обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком
ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск,
ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть
различной, но чаще всего доходила до коленей. В классический период длинный
хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. И когда
в IV веке до н.э. возник обычай появляться в длинной одежде, такой хитон
вызвал осуждение у всех поборников суровых нравов старины. От длинного,
присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon).
На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение хитонов
с длинными рукавами, в чем явно видно влияние восточных обычаев.
В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх
хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina).
Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна,
настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот
более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.
Гиматион (himation) - самая распространенная верхняя одежда,
представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7(4 м,
драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не
соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали
гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или
заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань
располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной,
и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на
спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда
гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку
или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).
Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и
других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы
или паллиумы. В Греции уделялось очень большое внимание умению носить
гиматион, и по его искусности его ношения судили о вкусе человека. Эта
одежда придавала внешности человека оттенок величественной простоты,
драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, ее расположение –
пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных под углом
(лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям тела и
подчеркивало динамику образа.
Кроме гиматиона греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант
гиматиона с размерами примерно 1(2 м. Это одежда, прежде всего, всадников,
солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в
качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой -
фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми
фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной
шерстяной ткани типа валяного сукна.
Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax).
Особенной простотой и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые
чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти
натурального цвета.
Отдельного разговора заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой
воинов мы подразумеваем не только непосредственно одежду, но и все защитные
приспособления или доспехи, которыми греки на войне покрывали свое тело.
Доспехи греческих воинов занимают особое место в европейской культуре.
Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья,
пращи и т.д., - они настолько хорошо отвечали своему назначению и были так
прекрасно художественно оформлены, что являлись предметом подражания, а их
отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли в военную символику
европейских народов позднейших времен.
Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий
хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали
панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский
период – из меди, а в более позднее время – из сплавов меди и других
металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из
толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими
частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из
отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями. На многих вазах
классического периода и более ранних есть изображения воинов в таких
панцирях (например, Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины
закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с
течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них
появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах
состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были
украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые
части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги,
они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами.
Верхней одеждой воинов, как говорилось выше, был хламис. Полководцы,
военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.
Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно
ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так
называемый эксомис (exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались
одной набедренной повязкой.
Женская одежда
Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное
поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период
архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых
струящимися тканями. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту
женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые
слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь
расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного
единства, который впервые в истории человечества был найден греками –
принципу «золотого сечения».
Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской.
Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали
и другие.
Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных
типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками
вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом
представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на
60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60
см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю
часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками.
Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими
складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины
образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху
скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков
неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда
излишек ткани служил для головы покрывалом.
Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства
греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали
из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди,
бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую
живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос
и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре
бульшую стройность.
Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые
подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и
делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани
обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на
груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов.
Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а
иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих
женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче
орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на
улице.
Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом
несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались.
Этот хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе. В ежегодном
празднике, посвященном Афине, самым торжественным моментом была процессия
знатных девушек города, которые несли сотканный и вышитый ими пеплос в храм
Афины (Парфенон), чтобы украсить им статую богини. Эта процессия изображена
на фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.
На некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины,
встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и
пеплоса. Реалистическая трактовка скульптуры создает ясное представление о
двух различных тканях: мягкой и довольно тонкой ткани хитона и плотной,
падающей тяжелыми складками, - пеплоса, подпоясанного сверх диплойдия
вторым поясом, что придает ему несколько мужественный вид.
Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического
периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением
времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех
случаях, если нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные
моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок
диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д.
В романе известного советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана
Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения
костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим,
вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных
волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее
правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета
розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона,
собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными
булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал ее от плеча
до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными
ремешками.»[2].
Женщины из среды ремесленников, торговцев не носили двойных одежд
(хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматионов, отделанных
богатой каймой. Их костюм был прост – скромный хитон из шерстяной ткани или
полотна и такой же гиматион, который служил покрывалом для головы при
выходе на улице. Меньшая по объемам, без двойных колпосов, одежда эта имела
традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм
своей родины. В эпоху эллинизма прислуживающих на пирах рабынь и танцовщиц
одевали в дорогие восточные и египетские ткани.
Головные уборы и прически
Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время
путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей –
петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили
также на ремешке, отброшенной за плечи. В такой шляпе, но с маленькими
крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилос
(pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и
плохой погоды.
В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку
и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные
металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством
мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же
подчеркивали бородой.
Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним
краем гиматиона. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых
соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара.
Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные,
пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в
Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами,
их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью
больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем).
Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была
чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и
даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях.
Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла
лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически
стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи,
от чего гречанки казались особенно грациозными.
В античной Греции возникли основные типы причесок, которые затем
многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на
плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг
головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий
узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы,
завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и
уложенные узлом на затылке.
Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные
зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из
драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья,
браслеты и перстни. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых
шнуров, гребни, нимбы (nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые
золотом. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об
утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.
Обувь
У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на
улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой
толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые
переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из
Танагры (IV в. до н.э.) появилась более элегантная женская обувь – красная,
на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы
греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от
сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в
верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Их часто делали из цветной
кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками.
Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка
под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней
присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с
пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь
греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила
ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось
благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими
бляшками и расшитой жемчугом.
Самая простая форма, которая встречается у греков это - карбатин[3],
одновременно самый распространенный тип античной обуви. Он представлял
собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который
прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной
подметке.
В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь
на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее
носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны
изготовлялись из цветной кожи и богато украшались.
Список использованной литературы
1. Каминская Н. М. История костюма. 2-е изд., перераб. М.,
Легпромбытиздат, 1986
2. Мерцалова М. Н. История костюма. М., Искусство, 1972
3. Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., Легпромбытиздат, 1973
4. Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Арния Прага,
1986
5. Дмитриева Н. А. Загадки мира моды. Д., Сталкер, 1998
-----------------------
[1] Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., 1973, с. 37
[2] Ефремов И. Таис Афинская. Молодая гвардия, 1972 №7 с.22,23
[3]carbatinus – лат. “сыромятный”
Страницы: 1, 2