Леонардо да Винчи
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ им. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ
Институт Управления в Машиностроительной Промышленности
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
РЕФЕРАТ
по культурологии
«Леонардо да Винчи»
Выполнил: студент второго курса
специальности маркетинг Труханов
И. А.
Преподаватель: Левкович Л. Н.
МОСКВА 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
«Я подошел ко входу в большую пещеру…» 3
Творчество Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком». 5
Всепоглощающее стремление к истине 6
Живопись – царица искусств 9
«Тайная вечеря» 12
Утраченные шедевры 13
«Джоконда» 14
Уединенное созерцание 16
Список используемой литературы: 19
«Я подошел ко входу в большую пещеру…»
«Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть великое множество
разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая
среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я
остановился перед ней пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть,
что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне. Так пробыл я
некоторое время. Внезапно во мне пробудилось два чувства: страх и желание;
страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то
чудесного в ее глубине».
Так пишет о себе Леонардо да Винчи. Не запечатлен ли в этих строках
жизненный путь, умственная устремленность, грандиозные поиски и
художественное творчество этого человека, одного из величайших гениев
мировой истории?
[pic]
По свидетельству Вазари, он «своей наружностью, являющей высшую
красоту, возвращал ясность каждой опечаленной душе». Но во всем, что мы
знаем о жизни Леонардо, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага,
ни счастья, ни радости или горя от общения с другими людьми. Нет и
гражданского пафоса: бурлящий котел, который представляла собой тогдашняя
Италия, раздираемая противоречиями, не обжигает Леонардо да Винчи, как
будто бы никак не тревожит ни сердца его, ни дум. А между тем нет, быть
может, жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека.
Познать и в познании овладеть миром видимым и невидимым, тем, что
кроется в темной пещере. Ибо человек универсален. Познать опытом и овладеть
в творчестве, ибо для человека небо не «слишком высоко», а центр земли не
«слишком глубок» и человек должен уподобиться сам той силе, той энергии,
которую в покорном неведении он так долго называл богом. Власть через
познание. Какая упоительная мечта, пьянящая страсть! Этой страстью был
одержим Леонардо, и в сердце его и в уме она вступала, вероятно, в
единоборство со смущением, порождаемым темными глубинами чудесной пещеры.
Человеку суждено потревожить их. Но не поглотят ли они его самого за такую
дерзость?
Леонардо да Винчи сознавал всеобъемлемость своего ума и художественного
гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему влечению, его исследовательская мощь
прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к
таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство Леонардо, на котором
лежит печать тайны.
Леонардо да Винчи родился в 1452г. в селении Анкиано, около города
Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.
Величественный пейзаж открывается в тех местах, где протекало его
детство: темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали.
Далеко за горами – море, которого не видно из Анкиано. Затерянное местечко.
Но рядом и просторы, и высь.
Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был
внуком и правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его
воспитании.
[pic]
Андреа Верроккио
ДАВИД
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень
рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике,
что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей.
Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и
«божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего
волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу
Андреа Верроккио. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело
посвятить себя живописи. В 1466г. Леонардо поступил в качестве ученика во
флорентийскую мастерскую Верроккио. Мы видели, что ему суждено было очень
скоро затмить прославленного учителя.
Следующий эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному
периоду художественной деятельности Леонардо.
Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и
попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы
доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и
шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом.
Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов,
ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых
животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом
каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита
некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины
скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь,
а из ноздрей – дым».
Работа над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви к
искусству» он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.
Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не
веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо
успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь «как раз отвечает своему
назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу,
который заплатил за него очень дорого.
Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же
Вазари, нацепил ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других
ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того,
он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все
друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».
Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные.
Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках
он преодолевает отвращение и страх.
Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от
отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его
существо, он творил великие дела.
Творчество Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком».
Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико.
Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным
делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его
современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но
создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был
доволен собой». Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия
лежали в самой душе Леонардо – «величайшей и необыкновеннейшей… она именно
побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое
произведение его замедлялось от избытка желаний».
Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания
учения у Верроккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих
поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с
Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в
движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина
«Мадонна с цветком».
Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. К этому времени
художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи,
которое он ставил выше всех прочих.
«Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна, образ которой
внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать,
играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом
бесконечное очарование картины.
Всепоглощающее стремление к истине
Герцен очень хорошо сказал о подвижниках юной науки эпохи Возрождения,
которые в борьбе с пережитками средневековья открыли человеческому уму
новые горизонты:
«Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве
тесноты, неудовлетворенности в замкнутом круге современной им жизни, во
всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения».
Здесь каждое слово применимо к Леонардо да Винчи. Некоторые
исследователи его жизни испытывали подчас смущение. Как этот гений мог
предлагать свои услуги и собственной родине – Флоренции, и ее злейшим
врагам? Как мог служить при этом Цезарю Борджиа, одному из самых жестоких
властителей того времени? Не нужно затушевывать этих фактов, хотя сложность
и шаткость политического устройства тогдашней Италии как-то объясняют такую
неустойчивость Леонардо. Но этот же человек словами, дышащими неотразимой
искренностью, так определял сам цели и возможности, открывающиеся тому, кто
того достоин:
«Скорее лишиться движения, чем устать... Все труды не способны
утомить... Руки, в которые подобно снежным хлопьям, сыплются дукаты и