Казань - музыкальная
К
азань - столица Республики Татарстан. Крупнейший промышленный, научный и
культурный центр России. Город имеет стратегическое транспортное значение,
он находится на пересечении воздушных, железнодорожных, водных и
автомобильных путей сообщения.
Казань расположена на левом берегу крупнейшей реки Европы Волги, примерно
в середине ее течения (от устья 1930км: от истока – 1770 км). Город делится
рекой Казанкой и озером Кабан на три части.
Казань занимает площадь в 291,6 кв. км. (29160 га). В городе 1540 улиц и
переулков, их общая протяженность 987 км. В нашем городе проживает свыше 1
млн. 200 тыс. человек.
Казань располагается к востоку от Москвы: по прямой линии – 720 км; по
железной дороге – 794 км; по шоссе (через Чебоксары, Нижний Новгород,
Владимир) – 830 км; самолетом – 750 км.
В начале XX века Казань была крупным губернским городом, важным
административным, промышленным, культурным и научным центром Российской
империи. К тому же город являлся официальным центром не только Казанской
губернии, но и военного, судебного, учебного, почтово-телеграфного округов
и округа водных путей сообщения, которые охватывали значительную часть
территории Поволжья и Приуралья. Из Казани осуществлялось административное
руководство многими важными сторонами жизни обширнейшей территории 5на
границе Европы и Азии, что, конечно же, придавало городу особую значимость.
В
XIX веке Казань называли “Поволжскими Афинами”. Здесь был один из
крупнейших в России театров на 1200 мест, была развита концертная жизнь,
сосредоточенная в основном в зале Дворянского собрания, функционировали
различные музыкальные и околомузыкальные общества, появились первые
музыкальные школы, курсы, кружки.
В XX веке Казань не только упрочила былую славу, но и стала одним из
крупнейших музыкальных центров России, где сегодня есть три музыкальных
вуза, несколько средних музыкальных учебных заведений, десятки музыкальных
школ, а также консерватория, филармония, лучший в России концертный зал,
театр оперы и балета, Союз композиторов, фольклорные кабинеты и дома
творчества, Татарский ансамбль песни и танца, симфонические и джазовые
оркестры, музыкальные магазины и, конечно, публика, заполняющая ежевечерне
залы, клубы, театры и музыкальные музеи. В городе активно развиваются
молодежные музыкальные направления.
В 1803 году помещик П. П. Есипов построил первый городской театр. Труппа,
состоявшая из помещичьих крепостных и вольнонаемных артистов, ставила
драмы, оперы, водевили и даже балеты. Театр был деревянный, 100 метров в
длину, 50 в ширину, имел два яруса лож. Руководил музыкальной частью
капельмейстер и композитор Андрей Васильевич Новиков, впоследствии
преподававший музыку в Казанском Императорском университете. Публика
посещала театр охотно. В театре шли преимущественно русские оперы, например
“Мельник-колдун, обманщик и сват” Аблесимова и Соколовского, ставились
также и зарубежные произведения.
В1851 году на Театральной площади появилось внушительное и красивое
здание нового театра, деньги на строительство которого были отпущены
казной. Известный писатель П. Боборыкин вспоминал, что казанский театр был
красивее московского Малого. В театре было 30 лож, удобный партер, обширная
сцена с необходимыми механизмами.
Театр открылся зимой того же года гастролями итальянской оперной труппы
из Петербурга. Были даны популярные тогда оперы “Лючия” и “Любовный
напиток” Доницетти, “Сомнамбула” Беллини, “Севильский цирюльник” Россини.
Театр был городской собственностью и управлялся дирекцией.
Расцвет Казанского оперного театра начинается с 1874 года, когда
театральное дело возглавил талантливый антрепренер, режиссер, подлинный
собиратель русской сцены Петр Михайлович Медведев. Он работал в Казани 20
лет, получив прозвище “Медведев-Казанский”, написал здесь интересные
мемуары. Это была высокохудожественная натура, прошедшая через многие
испытания и соблазны театрального дела. В этом отношении его имя должно
стоять рядом с С. Мамонтовым, П. Третьяковым, А. Бахрушиным.
До конца 80-х годов Медведев поставил около 30 зарубежных и почти все
русские оперы, среди них “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Глинки,
“Русалка” Даргомыжского, “Опричник” и “Евгений Онегин” Чайковского, “Демон”
Рубинштейна.
Медведева сменил другой организаторский талант – М. М. Бородай,
своеобразный “менеджер” театрального дела. При Медведеве и Бородае
сложилась гибкая система театральных сезонов, так называемая “Казанско-
Саратовская ось”.
Оперный репертуар расширился стремительно, в сезон было до 10 премьер,
певцы работали с предельной нагрузкой. В целом такая система
просуществовала до октябрьских событий 1917 года. Число поставленных на
казанской сцене опер составило внушительную цифру – 138. Это был рекордный
результат: шло 4 оперы Беллини, 8 (!) опер Верди, в том числе “Аида”,
“Травиата”, “Риголетто”, “Дон Карлос” (впервые в России); 6 опер Доницетти,
главные оперы Пуччини (“Богема”, “Тоска”, “Чио-Чио-Сан”), все 8 опер
Чайковского.
В 1917 году театр сгорел. В огне были уничтожены громадная нотная
библиотека, сотни костюмов, реквизит – труппа распалась. Долгие годы руины
здания высились на площади Свободы. Наконец в конце 20-х годов площадь была
очищена, там разбили сквер. Оперная жизнь продолжалась главным образом за
счет приезжих трупп из Москвы, Самары, Перми, и то в летнее время.
В 1939 году открылся Татарский академический театр оперы и балеты. Новый
театр продолжил славные художественные традиции, но стал принципиально
новым музыкально-театральным организмом, деятельность которого была
направлена на создание национального татарского репертуара, на подготовку и
совершенствования татарского оперного исполнительства. Впервые в Казани
стала функционировать татарская балетная труппа. В первые 16 лет спектакли
шли в здании театра им. Качалова и в нынешнем театре им. Тинчурина на ул.
Горького, причем в последнем помещалось сразу 3 труппы. Обычно распорядок
был такой: день – опера, день – балет, день – спектакль татарского театра
им. Камала. Жили дружно, театр был всегда полон.
В 1956 году было построено новое (современное) здание театра и ему была
присвоено имя Мусы Джалиля – национального героя татарского народа, поэта,
драматурга, либреттиста, в первые годы руководившего литературной частью
театра.
В целом театр оправдал свою творческую миссию. На его сцене было
поставлено 17 опер и 11 балетов на музыку композиторов Татарстан, театр не
просто являлся постановщиком, его режиссеры, дирижеры, артисты являлись
фактически соучастниками творческого процесса композитора либреттиста,
театр стимулировал и направлял их работу.
Первый состав труппы составили выпускники татарской оперной студии,
организованной в 1934 году в Московской консерватории. Это были в основном
выходцы из Камаловского театра. Среди них – Г. Кайбицкая, С. Садыкова, М.
Булатова, М. Рахманкулова, Ф. Насретдинов, Н. Даутов, У. Альмеев. Они
создали ставшие классическими образы татарских оперных героев.
Наращивание национального репертуара шло быстрыми темпами, в первое
двадцатилетие было поставлено 11 татарских опер и 5 национальных балетов.
С первых же лет татарский оперный театр начинает полноценную пропаганду
зарубежной и русской классики. К 50-м годам окрепло первое поколение
оперных певцов: М. Булатова – выразительная Графиня (“Пиковая дама”) и
обаятельная Кармен; М. Рахманкулова – величественная Тугзак (“Алтынчеч”);
Г. Кайбицкая, особенно ярко проявившая себя в национальном репертуаре
(Алтынчеч, Райхан в “Качкын”); Т.Утропина – ведущая исполнительница лирико-
колоратурных партий (Марфа, Розина, Джильда, Маргарита). Партию Виолетты
эта певица исполнила 100 раз.
Из мужчин назовем любимого зрителями Ф. Насретдинова с его изумительно
красивым “серебряным” тембром (Джик, Альмавива, Синодал, Герцог), а также
У.Альмеева – певца с большим диапазоном ролей, от коварного хана Урмая
(“Алтынчеч”) до лирических партий классического плана. Невозможно не
назвать и Л. Маева – несменяемого Хозе в “Кармен” и Князя в “Русалке”.
В 50 – 70-е годы сложилась сильная группа сопрано. Это Э. Хисматуллина,
создавшая яркие образы Чио-Чио-Сан, Марии (“Мазепа”), Аиды. Она была первой
исполнительницей ведущих партий в операх Х. Валиуллина “Самат” и “На берегу
Демы”, незабываемой Катерины Измайловой. Г. Сафиуллина тяготела к
психологически насыщенным партиям, трагическим образам. Надолго осталась в
памяти и Р. Билялова с ее изумительно красивым голосом. Она была подлинным
соловьем татарской сцены. Пожалуй, самая выдающаяся ее роль – Алтынчеч.
С 1982 года театр начал проводить знаменитые Шаляпинские оперные
фестивали, ставшие вскоре международными. Участие в фестивалях лучших
певцов России и СССР вызывало колоссальный интерес публики. В 90-е годы наш
театр получил возможность организации зарубежных гастролей. Дважды в год и
чаще оперная и балетная труппы выезжают на длительные гастроли за рубеж
(Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Германия). Традиционно дважды в год
в Казани проходят международные фестивали (в феврале – Шаляпинский оперный,
в мае – Нуриевский балетный).
За 30 лет сложилась выдающаяся балетная труппа, постоянно пополняемая
выпускниками хореографических училищ, в том числе и Казанского. У ее
истоков стоял выдающийся хореограф Г. Тагиров. Балетная труппа открылась
спектаклем “Тщетная предосторожность” П. Гертеля 9 сентября 1939 года.