростом потребностей городского

населения; оно находилось под греческим и этрусским влиянием. Ранний город

строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные

жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были

лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI

в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились

пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы

сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а

позднее и каменным сводом.

«Пожар Рима после взятия его галлами в начале IV в. до н. э. уничтожил

большую часть городских зданий. После пожара Рим застраивался стихийно,

сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был

обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими

замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и

опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был

подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из

массивных квадратных блоков» [3, с. 237].

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению

построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована

старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей

воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под

землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э.:

застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в

цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. до н. э.

многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона

и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много

километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский

форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и

храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных

зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота

не могли не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках,

расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и

Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

«В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим

и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне

стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею

силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь

римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,

которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской

архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому

декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)

интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не

храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,

акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые

конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,

наряду с колоннами использовали столбы и пилястры» [1, с. 32].

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,

не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгой

симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и

коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В

отличие от греческой классической архитектуры, в

которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного

убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать