Культура Серебряного века
Культура «Серебряного века» России.
Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном
наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не
только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных
писателей, художников, композиторов. Это был период обновления
разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления,
«всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.
Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов
даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со
стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в
передвижничестве.
В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило
распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как
отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу
индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной
позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от
сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким
образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней
общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных
направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были
присущи модернистским течениям.
Понятие «модернизм» включало многие явления литературы и искусства ХХ
в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом
предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются
новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки»
реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в
литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез,
опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х
столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой
особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в
литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализ-ма.
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в
культурной жизни страны.
Направления, противостоящие реализму, начали складываться в
художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по
времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-
культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях
объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному
облику, дальнейшей судьбе в литературе
Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело
к известному оживлению антиреалистических течений в художественной
культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания,
распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии.
«Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства
был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели,
подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели
свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в
культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и
общественных идеалов.
Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим
идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева
«Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый
«модный» роман. Его герой издевался над теми, кто «готов пожертвовать
жизнью ради конституции». С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что
«всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту». Писатели,
подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием
революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.
СИМВОЛИЗМ
Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х
и ХХ вв.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества
писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал
символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на
христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и
эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый
увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.
Художественным и публицистическим органом символистов был журнал
«Весы» (1904 – 1909).«Для нас, представителей символизма, как стройного
миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение
идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм
общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного
героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда
подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам» .
Эти установки и определили борьбу символистов против демократической
литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на
Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей,
он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-
демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского,
Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать «своими»
Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым «испуганным соглядатаем жизни»,
Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал
«предчувствием символа символов – Вечной Жен-ственности» в.
С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и
реализма. «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, –
рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной
его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей
впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'.
Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть
постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и
называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые
помогают человеку выйти к свободе'.
Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой.
Однако, наиболее характерна поэзия.
Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 –
1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу
его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел
не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он
приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но
полагал, что они несут лишь стихию разрушения:
Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать – я буду с вами! строить – нет!
(1905)
Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному
осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко
ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым
культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую
революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных
писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они
сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как
направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских
писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба
простого человека, важные проблемы общественной жизни.
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в
творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953).
Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910)
и «Суходол» (1911).
1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-
политической жизни России.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и
др.– это группа «старших» символистов, которые явились зачинателями
направления. В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов –
А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов,'А. Блок и др.
В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая
философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной
Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства –
«...создание вселенского духовного организма», что художественное
произведение это – изображение предмета и явления «в свете будущего мира»,
с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом
заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение вершин символизма как
искусства с мистикой».
Признание, что существуют «миры иные», что искусство должно стремиться
их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три
принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской литературы». Это –
«...мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности».
Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты
утверждают, что действительность, реальность – это создание художника:
Моя мечта – и все пространства,
И все чреды,
Весь мир – одно мое убранство,
Мои следы
(Ф. Сологуб)
«Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой», – призывает К.
Страницы: 1, 2