Изучение эпохи бронзы Уральского региона в работах Б.Г. Тихонова

Изучение эпохи бронзы Уральского региона в работах Б.Г. Тихонова

Кафедра археологии и истории древнего мира

Курсовая работа

Тема: Изучение эпохи бронзы Уральского региона в работах Б.Г. Тихонова

Содержание

Введение………………………………………... 1-2

Глава I. Описание памятников Уральского региона…………………………………………

3-5

Глава II. Стоянки Ахметово I и Ахметово II 5-10

Глава III. Стоянка имени М.И. Касьянова 10-11

Заключение…………………………………... 12-14

Иллюстрации………………………………… 15-19

Введение

Широко проводимые раскопки памятников первобытной эпохи позволили

ученым выделить ряд новых археологических культур. В последнее время

делаются ценные попытки детально изучить их локальные варианты, установить

характер развития производительных сил и производственных отношений этих

племен, т.е. создать подлинную историю жизни первобытного общества.

Добавилась характеристика отдельных отраслей хозяйства первобытного

человека, в частности, металлургии меди и бронзы. Каждый исследователь,

выделяя новую археологическую культуру, дает общую характеристику

земледелия, скотоводства, металлургии или других видов хозяйственной

деятельности. Между тем, занимаемая археологической культурой территория

обычно значительно меньше ореола распространения металлических изделий

какого-либо определенного типа, что заставляет археолога далеко выходить за

пределы изучаемой области. Кроме того, собранный материал в узком районе

настолько фрагментарен, что только полный комплекс находок с широкой

территории позволяет более или менее правильно подойти к разрешению ряда

важных вопросов.

В тоже время изучение отдельных отраслей хозяйства невозможно без

привлечения данных других наук. Решение вопросов возникновения и развития

древней металлургии вызывает необходимость привлечь к исследованию

геологов, металлургов и химиков.

Многочисленные находки металлических изделий эпохи на Урале и в

Приуралье давно привлекали внимание исследователей первобытного общества.

Первые сведения, проливающие свет на некоторые стороны древней металлургии

на Урале, начинают поступать с момента широкого развития в России горного

дела. Появление первых заводов относится еще к середине XIII в., но только

при Петре I усиливается эксплуатация рудных богатств Урала. Уже в работах

В.И. де Генина и В.Н. Татищева имеются сведения о древней добыче меди. Ко

второй половине XIII в. относятся сообщения П.С. Палласа, И.И. Лепехина,

Н.П. Рычкова о так называемых «чудесных копях». В XIX в. такие сведения

собирали Г. Спасский, Э.И. Эйхвальд и позднее Н. Лавров.

Кроме сведений о разработке руд. В этих работах сообщается о находках

орудий труда древних рудокопов. Уже в XIII в В.И. де Генин пытается связать

старые разработки месторождений с древним народом, который обычно именовали

«чудью». 1

С открытием в 1858 г. П.В. Алабиным Ананьинского могильника возрастает

интерес к памятникам первобытной эпохи. В это время различные научные

общества, музеи и любители-коллекционеры собирают большое количество

случайно найденных вещей. На Урале и в Приуралье развертывается

деятельность музеев при Уральском обществе любителей естествознания.

Казанском обществе археологии, истории и этнографии, Пермской, Уфимской и

Оренбургской ученых архивных комиссиях. Первое накопление материала

позволило А.Ф. Лихачеву поставить вопрос о существовании бронзового века в

Приказанском Поволжье. И.Р. Аспелин делает попытку систематизировать

имеющиеся бронзовые изделия. Ему удается выделить особую урало-сибирскую

группу памятников эпохи бронзы, хотя данная им схема развития бронзовых

орудий с современной точки зрения во многом ошибочна. А.А. Штукенбергом

впервые было выявлено различие между памятниками эпохи бронзы Урала и

Сибири и высказано предложение об использовании для производства этих

предметов медистых песчаников Приуралья.

Большие раскопки позволили исследователям выделить ряд культур

бронзовой эпохи, охарактеризовать быт, хозяйство, аргументировано доказать

существование местного производства медных и бронзовых орудий, а также

проследить как связь между отдельными культурами внутри изучаемой области,

так и связи ее с другими культурами.

Задачей этой курсовой работы является описание поздних памятников –

поселений и могильников, установление их своеобразия , характерных черт,

датировки, их отношения к памятникам других известных на территории

Башкирии культур.1

Глава I

Общее описание памятников Уральского региона

В Стерлитамакском районе Башкирии АССР выделилась особая группа

памятников эпохи бронзы, которая отличается от широко известных в Башкирии

срубных и андроновских, но примерно синхронна им. Памятники эти, согласно

определению К.В. Сальникова, следующие: селище Баланбаш, селище и могильник

у села Урняк, Салихово I и Ахметово I,поселение Береговское близ Мелеуза.

При этом в культурном слое поселений, кроме керамики типа Баланбашкой, была

обнаружена посуда, характерная для срубной и андроновской культур.

Селище Баланбаш было открыто в 1934 г. разведочным отрядом Уральской

экспедиции ГАИМК под руководством К.В. Сальникова в районе строительства

железнодорожной линии Уфа – Ишимбай и тогда же было подвергнуто

рекогносцировочным раскопкам. В 1951 г. Южноуральская экспедиция Уральского

университета им. А.М. Горького во главе с К.В. Сальниковым

произвела более широкие раскопки Баланбашкого селища.

Для выполнения поставленной задачи придется остановиться на

характеристике каждой из упомянутых выше абашевских групп, чтобы отметить

их общие и оригинальные черты и решить, можно ли объединить их в одну

примерно одновременную археологическую культуру с башкирскими памятниками.

С этой точки зрения особенно интересна работа К.В. Сальникова

“Абашевская культура на Южном Урале” , в которой автор подвел итоги всем

известным в то время в науке сведениям о памятниках абашевской культуры,

присоединил к ним ряд других из разведок и раскопок Южно-уральской

экспедиции Уральского государственного университета, расположенных на

территории Башкирии и окрестностях г. Магнитогорска в Челябинской области,

и объединил их в единый культурный комплекс – абашевскую культуру. В

настоящей работе будут разобраны башкирские памятники Стерлитамакского и

Мелеузского районов, названные выше и отнесенные К.В. Сальниковым к числу

памятников абашевской культуры.

Первым и аиболее важным из них является с. Баланбаш, расположенное на

левом берегу р. Белой близ с. Красный Яр в Стерлитамакском районе БАССР.

Здесь были проведены рекогносцировочные раскопки (вскрыто 44 кв. м) и

обнаружен чрезвычайно интересный и новый для Башкирии материал, состоявший

из металлических предметов, вещей, связанных с металлургическим и

костерезным производством, обломков глиняной посуды и костей животных

(крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей). [1]

В результате анализа собранного материала селище было признано местом

оседлого населения, а хозяйство населения – как земледельческо-

скотоводческое. Время существования селища определено началом I тысячелетия

до н.э. Материал из первых раскопок Баланбашского селища хранится в

Государственном Эрмитаже. К.В. Сальников отметил в керамике и металле

сходство орнамента с андроновскими памятниками. Последующие, более широкие

раскопки Баланбашского селища дали К.В. Сальникову новый материал, который

хранится в музее Уральского государственного университета.

Характеризуя эту коллекцию, следует сказать, что среди обломков посуды

много фрагментов крупных толстостенных сосудов, диаметр горла которых от 40

до 50 см. Шейка у них прямая или немного отогнутая. Орнамент состоит из

крупных каннелюр, расположенных под шейкой, овальных ямок, волнистых линий,

полос из меандров, ромбов или елочек, нанесенных зубчатым штампом, и

характерного так называемого «сечкообразного» орнамента. Хозяйство

населения селища Баланбаш К.В. Сальников определил как земледельческо-

скотоводческое и подчеркнул широкое знакомство с металлургией меди.

В 1945 г. два кургана Абашевского могильника (3 и 9) были исследованы

О.А. Граковой. Во время раскопок О.А. Гракова сделала ряд ценных наблюдений

над устройством могил, временем насыпи курганов, погребальным обрядом и

ролью в нем огня. Эти наблюдения привели к выводу, что курганные насыпи

прикрывали группы погребений не сразу, а через некоторое время после

захоронений и отдельные группы могил более или менее продолжительное время

оставались без насыпей и представляли собой обыкновенный грунтовый

могильник.

Но наиболее важным выводом О.А. Граковой было признание генетической

связи между фатьяновской и абашевской культурами. Это было сделано после

изучения материала из раскопок фатьяновских и абашевских памятников.

Установив роль огня в погребальном обряде абашевцев и описывая остатки

заупокойных жертв или тризн, О.А. Гракова упоминает находки черепков

больших толстостенных горшков, значительно превышающих размерами сосудики

из могил и по большей части лежавших на возвышениях из глины среди угля или

углистой земли. 1

Раскопки памятников абашевской культуры в Чувашии продолжил

Н.Я. Мерперт . В 1957 г. им было вскрыто 14 курганов с 23 погребениями в

трех курганных группах. Инвентарь погребений, найденный Н.Я. Мерпертом в

могилах, почти полностью ограничивается керамикой. Марийская группа

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать