Культура Китая

Культура Китая

Тема: «Культура Китая»

План

1. Вступление

2. Исторический очерк

3. Основные черты культуры Китая

4. Мои впечатления и выводы.

Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю

их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но

когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как

будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к

карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..

Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!

В.М. Алексеев

(знаменитый китаевед)

Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что

моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому

источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране

невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна

из древнейших и интереснейших культур мира.

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на

огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция

Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек -

уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей

«пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина,

500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными

характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными

изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить

огонь.

В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества.

Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно

представляла собою матриархальное общество. Луньшанская культура,

существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собою пример

патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки

изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству

получило развитие земледелие и скотоводство.

Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи»)

была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской

историографии. Они стали первой из 24 официальных династических историй,

которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена

официальная история последней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-

1911). В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории

Китая.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает

около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в

16 веке до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей

черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких

реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько

бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией, согласно традиционной китайской

историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21

по 16 век до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней

не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия

действительно существовала.

Предположение это основано на двух доводах.

Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки

зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период

правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой

династии.

Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного

развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и

социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна

династия.

Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены,

создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся

рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из

достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря,

заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в

развитие астрономии.

При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня

развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и

бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами,

пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного

Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или

менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.)

была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были

усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество

сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников

литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории

(«Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до

н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные

записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов

(родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до

н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на

восток, и этот период получил название - «Восточное Чжоу». Период правления

династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком

рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки

железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать

рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел

феодальный строй.

В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными

царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала

серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 -

221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая.

В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на

административно-территориальные округа, создание централизованных органов

управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и

многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской

стены.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате

народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник

Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была

свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном

итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и

стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и

Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием

было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и

духовным центром стал город Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии

Суй (589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).

За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха

раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии

Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета

средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию

Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным

чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков,

которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и

систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской

империи стал Пекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного

владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв.

ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые

крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось

захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к

маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.

Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911

гг.).

Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего

периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и

черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых

вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах

(по видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы

тотемизма, так как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и

т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие

жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном

приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать

вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря,

одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и

останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были

сопровождать своего господина на тот свет.

В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать