Изобразительное искусство Европы
Таврическая Государственная
Агротехническая Академия
Кафедра културоведения
Реферат на тему: «Изобразительное искуство Европы в 18 – нач. 19 вв.»
Исполнитель: 34-Э Мороз Е. Ю.
Преподаватель: Морарь Н.П.
Мелитополь
1999
XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные
революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В
большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с
его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства"
подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а
Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной
революцией, захватившей широкие народные массы.
XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На
смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов,
экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной
зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать
романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта,
Гайдна.
Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях свойственны
анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и
настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность
- характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета, так и в бытовой
живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом
XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует
признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в
изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений
общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,
Пуссена.
С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс
разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "короля-
солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была
просто авершающим событием в том длинном ряду явлений, которые
подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика
XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно
противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений,
роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка
не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть
насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости
мгновения, надвигающихся грозных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единственным
заказчиком произведений искусства, а двор -единственным коллекционером.
Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция
превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в
законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе
всей духовной жизни Европы.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная
культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие
исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим
монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо во
Франции в первой половине "галантного века" складывается в определенную
стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко,
но еще более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской
культуры, еще уже - двора, французской аристократии, тем не менее оно
сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее
развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном
искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре
преимущественно в интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое,
а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели",
сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру.
Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью,
лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, брон-
зой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное,
действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент
сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или
станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на
асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное.
Не случайно термин "рококо" возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты
только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы,
Венеры. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические,
мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не
случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и
насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле
существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому,
что оно дало новые грани, новое развитие выра зительным средствам
искусства.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением зна
чительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного
направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой,
неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это
так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке,
музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни
действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной
грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным
наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из
сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых,
коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда
нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
В 1717 году художник создал одно из самых больших произ ведений
"Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая
палитра чувств, которая прежде всего создана самим цве-
том. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна
для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает
театрального приема в композиции. Искусство театра не
только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества,
которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не
раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл
технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце
жизни Ватто создал свою последнюю работу - это вывеска антикварной лавки,
которая так и называется "Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать,
как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь
одно искусство.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в
его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к
конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура
"рокайльного языка", выразилось в полной мере. Буше был истинным сыном
своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на
костюмах. И все это - галантные празднества, пастушеские идилии,
мифологические, жанровые, религиозные темы - разыграно, как современная ему
пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем
царствует бело-розовая героиня - богиня Флора. Типичные сюжеты - "Триумф
Венеры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.
Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом
жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро,
видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветители, но не
отказывающего ему в высоком профессионализме.
Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были
вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное
направление и в условиях реакции многие художники становятся на
примиренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых из них нашли
отражение прогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явления романтического
искусства проявились в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа
Отто Рунге ( 1777-1810) , работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу
гамбургских романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи,
уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор
трактата "Цветовой круг", Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к
построению сложных , надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико-
музыкальной поэме в цикле композиций "Четыре времени суток", но
действительно живые образы создал,обратившись непосредственно к натуре.
В "Автопортрете" (1805) , поэтическое восприятие
действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика , со
строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне
Страницы: 1, 2