Маскарад

размещались аттракционные забавы, качели, карусели.

Художественная среда гуляния носила карнавально-зрелищный характер.

XIX век

Столичному обществу маскарады начали нравиться и наряду с

общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных

домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после

Отечественной войны 1812 года возникла необходимость создания капитала

(фонда) в пользу раненных и инвалидов, то правительство решило собрать его

с помощью средств от проведения именно публичных маскарадов. В 1816 году

Императором Александром 1 был подписан и соответствующий Указ о том что

"каждый театр в государстве обязан давать маскарады для увечных воинов

однажды в год..."

В царствование Императора Николая 1 маскарады стали более

регламентированным удовольствием и на их проведение надо было получать

особую " привилегию", которую и получил в 1829 году отставной полковник

Василий Васильевич Энгельгардт, построивший на Невском проспекте в

Петербурге большой дом, который он начал сдавать под общественные и

увеселительные мероприятия.

В. В. Энгельгардт (1785-1837) - внук одной из сестер любимца

Императрицы Екатерины П князя А.Г.Потемкина-Таврического по словам князя

П.А.Вяземского : " хорошо и всенародно был знаком Петербургу.

Расточительный богач, не пренебрегавший увеселениями жизни, крупный игрок,

впрочем кажется на своем веку более проигравший, нежели выигравший,

построитель в Петербурге дома: сбивавшегося немножко на Пале-Рояль

(Старинный дворец герцогов Орлеанских в Париже, часть которого в 18 веке

сдавалось под магазины, кафе, игорные дома и т.д.) со своими публичными

увеселениями, кофейнями, ресторанами. Построение этого дома было событием в

общественной жизни столицы и в 30-е годы этот дом служил местом встреч всей

петербургской светской молодежи..."

После открытия в доме у Энгельгардта маскарадов один из журналистов,

хотя и в рекламных целях писал: " Вот храм вкуса, храм великолепия, открыт

для публики! Все что выдумала роскошь, что приобрела утонченность общежития

соединено здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются

в зеркалах, в мраморах и паркетах. Отличная музыка гремит в обширных

залах..."

В маскарад у Энгельгардта мог прийти любой желающий, заплативший за

билет. Поэтому на нем присутствовали как представители высшего света, так и

достаточно широкой части городских слоев, что также вносило в стиль общения

определенную долю вольности.

Современник так описывает одну из маскарадных сцен:

" Било одиннадцать. Первая комната Энгельгардтова дома пестрела

разноцветными костюмами. Вдруг дверь в прихожую отворилась. Вошла дама в

черной маске. Один из мужчин насмешливо спросил:

- Beau maskue, ты приехала одна?

- Как можно, отвечала маска, покачивая головой, и оглянулась: старик

мой тащиться за мной. Вот он.

В эту минуту, ничего не подозревая вошел в прихожую какой-то почтенный

генерал. Бывшие там мужчины встретили его громким смехом, окружили и

рассказали причину своей веселости. Генерал просил показать затейницу: ее

уж и след простыл.

Между тем в зале уже начиналось движенье; настал законный час

непринужденной веселости. Маскарад одушевился; все старались любезничать;

все шутили и позволяли шутить с собой...."

Долли Фикельмон, жена австрийского посланника под именем мадемуазель

Тимашевой и переодетая, сопровождала однажды на маскарад также переодетую

Императрицу Александру Федоровну - жену Николая 1. В своем дневнике она так

описывает это посещение: " Царица смеялась, как ребенок, а мне было

страшно, я боялась всяких и н ц и н д е н т о в. Когда мы очутились в этой

толпе, стало еще хуже - ее толкали локтями и давили не с большим уважением,

чем всякую другую маску..."

Психологической основой любого публичного маскарада, особенно в

котором присутствовали люди разных социальных слоев была невозможность

понять, как вести себя с переодетым собеседником, потому что всякое общение

чревато непредсказуемостью и сюрпризами и в отличии от аллегорического

маскарада, где сюрпризы входили в "сценарий" здесь они были не обязательно

приятными. Хотя светское общество, приезжавшее в маскарад было не столь

многочисленно и в большинстве своем хорошо знало друг друга неизвестность и

таинственность масок от этого не уменьшалась.

Ощущение тревоги, неуверенности возникало главным образом потому что

Маскарад создавал для всех его участников ситуацию противоположную бытовой

обстановке светского этикета. в котором все роли расписаны и предсказуемы и

к тому же строго означены костюмом.

В иерархической социальной структуре костюм означает определенное

положение, следовательно смена костюма предполагает и изменение социальной

роли. В маскараде же люди носят "чужие" одежды, причем с одной стороны, эти

костюмы и маски своеобразно уравнивали присутствующих: "Здесь все братья,

Для того и маска, чтобы уравнять сословия..." с другой же стороны, Маскарад

все менял местами, можно сказать переворачивал с ног на голову:

"Маскарад, как известно свет наизнанку. Мужчины скромничают и порой

даже краснеют. Женщины бегают за мужчинами, шепчут любовные признания,

назначают свидания, упрекают в ветрености" писал современник.

Если в обыденной жизни одевание чужого костюма не соответствующего

социальному статусу выглядел почти что оскорбительно. то для Маскарада это

переодевание законно, дававшее возможность побыв в одежде другого человека,

забыть о собственной социальной роли.

Участники маскарада имели негласную свободу вести себя экстравагантно

и совершать поступки никак не соответствующие светскому кодексу поведения.

Здесь можно было интриговать и дразнить. завлекать и шутить не рискуя ни

своим именем, ни своей репутацией, потому что время Маскарада ограниченно

вечером, а пространство границами дома.

Несмотря на то, что в залах маскарада звучит музыка, это скорее фон,

чем танцевальные мелодии.

В маскараде танцевали немного. главным же занятием участников было

общение и интрига:

- Твое имя! Прошу тебя, скажи, кто ты !

Обращается один из присутствующих к интригующей его даме.

-Угадай!

- Не смею. Но ты так мила, так снисходительна, что верю не откажешь

мне в счастии увидеть тебя без маски.

- Изволь.

- Место!

- Михайловский театр.

- День ?

- Будущая среда.

-Знак?

- Во время антракта я уроню в партер афишку.

- А я могу ли тебе ее вручить ?

-Если ты меня узнаешь, почему же нет!...

- Постараюсь! Куда же ты? Поговори еще со мною... я еще не успел

ничего сказать.

- Поздно..."

- Позволь мне проводить тебя до кареты.

- О, нет! Это противно законам маскарада..."

Если в маскараде и существовали какие то ограничения то единственно

лишь в целях защиты вольностей маскарада. Например, если участник маскарада

желает проводить интриговавшую его даму до кареты то в слышит в ответ: " О

нет ! Это противно законам маскарада..." т.к. по карете можно определить

кто эта незнакомка интриговавшая его весь вечер.

У Маскарада свои законы, свои вольности, свои комедии и свои трагедии

и он мало чем напоминал традиционные балы с их этикетом и строгим

распорядком. Один из литераторов того времени так попытался изобразить

взгляд иностранца на публичный маскарад в России:

"Кроме плясок и сидячих собраний, есть у них один род ходячего

собрания, называемого редут или маскарад. Мужчины и женщины, налепив себе

на лицо странные рожи, нечто в роде носов из теста, употребляемых нашими

паяцами, и закутавшись в покрывала из черного и красного левантина, сперва

посидят немного, а потом вдруг все встают и начинают в страшном беспорядке

кружить по зале. Тогда каждый, по росту и телодвижениям, старается узнать

ту барыню, к которой клонится его сердце. Так как бедствие ревности

неизвестно мужьям тех стран и при том дело происходит как будто за

занавесом, то, отыскав друг друга, они схватываются подруки и преспокойно

уходят туда, где их душам угодно...

А вот разговор услышанный тут же на маскараде:

" Вы будете опять скрываться, как на первом маскераде?

- Я никогда не скрывалась от тех кто хочет меня узнать...

- Но вы переменяете голос?

- Непременно! Иначе не стоило бы надевать маски..."

Дамы одетые в маски интриговали мужчин, чаще всего бывших без масок,

делали многозначительные намеки и было непонятно знает ли она о тебе все

или только играет словами. "Одна маска, подцепив грозного воина, которого

никогда не встречали в дамском обществе, таскала его из одной комнаты в

другую, кружила по зале, и до того расшевелила его воображение, что грозный

воин посматривал на нее с любопытством и даже улыбнулся прежде, чем передал

ее другому кавалеру.

Другая морочила философа. И философ пустился догонять рассказчицу,

которая открывала ему самые тайные его помышления и вовсе не философические

замыслы.

Некто известный своим равнодушием к женскому полу, стоял одинок и

смотрел насмешливо на эти женские сатурнали... Некоторые из самых сонливых,

сдвинутые с своих подножий веселым разгулом маскарада, теряясь в этой

путанице чинов и умов, пожимали плечами, уверяя, что маскарад в Петербурге

- анахронизм.

Прочие, посметливее, вникая в дух времени, пользовались случаем,

схватывали на лету сердца, блуждавшие без цели и были довольны собой..."

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать