нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые
работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина (1791 г.) , Е.М.Чулкова (1792 г.) ,
М.В.Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.Шубин показал своих современников в
неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души.
Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений,
отразивших все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одного
творения (созданного для России ) можно назвать французского скульптора
Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа
«Медный всадник» принесла ему славу великого мастера. Стремление к
максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности
истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны,
вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех
препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I.
В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих
деяний Петра, но и преобразованной им России. Еще множество прекрасных
мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи. хотелось
бы отметить,что XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию
русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную,
ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать
традиции народного творчества.
Во второй половине XVII столетия вместе с другими
видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В
определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые
происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового
времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в
художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему
отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план
выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись
утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века
получает значительное распространение в других городах и усадьбах.
Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во
всех слоях общества.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII
века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к
всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко,
а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже
давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности,
на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко
выраженный национальный характер. В этот период в России творили
величайшие мастера своего дела – представители отечественной
художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением
в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи
нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко
воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под
конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний
период, уже представляют собой вполне европейские по характеру
изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII
века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои
собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях
модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне
неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие
произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи
Иоанновны ( предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным
произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет
государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.). Помимо возросшей
грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность
выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность
присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская
самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в
картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично
закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и
сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество
другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра
он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень
знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины –
«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное
произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение
Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто
выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю
свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно
отличали этого художника.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается
значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено
основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми
жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и
современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения
русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством
портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых
обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно
зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения
– портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.)
свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля
есть и в коронационном портрете Екатерины-II (1763 г.) , ставшей образцом
для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов
вышло из-под кисти художника – поэт В.И.Майков (1769-1770 гг.), почти все
семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А.Воронцова и дети
(1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах
Ф.С.Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной
значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши
В.Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н.Орловой. Современником
Рокотова был Д.Г.Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий
возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в
воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень
высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире,
чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и
парадное изображение в рост. Неудивительно , что круг его заказчиков
весьма обширен. Это и богач Демидов. чью картину он нарисовал в 1773 г., и
светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.) ,и итальянская актриса Анна
Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает
работа над портретом Екатерины -II ,получившим отражение в «Видении
Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не
могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к
своим изображениям.
В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает
плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и
Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с
кружком, возглавляемый Н.А.Львовым , и неоднократно портретировал близких к
этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и
пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И.Б.Лампи,
Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского
дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных,
Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его
известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся
портреты Екатерины-II,ее многочисленных внуков, министра финансов
А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского
занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря
грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к
костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей
пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет
М.И.Лопухиной (1797 г.),и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и
изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина – Е.Г.Темкиной (1798 г.).
Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему
миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и
семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из
всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего
XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по
законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в
преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа,
исторического и бытового жанров.
4. ТЕСТ.
1. Барокко – пластическое богатство, изощренность декоративных деталей.
2. Рококо - прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с
экзотическими мотивами.
3. Классицизм – спокойствие, сдержанность и четкость.
4. В.И.Баженов – Дом Пашкова, проект перестройки Кремля в Москве.
5. М.Ф.Казаков - Здание Сената, университета в Москве.
6. В.В.Растрелли – Петродворец.
7. В.В.Растрелли - Смольный монастырь.
8. И.Е.Старов - Таврический дворец.
9. Трезини - Петропавловская крепость.
Список используемой литературы
1. История Русской архитектуры. Стройиздат. 1984 г. В.И.Пилявский,
А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков.
2. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
3. История архитектуры. Высшая школа 1987 г. В.Н. Ткачев.
4. Русская архитектура первой половины XVIII века. 1954 г. А.Н.Петров.
История русской архитектуры. Сов. Художник. 1956 г.
История русского искусства. В 6 т. 1956 г.
Энциклопедический словарь русского художника. Педагогика. 1983 г.