Кукла- народная игрушка

Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются,

лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще

крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба

разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие

куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах.

Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную

платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные

и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную

палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом

к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К

игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались

очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и

скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец,

небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных

игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в

Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в

стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она

представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок

ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо.

Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как

правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”,

бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для

детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и

перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть

туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам

разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу

надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”.

Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу

не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали

ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как

уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только

обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным

оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок -

голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди

традиционных кукол.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась

девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки

помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными

видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая

девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание

костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на

посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и

Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались

нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название.

Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья –

“молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что

отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от

старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за

утешением и советом.

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только

русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды,

участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели

ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная

своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса.

“Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. (См.

Приложение, рис.2). Она делается без надрезов и без единого шва, из

цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов

помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется

голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и

перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна

быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона

используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в

деревнях праздником. Бытовала “Покосница” в деревни Фёдоровка на территории

Ленинского района Тульской области.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в

Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка”

олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки,

привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое

значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены

Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. (См.

Приложение, рис.3)Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На

верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью,

этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе

куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку,

платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как

эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными

веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но

обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и

дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна

быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в

человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из

дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили

посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки,

завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания

сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

“Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её

называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой

небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с

белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий

достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом

жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у

входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда

молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

В некоторых губерниях бытовала кукла “Коза’. (См. Приложение рис.4)

В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и

соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу),

поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны,

подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы,

серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными

мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как

напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной

силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его

полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ

продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью

детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и

Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других

трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были

бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень

обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но

народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не

деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в

ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный

угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Обряд “похороны кукушки”

Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол.

Например: древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних

девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот

обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и

следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле

песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились

кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели,

куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу,

девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования

девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии

определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя

обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило

крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей

доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала

старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она

отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки,

специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её

из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не

обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем

самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как

известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о

дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка

считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от

“кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим

детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Современная кукла.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает

огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во

взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот.

Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и

очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с

реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её

дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала

на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так

у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а

придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя

профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются

праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для

начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы

Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы.

Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли

облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные

тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби

появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение

бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние

данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё

надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но

бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет

души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу,

и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли

Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это

усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной

камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном

и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В

её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так

через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества

потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам

превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества

потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы

массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло

детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её

характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была

индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно

сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон

рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть,

причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы

никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно

мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может

менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается

соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари

называется “Барби - повар’’.

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны,

а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и

фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Заключение.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в

семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят

ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети

учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют

память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не

просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам

и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше

её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки

чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую

одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение

кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом,

служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая

себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая

индивидуальность.

Литература:

“Краеведческие записки’’ – 2 за 2000 г.

журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г.

журнал “Народное творчество’’- 4 за 2000 г.

журнал “Народное творчество”- 2 за 2001г.

журнал “Народное творчество”- 2 за 2002 г.

журнал “Народное творчество”- 6 за 2002 г.

журнал “Народное творчество”- 3 за 2003 г.

журнал “Народное творчество”- 2 за 2003 г.

журнал “Народное творчество”- 5 за 2003 г.

Русское население Алтайского края. В.А. Липинская.

Всё обо всём. Том 17.

Игра и игрушка Е.А.Флерина

Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М.Головачёва.

Ожегов «Толковый словарь»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать