Изобретение кинематографа и его влияние на восприятие мира

повышает потенциал его социального воздействия.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знания,

духовных ценностей, моральных и правовых норм и так далее) с помощью тех

средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие

рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация как социально-

ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной функцией

является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных

индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает

как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом более широкой

общности, то есть социума, активно включается в его жизнь.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через

анализ функций, реализуемых СМК:

1. функция информирования, совпадающая с увеличением и (или)

изменением состава знаний у представителей аудитории;

2. функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением

интенсивности и направленности определенного типа установок;

3. функция организации поведения, совпадающая с прекращением,

изменением или инсценированием какого-либо действия;

4. функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса

психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому

подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения

внимания, создается ситуация для выхода чувств;

5. функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или

ослаблением связей между представителями аудитории.

Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает

сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации -

информационная, воспитательная, организации поведения, развлекательная,

коммуникации - но специфическим способом. Тут необходимо сделать одну

оговорку: существуют виды кинодеятельности, которые по преимуществу

выполняют одну из вышеперечисленных функций, к примеру, хроника, учебное

кино. Ограничимся в рассмотрении игрового кинематографа в двух его

ипостасях: как вида искусства, с одной стороны, и как средства массовой

коммуникации, с другой. Это в определенной степени усложняет задачу, так

как контакт с произведениями искусства осуществляется уже не по законам

коммуникации, а по законам общения.

Сущность общения психологи видят во "взаимном активном обмене

индивидуально-личностным содержанием". Особенно подчеркивается момент

"взаимодействия" в этом процессе. Действительно, контакт фильма и публики

строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе

сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта

кинокартины и публики. Любое произведение искусства "общается" с человеком,

воздействуя на его разум и сердце. Но художественный кинематограф

принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой информации,

поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда все перечисленные функции

средств массовой коммуникации реализуются фильмом в комплексе, более того,

реализуются они через эстетическое воздействие кинопроизведения. И это

чрезвычайно важно.

У Ан. Вартанова есть замечание о том, что даже те СМК, которые

получили самостоятельное художественное значение, сохраняют неразрывную

связь с социальными процессами общества. По отношению к кино, которое, как

уже было сказано, формирует публику, эта мысль наиболее верна.

И тут есть смысл обратиться к уже ставшим хрестоматийным примеру: З.

Кранкауэру удалось на основе анализа фильмов показать психологическую

подготовку прихода Гитлера к власти. Немецкий теоретик пишет о том, что

постоянное возникновение в фильмах изобразительных и сюжетных мотивов

свидетельствует о том, что они есть внешние проявления внутренних

побуждений. "Эти мотивы, несомненно, заключают в себе социально-

психологические модели поведения, если проникают в популярные и

непопулярные фильмы".

Возникает своеобразная и достаточно сложная диалектика:

художественный кинематограф, будучи средством массовой коммуникации, а по

форме воздействия на публику приближающийся к традиционным зрелищам,

теснейшими узами связан с социальною жизнью. Он, с одной стороны,

"формирует публику быстро, и притом по своему подобию", а с другой -

публика "создает" кино, то есть определенное состояние общественной

психологии, "глубокие пласты коллективной души", если воспользоваться

терминологией 3. Кракауэра, отражаются в фильме. Слово "создает" не

случайно поставлено в кавычки, его можно употребить как в прямом, так и в

переносном смысле. В прямом - когда проблема выхвачена из действительности,

осмыслена и перенесена на экран, и в переносном - когда фильм, с точки

зрения критики не заслуживающий внимания, вдруг становится "боевиком

проката".

Ю. Лотман писал: "Кинофильм принадлежит идеологической борьбе,

культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с

многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это

порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника

порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические

проблемы". Отмечая особенности киноповествования, он говорит: "...в фильм

все время втягивается последовательность разнообразных внетекстовых

ассоциаций общественно-политического, исторического, культурного плана в

виде разнообразных цитат... Возникает повествование на высшем уровне как

монтаж разнообразия культурных моделей".

Таким образом, произведение киноискусства, как некая целостность,

оказывается тесно связанным с широким социо-культурным контекстом, который

его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый

взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, такая

связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка,

которым оперирует кинематограф. Киноречь - это "оттиски" видимой и слышимой

жизни. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя,

как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестает быть

простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный

участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя

ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той

действительностью, которая его окружает.

Именно эти черты киноповествования - теснейшая связь с реальным

бытием людей, способность фильма вовлечь зрителя в свое пространство -

обуславливают потенциал общественного воздействия кинематографа,

возможность осуществлять все функции СМК в комплексе, через артефакт.

И тут возникает проблема. Для того чтобы активно влиять на сознание

людей, служить средством познания действительности, фильм должен быть

истинным произведением киноискусства. С другой стороны - ему необходим

контакт с миллионной аудиторией. К сожалению, массовой, как правило,

становится картина, с точки зрения критики, отнюдь не принадлежащая к

шедеврам.

Какие же механизмы превращают заурядные фильмы в боевики проката? Н.

М. Зоркая, сопоставляя признаки, обеспечивающие успех картине, с

отличительными чертами тех произведений, которые из фольклора переходят в

литературу, показывает несомненное их сходство. Чем традиционнее,

"фольклорное" происхождение кинокартины, тем больше у нее шансов на

массовый успех.

Как правило, пристрастие рядового зрителя к фольклорным мотивам

объясняют неразвитостью вкуса. Я. Варшавский пишет: "Развитие вкуса

человека непременно начинается с влечения к сказке и непременно, в конце

концов, приводит к жажде реальности, если вкус развивается". И далее:

рядовой зритель мыслит эталонами. "А это определенный момент в

художественном развитии человека", который предшествует аналитическому

отношению к действительности.

С Я. Варшавским нельзя не согласиться. Однако, может быть, причины

данного явления лежат несколько глубже? Так, К. Разлогов историко-

культурное обоснование развлечения видит в стихии празднества и балагана.

Уже говорилось, что кино отчасти заменило по своим функциям исчезнувшие

патриархальные формы регуляции культурной жизни. Именно в этом качестве

кинематограф был ответом на потребности времени. Будучи порождением

культуры 20 в., кино сохраняет неразрывную связь с культурой предшествующих

эпох, в частности, с древнейшими зрелищами.

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский в свое время писал:

"Индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде законченные уже

фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе

пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное построение и

одновременно служит как бы генетической лестницей, соединяющей через ряд

переходных форм высшие функции личности с примитивным поведением в онто- и

филогенезе.

Если же обратиться к особенностям психологического восприятия

кинозрелища, то вырисовывается следующая картина: при восприятии движения

звуко-зрительных образов возникает эмоциональное возбуждение, которое в

известном плане представляет собой как бы архаизм человеческой природы. Это

генетически наиболее раннее образование, и в нем в полной мере

обнаруживается единство и целостность всей структуры живого организма, где

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать