Линогравюра

исследователей - искусствоведов считает, что термин «лубок» происходит от

лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры. Сначала

лубки изготовляли только в Москве, а затем они получили более широкое

распространение , когда возникло несколько школ: киевская, новгородская и

другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.

На Западе лубок не получил столь широкого распространения,

как в России. Часто в странах Западной Европы заимствовали тематику и

композиции русских лубков. Бывало и обратное, при этом менялся лишь текст.

Не всегда лубок делался в технике обрезной гравюры на дереве: были лубки и

в технике резцовой гравюры, меццо-тинто и в литографии.

Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце

XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у

графиков получила тема архитектуры Петербурга.

В этот период в западной Европе помимо живописи и

рисунка развивается и гравюра. В немецкие мастера много внимания уделяли

обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующее развитие

искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский (1494-1533). Он,

так же как и многие его современники работал в живописи и в гравюре.

Переводил свои рисунки в технику резцовой гравюры на меди. Великий

голландский художник Рембрендт ван Рейн (1603-1669) был новатором и

продолжал дальнейшие пути развития искусства. Он создавал шедевры как в

живописи , так и в графике. Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно

идти от живописности, от пятна и в тоже время от рисунка, от линии. Среди

итальянских мастеров выделяется большой знаток архитектуры Дж. Б. Пиранези

(1720-1778), создавший несколько альбомов крупных декоративных офортов.

Офортная техника более свободная, чем гравюра на меди, позволила ему широко

и живописно изображать натуру и архитектурные фантазии, сохраняя строгий

линейный рисунок. В Англии один из выдающихся художников - живописцев –

Хогарт .У него есть множество гравюр с разными сатирическими сюжетами. Мы

ценим этого художника , как создателя критического реализма. В области

офорта работал великий испанский художник Гойя. Его офорты выполнены с

применением акватинты, очень живописны.

Из граверов других стран Необходимо отметить француза Ж.

Калло, крупнейшего рисовальщика и гравера XVI-XVII веков. А так же

немецкого художника и гравера – Д. Ходовецкого.

Гравюра на рубеже XIX-XX в.в.

Интерес людей к гравюре с XVIII начал затихать и большую

роль в возрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла

техника репродуцирования в конце XIX и в начале XX века сначала на западе,

затем и в России. Эта техника получила широкой развитие во многих странах.

Это было время возникновения ряда новых областей графики, в том числе и

линогравюры. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее

развитие, особенно во Франции. Для нас более интересен именно этот период,

так как он связан с возникновение гравюры на линолеуме.

Интересен тот факт, что в Париже существовало в то время

множество обществ художников – граверов, а так же любителей гравюры.

Профессиональный уровень гравирования был довольно высок; художники в

большинстве своём не ограничивались каким-либо одним видом гравюры, а

пробовали свои силы и в смежных областях графики . Что касается

возникновения первых линогравюр, то мы не располагаем точными сведениями о

том кем и когда они были сделаны. В истории искусства ещё не написано ни

одного капитального труда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней

сведения как на русском, так и на иностранных языках крайне скупы и даются

в общих сведениях с эстампами в общих монографиях. Возникшая в это время

гравюра н линолеуме не сразу получила распространение. Это был период,

когда фотомеханический способ печати стал вытеснять репродукционную

гравюру. Ища новые пути в искусстве, художники пришли к необходимости

возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухой манеры,

распространённой в те года в репродукционной штриховой гравюре, они перешли

к тональным сплошным покрытиям, к светотени. Первые работы в этой области

делались в ксилографии.

Переход от ксилографии к линогравюре совсем не освящён

специальной литературе. Во всяком случае, специфика линолеума позволила

достичь ещё большей лёгкости при гравировке, свободы использования в черно-

белом изображении, а дешевизна материала имела положительное значение для

развития цветной гравюры, где требовалось много досок. Художники работали в

той и другой технике, а по манере изображения ксилографии порой выглядели

как линогравюры.

На развитие линогравюры в конце XIX века большое влияние

оказали японские ксилографии, которые в это время стали пользоваться

широкой известностью. Опыт японских мастеров представляет интерес для

всех, кто изучает гравюру, поэтому на ней необходимо остановиться.

Японская гравюра.

В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она

была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной

тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение.

Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали

реалистические произведения. Расцвет искусства был отчасти обусловлен тем,

то в стране после длительных междоусобных войн был на долгий срок

установлен мир.

Культурным центром страны стал город Эдо, то есть Токио,

где работало около тысячи художников – граверов. Расцветом всемирно

известной японской гравюры принято считать период примерно в двести лет: от

середины XVII до середины XIX века.

Если в Европе и в Китае гравюра зародилась как

репродукционная, то в Японии она стала самостоятельным видом искусства.

Японские гравюры сразу можно узнать по точному рисунку, изящной линии,

декоративной условности в цвете, красивым сочетанием цветов. Интересен

метод их выполнения: делал рисунок обычно художник, который ставил свою

монограмму , а вырезал гравюру мастер- резчик и печатал. Эти мастера

обладали, как правило, помимо совершенства в своём мастерстве и

художественным вкусом.

Печатались японские гравюры водяными красками,

размешанными на рисовом, клее, который не давал растекаться красочному

слою. Краски наносилось широкой кистью типа флейц, а печатались гравюры

вручную, с помощью костяной гладилки, по форме напоминавшей длину флакона.

Большого давления не требовалось, так как пористая бумага легко впитывала

краску.

Сначала в Японии существовала чёрная гравюра.

Родоначальником её принято считать Моронобу, который изображал несложные

жанровые сцены и отдельные фигуры. Впервые применил цветную гравюры как

самостоятельный вид искусства Хоронобу. Своим расцветом гравюра обязана

таким художникам, как Утамаро, Хироге, Хокусай и многие другие.

Девизом для их творчества можно взять слова великого

художника Хокусаи: «ни что в природе не должно быть оставлено без

внимания».

Линогравюра в России.

В России линогравюра возникла несколькими годами

позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у

нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи

книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в

ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В. В. Матэ,

который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских

художников применил линогравюру Н. А. Шевердяев, который во время

пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел

успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским

художником – гравером, И. Н.Павлов, который уже до этого имел громадный

опыт в работе над репродукционной гравюрой. И. Н. Павлов заинтересовался

гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже

вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты призирали этот новый

гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на

линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошёл прежде всего

своими знаменитыми сериями цветных линогравюр.

Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к

экслибрисам. EXLIBRIS- слово латинского происхождения, приобретает в наши

дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом

смысле употребляется, например: "Exlibris А. А. Сидорова". Но оно имеет и

более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может

быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке

переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются

чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с

содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями

характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный

знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с

гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века

экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме.

Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б.

М. Пустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В. А. Фаворский и многие другие.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать