Керамика

других стран (чаще из Египта) стали тем мостком, что перенес интерес

художника к реальности своего окружения. Изображение здесь уже начинает

отделяться от поверхности сосуда.

Во второй половине VI века первенство в керамике перешло к Афинам.

Афинская керамика преобладала на ан-пгчяом рынке более 2(Х) лет. Первым

стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль - традиционно черные

фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд

краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок.

Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки

деревьев), процарапывали стадом. Затем сосуд закладывали в печь. В

определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция и

сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстая

открывали. Окрашенные места оставались черными, а неокрашенные становились

красными Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

На чернофигурных сосудах расписывали не всю поверхность, а лишь

выделенные поля. отграничивая их орнаментальными бордюрами. При этом, вся

поверхность сосуда заливалась теперь блестящим, зеркальным лаком. Афинский

сосуд уже перестал таить в своей глубине неведомое, все больше становясь

отражением реальной жизни. А вскоре на керамике появились и первые подписи

гончаров и вазолисцев. Так постепенно забывался изначальный смысл

керамического сосуда и он из ритуала уходил в искусство.

Почтя тогда же, около VI века до и. э., в Афинах появилась целая

плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтамлй н др.). которые стали

работать в новом, краснофигурном стиле. Теперь уже практически ничего не

связывает изображение с поверхностью. разве что композиция строится в

зависимости от формы сосуда. Но сама поверхность, ее плоскостность при этом

усиленно преодолеваются. Красноватые (более подходящие к естественному

цвету тела) фигуры теперь распределяются по планам. Появляется изображение

контурной линии земной поверхности - будущего перспективного горизонта-

Человеческие силуэты начинают дополняться полуоборотами годов. Гораздо

мельче выписываются нюансы в изображениях лиц.

К тому же, в красяофнгурной росписи изображение лежит ниже фона, "за

ним", углубленно. Это достигается большой толщиной лака или фаянсового

теста, покрывающего фон. Изображение все больше становится рельефным.

Совсем оно исчезнет лишь в эпоху эллинизма, когда в моду войдут простые

цветные вазы, украшенные лишь рельефными изображениями. Но удивительно, что

а",

'чернофигурный (-под, более архаический, но и отражающий более глубинный

синтез поверхности и рисунка, сохранился в Греции дольше краснофигурного.

Делали афинские мастера классического периода и беяофонные сосуды с

цветными рисунками • лекифы. На лекяфах чаще всего изображались встречи

живых с умершими и они, наполненные жертвенным маслом, ставились- в места

захоронений.

Изменилось в афинской керамике и содержание изображения. С одной

стороны, все чаще стали появляться мифологические мотивы, связанные с

винопитием. Многочисленные пиры, игры, связанные с дионисийскнм культом,

буквально заполоняют поверхности сосудов. С другой стороны, сосуды все

больше становятся атрибутами богов и богинь. Соответственно, появляются на

сосудах и их изображения. Это Пандора, открывающая теперь уже ящик;

Немезида с вазой полной богатств и почета для награждения достойных; Геба

как виночерпий богов; юноша Гилас, силящийся вырваться из рук коварных

нимф; Кадм, убивающий змея. обвившего горшок. Еще немного, и символика

сосуда станет христианской (ваза с языками пламени как атрибут Милосердия;

Венера Урания с вазой горящей возвышенной любви и. наконец, цветок в вазе

как символ Благовещения).

Завершением долгого пути развития греческой керамики некоторые

считают 317 г. до н. э., когда правитель Афин ДеметриЯ Фалерскпй издал

закон, запрещавший роскошь.

И лишь ненадолго, в эпоху этрусского Рима, возвращается старое

ощущение сосуда как тела. Здесь часто звучит греческий афорюм "soma - sema"

("тело - могила"). И появляются канопы для хранения пепла усопших - одни в

виде тела человека с рука-ми. ногами и головой; другие напоминают

человекоподобную урну; третьи украшены фигурой человека, сидящей на сосуде;

четвертые скульптурно изображают человека ( а то и нескольких) за

ритуальным пиром. Ведь по этрусским представлениям переход в "иной мир" -

это погружение в «вечный пир». Однако, постепенно культуру этрусков

захватывает знание о своей обреченности. Оракул даже предсказал время ухода

народа из истории, а этруски верили оракулу. И появляется в этрусской

культуре римского периода все больше юоРражений скорбных стариков.

Фарфор, фаянс и майолика

Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается

нами по материалам археологических исследований топь предположительно, то

история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна

достаточно хорошо. Фарфор -изобретение древних китайцев. Древнейшая его

разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной ухе в ХШ веке до н.

э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения - 1258 до н.

э. Считается, что изобретение фарфора было вызвано требованиями ритуального

чаепития. Многовековые поиски достойной посуды для этого нравственно-

религиозного действа увенчались созданием нового вида керамики. Недаром,

великий чайный мастер IX века Ча-Кин утверждал, что на вкус чая влияет даже

цвет глазури на чашках. Интересно, что до изобретения фарфора только

нефритовая чаша была идеальной для «божественного напитка».

Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не менял своих

форм. Чаша и блюдо оставались основой рапичных стилевых украшений.

В Европу фарфор проник поздно. В правление внука Чингисхана Хабибулая

(1215-1294), с которого в Китае началась династия Юань, оживляется торговля

с азиатскими странами. Китайский фарфор появляется в Бейруте, Каире, откуда

уже легко достигает европейских берегов.

Первую весть о фарфоре привез в Европу Марко Поло. По возвращении из

Китая в 1298 году он издал книгу «Путешествие». Здесь впервые описывались

необычные китайские тарелки из порпеллана (ит. porcellana'- морские

раковины, так называемые Concha Venery - раковины Венеры). Своим блеском и

белизной этот неведомый материал напоминал европейцам внутреннюю

поверхность ракоБкны Чуть позже пришло в Европу из персидско-арабского мира

другое название фарфора. На Ближнем Востоке китайского императора именовали

титулом «фагфур» - «Сын Неба». А так гак большинство изделий из фарфора

поступало в Европу именно 4epeJ Ближний Восток, то скоро в европейских

языках прочно закрепилось слово «фарфор». Так оба имени - «фарфор» и

«порцеллан». существуя параллельно, дожили до XVIII века.

На Руси же в XVI - XVII веках изделия из фарфора называли «ценинами».

включая сюда также фаянс и глазурованную керамику Само слово было взято из

турецкого языка, где «чин» - Китай, а «чини» - фарфор (то есть

«китайскнп»). Впрочем, в народе называлось (<цеяиной» и все, что «ценится»,

имеет высокую «цену».

Попытки получения своего, европейского фарфора начались уже в XV

веке. Известно, что в 1470 году венецианский мастер Анцуокпо изготовил

просвечивающий керамический сосуд. Полвека спустя его соотечественник,

изготовитель зеркал Петпнгер. заявил, что может делать настоящий китайский

порцеллан, А во Флоренции при дворе Фраическо Медичи в конце XVI века

удалось получить «мягкий фарфор», который позднее окрестили «Медичи-

порцелданом». Изделие из него было прозрачным, но желтоватым. На него.

поверх декора из синего кобальта и маргаицово-фиолетового растительного

орнамента наносили блестящую свинцовую глазурь. Тогда же оыла получена и

имитация фарфора - особый род непрозрачного стекла, но очень непрочного и

боящегося обжига.

В период бурного развития барокко, во второй половине XVII века

многочисленную посуду из «мягкого фарфора» стала производить Франция -

Ркврен в Париже, Потера в Руане. Да и знаменитая Севрская королевская

мануфактура до 1777 года выпускала .тишь «мягкий фарфор».

В XVIII веке тяжелая оловянная, золотая, серебряная посуда была уже

чужда дворянскому гастроном1гческому великолепию. Требования легкого

белоснежного фарфора становились все настойчивее. Его открытие в Европе

словно было предопределено II деШтвительно. в Саксонии. при Августе II

Сильном в самом конце XVII века известный естествоиспытатель Вальтер фон

Чприхауз почти добился результата. Оставшиеся после опытов графа пять

кружек убедительно демонстрируют совершенно белый на изломе черепок И

только приверженность Чиркхауза приемам стекольного производства помешали

ему до конца выстроить весь технологический процесс производства фарфора-

Это удалось его ученику Иоганну Фридриху Беттгсру.

А началось все с... алхимии. Еще будучи учеником в аптеке Цорна в

Берлине Бетггер заявил, что может получать золото. следуя рецептам древних

алхимиков. Это заявление быстро дошло до прусского короля, который

потребовал молодого «аткпмика» к сере Кетттер испугался н убежал в

Саксонню. Прусский король требовал выдачи беглеца, но Саксонии тоже нужно

было золото. Беттгера помещают в Дрездене под начало графа Чирнхауза.

Однако, золото все не получалось и Беттегр вновь решил Рожать Тогда ею

сажают под арест в мрачные покои замка Альбрехтсбург под Мейсеном. Здесь

под стражей ему пришлось вновь прюшться за опыты.

• ' Решил все, как часто это бывает, случай. Однажды Бетггер изготовил

тигли для своих опытов из местной глины. После оржигя они поразительно

напоминали фарфор. Однако, только напоминали. Неожиданно помогла... пудра.

Дело в том. что парики в то время ноосш обильно напудренными. А так как они

были огромными, то и пудра расходовалась очень быстро. От Бептера как

кимика. требовали все время пополнять ее запасы. И тут знакомый кузнец,

подковывая однажды лошадь, обнаружил на ее копытах

6

белую гакяу. Из этой тины Бепгер быстро наладил производство пудры. А

потом; неизвестно почему, он пустил эту пудру из глины в замес для

изготовления тягдея. После рбхлга он с удивлением обнаружил, что его новое

изделие ничем не отличается от настоящего китайского фарфора.

Случилось это в 1706 году. Бепгер усиленно продолжал опыты. И в 1709

году поднес Августу II Сильному вместо золота фарфоровую вОазу. Король

быстро понял, какие выгоды сулит ему владение секретом изготовления

фарфора. Он щедро одарил Бептера, ввел его в дворянское достоинство и стал

охранять еще строже. У саксонского монарха возникла идея построить в

Дрездене Японский дворец, в котором и стены, и кровля, и все «персонажи»

были бы фарфоровыми. Его даже качали делать, но помешала смерть короля.

Именно с изобретением европейского фарфора стали формироваться

правила и стили сервировки дворянского стола. И как когда-то в Китае,

решающее влияние на повсеместное распространение фарфора в Европе оказали

входившие в XVIII веке в моду чаи и кофе.

Петр I узнал об изобретении саксонского фарфора одним из первых

(видимо, от самого Августа II Сильного). Петр предпринимает отчаянные

попытки догнать своего союзника. В 1717 году он приглашает ко двору из

Дрездена некоего Петра Эп-ербрехта, засылает с тайным поручением к

дрезденскому двору Юрия Кологривова, платит большие деньги китайском)'

агенту. Но все безрезультатно. В 1744 году уже Елизавета Петровна, по

рекомендации шведского двора, приглашает «для фарфоровых затек» немиа

Хунгера- Помощником ему ставят молодого выпускника горной Академии во

Фрайбурге Дмитрия Виноградова. Хунгер упорно ищет под Москвой белую глину,

проводит многочисленные опыты, но фарфора не получает. После изгнания

Хунгера за дело взялся Виноградов и в 1756 году ему удалось получить

российский фарфор. Так было положено начало Императорскому фарфоровому

заводу (Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова).

Чуть позже, в 1766 году, англичанин Фрэнснс Дж. Гарднер основал под

Москвой в Вербняках свою фабрику фарфора. Наладить производство помогли

мастера из Тюрингии. Особенно удались Гарднеру сервизы в честь побед

русского оружия, все предметы которых украшены орденскими звездами и

лентами. В 1780 году фабрика переехала в Тверь, а уже в 1891 году оказалась

в руках крупнейшего русского фарфорового монополиста М.С. Кузнецова.

Кроме чисто глиняных изделий и утонченного фарфора существуют и

другие виды керамики. Ближе к глинам по технике изготовления располагается

майолика. Так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые

внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной

глазури с содержанием олова ангобами наносили узор. а сверху его защищали

другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике

при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок.

В Европу майолика пришла через посредство арабских торговцев. Потому,

возможно, и получила сове название от острова Майорка - главного центра по

экспорту испано-мавританской керамики в Италии. Расцвет европейской

майолики приходится на XV -

XVII века. В Италии появляется множество керамических центров: Фаэнца,

Кафаджоло, Урбино, Кастельдуранте. В poccioi майолика становится известной

в XVII веке. Из нее изготавливают зразцы, архитектурный декор (Москва,

Ярославль). В XVIII веке становится известной майолика Гжели.

Белую майолику, изготовленную в крупнейшем керамическом центре Италии -

Фаэнце - в заальлийских странах часто называли фаянсом. Однако подлинный

фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во

второй половине

XVIII века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В

итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой

глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий

фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним

содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без

извести). Последний влд фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор

или изделие из так называемой «каменной массы».

«Каменную массу» в качестве материала для керамики начали применять в

XVI веке в Германии. Здесь глину равных 'эетов смешивали с различными

измельченными минералами (полевым шлагом, кварцем и т.д.). Обжигая изделие

при температуре 1200 • 1280е С получади очень твердую («каменную») массу,

которая при формовке давала почти напористую поверхность. В самой Германии

пделяя из каменной массы делали белыми, в Голландии - красными, в Англии -

голубыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать