Казань - музыкальная

Казань - музыкальная

К

азань - столица Республики Татарстан. Крупнейший промышленный, научный и

культурный центр России. Город имеет стратегическое транспортное значение,

он находится на пересечении воздушных, железнодорожных, водных и

автомобильных путей сообщения.

Казань расположена на левом берегу крупнейшей реки Европы Волги, примерно

в середине ее течения (от устья 1930км: от истока – 1770 км). Город делится

рекой Казанкой и озером Кабан на три части.

Казань занимает площадь в 291,6 кв. км. (29160 га). В городе 1540 улиц и

переулков, их общая протяженность 987 км. В нашем городе проживает свыше 1

млн. 200 тыс. человек.

Казань располагается к востоку от Москвы: по прямой линии – 720 км; по

железной дороге – 794 км; по шоссе (через Чебоксары, Нижний Новгород,

Владимир) – 830 км; самолетом – 750 км.

В начале XX века Казань была крупным губернским городом, важным

административным, промышленным, культурным и научным центром Российской

империи. К тому же город являлся официальным центром не только Казанской

губернии, но и военного, судебного, учебного, почтово-телеграфного округов

и округа водных путей сообщения, которые охватывали значительную часть

территории Поволжья и Приуралья. Из Казани осуществлялось административное

руководство многими важными сторонами жизни обширнейшей территории 5на

границе Европы и Азии, что, конечно же, придавало городу особую значимость.

В

XIX веке Казань называли “Поволжскими Афинами”. Здесь был один из

крупнейших в России театров на 1200 мест, была развита концертная жизнь,

сосредоточенная в основном в зале Дворянского собрания, функционировали

различные музыкальные и околомузыкальные общества, появились первые

музыкальные школы, курсы, кружки.

В XX веке Казань не только упрочила былую славу, но и стала одним из

крупнейших музыкальных центров России, где сегодня есть три музыкальных

вуза, несколько средних музыкальных учебных заведений, десятки музыкальных

школ, а также консерватория, филармония, лучший в России концертный зал,

театр оперы и балета, Союз композиторов, фольклорные кабинеты и дома

творчества, Татарский ансамбль песни и танца, симфонические и джазовые

оркестры, музыкальные магазины и, конечно, публика, заполняющая ежевечерне

залы, клубы, театры и музыкальные музеи. В городе активно развиваются

молодежные музыкальные направления.

В 1803 году помещик П. П. Есипов построил первый городской театр. Труппа,

состоявшая из помещичьих крепостных и вольнонаемных артистов, ставила

драмы, оперы, водевили и даже балеты. Театр был деревянный, 100 метров в

длину, 50 в ширину, имел два яруса лож. Руководил музыкальной частью

капельмейстер и композитор Андрей Васильевич Новиков, впоследствии

преподававший музыку в Казанском Императорском университете. Публика

посещала театр охотно. В театре шли преимущественно русские оперы, например

“Мельник-колдун, обманщик и сват” Аблесимова и Соколовского, ставились

также и зарубежные произведения.

В1851 году на Театральной площади появилось внушительное и красивое

здание нового театра, деньги на строительство которого были отпущены

казной. Известный писатель П. Боборыкин вспоминал, что казанский театр был

красивее московского Малого. В театре было 30 лож, удобный партер, обширная

сцена с необходимыми механизмами.

Театр открылся зимой того же года гастролями итальянской оперной труппы

из Петербурга. Были даны популярные тогда оперы “Лючия” и “Любовный

напиток” Доницетти, “Сомнамбула” Беллини, “Севильский цирюльник” Россини.

Театр был городской собственностью и управлялся дирекцией.

Расцвет Казанского оперного театра начинается с 1874 года, когда

театральное дело возглавил талантливый антрепренер, режиссер, подлинный

собиратель русской сцены Петр Михайлович Медведев. Он работал в Казани 20

лет, получив прозвище “Медведев-Казанский”, написал здесь интересные

мемуары. Это была высокохудожественная натура, прошедшая через многие

испытания и соблазны театрального дела. В этом отношении его имя должно

стоять рядом с С. Мамонтовым, П. Третьяковым, А. Бахрушиным.

До конца 80-х годов Медведев поставил около 30 зарубежных и почти все

русские оперы, среди них “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Глинки,

“Русалка” Даргомыжского, “Опричник” и “Евгений Онегин” Чайковского, “Демон”

Рубинштейна.

Медведева сменил другой организаторский талант – М. М. Бородай,

своеобразный “менеджер” театрального дела. При Медведеве и Бородае

сложилась гибкая система театральных сезонов, так называемая “Казанско-

Саратовская ось”.

Оперный репертуар расширился стремительно, в сезон было до 10 премьер,

певцы работали с предельной нагрузкой. В целом такая система

просуществовала до октябрьских событий 1917 года. Число поставленных на

казанской сцене опер составило внушительную цифру – 138. Это был рекордный

результат: шло 4 оперы Беллини, 8 (!) опер Верди, в том числе “Аида”,

“Травиата”, “Риголетто”, “Дон Карлос” (впервые в России); 6 опер Доницетти,

главные оперы Пуччини (“Богема”, “Тоска”, “Чио-Чио-Сан”), все 8 опер

Чайковского.

В 1917 году театр сгорел. В огне были уничтожены громадная нотная

библиотека, сотни костюмов, реквизит – труппа распалась. Долгие годы руины

здания высились на площади Свободы. Наконец в конце 20-х годов площадь была

очищена, там разбили сквер. Оперная жизнь продолжалась главным образом за

счет приезжих трупп из Москвы, Самары, Перми, и то в летнее время.

В 1939 году открылся Татарский академический театр оперы и балеты. Новый

театр продолжил славные художественные традиции, но стал принципиально

новым музыкально-театральным организмом, деятельность которого была

направлена на создание национального татарского репертуара, на подготовку и

совершенствования татарского оперного исполнительства. Впервые в Казани

стала функционировать татарская балетная труппа. В первые 16 лет спектакли

шли в здании театра им. Качалова и в нынешнем театре им. Тинчурина на ул.

Горького, причем в последнем помещалось сразу 3 труппы. Обычно распорядок

был такой: день – опера, день – балет, день – спектакль татарского театра

им. Камала. Жили дружно, театр был всегда полон.

В 1956 году было построено новое (современное) здание театра и ему была

присвоено имя Мусы Джалиля – национального героя татарского народа, поэта,

драматурга, либреттиста, в первые годы руководившего литературной частью

театра.

В целом театр оправдал свою творческую миссию. На его сцене было

поставлено 17 опер и 11 балетов на музыку композиторов Татарстан, театр не

просто являлся постановщиком, его режиссеры, дирижеры, артисты являлись

фактически соучастниками творческого процесса композитора либреттиста,

театр стимулировал и направлял их работу.

Первый состав труппы составили выпускники татарской оперной студии,

организованной в 1934 году в Московской консерватории. Это были в основном

выходцы из Камаловского театра. Среди них – Г. Кайбицкая, С. Садыкова, М.

Булатова, М. Рахманкулова, Ф. Насретдинов, Н. Даутов, У. Альмеев. Они

создали ставшие классическими образы татарских оперных героев.

Наращивание национального репертуара шло быстрыми темпами, в первое

двадцатилетие было поставлено 11 татарских опер и 5 национальных балетов.

С первых же лет татарский оперный театр начинает полноценную пропаганду

зарубежной и русской классики. К 50-м годам окрепло первое поколение

оперных певцов: М. Булатова – выразительная Графиня (“Пиковая дама”) и

обаятельная Кармен; М. Рахманкулова – величественная Тугзак (“Алтынчеч”);

Г. Кайбицкая, особенно ярко проявившая себя в национальном репертуаре

(Алтынчеч, Райхан в “Качкын”); Т.Утропина – ведущая исполнительница лирико-

колоратурных партий (Марфа, Розина, Джильда, Маргарита). Партию Виолетты

эта певица исполнила 100 раз.

Из мужчин назовем любимого зрителями Ф. Насретдинова с его изумительно

красивым “серебряным” тембром (Джик, Альмавива, Синодал, Герцог), а также

У.Альмеева – певца с большим диапазоном ролей, от коварного хана Урмая

(“Алтынчеч”) до лирических партий классического плана. Невозможно не

назвать и Л. Маева – несменяемого Хозе в “Кармен” и Князя в “Русалке”.

В 50 – 70-е годы сложилась сильная группа сопрано. Это Э. Хисматуллина,

создавшая яркие образы Чио-Чио-Сан, Марии (“Мазепа”), Аиды. Она была первой

исполнительницей ведущих партий в операх Х. Валиуллина “Самат” и “На берегу

Демы”, незабываемой Катерины Измайловой. Г. Сафиуллина тяготела к

психологически насыщенным партиям, трагическим образам. Надолго осталась в

памяти и Р. Билялова с ее изумительно красивым голосом. Она была подлинным

соловьем татарской сцены. Пожалуй, самая выдающаяся ее роль – Алтынчеч.

С 1982 года театр начал проводить знаменитые Шаляпинские оперные

фестивали, ставшие вскоре международными. Участие в фестивалях лучших

певцов России и СССР вызывало колоссальный интерес публики. В 90-е годы наш

театр получил возможность организации зарубежных гастролей. Дважды в год и

чаще оперная и балетная труппы выезжают на длительные гастроли за рубеж

(Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Германия). Традиционно дважды в год

в Казани проходят международные фестивали (в феврале – Шаляпинский оперный,

в мае – Нуриевский балетный).

За 30 лет сложилась выдающаяся балетная труппа, постоянно пополняемая

выпускниками хореографических училищ, в том числе и Казанского. У ее

истоков стоял выдающийся хореограф Г. Тагиров. Балетная труппа открылась

спектаклем “Тщетная предосторожность” П. Гертеля 9 сентября 1939 года.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать