Молдавское прикладное искусство

Флорештском районе, на реках Большой и Средний Чулук в Лазовском районе и

неподалеку

от Кишинева, у села Новые Русешты.

В конце пятого — начале четвертого тысячелетия до нашей эры в

результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-

ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с

Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура — трипольская.

Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого

развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.

Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только

землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и

глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы

сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.

Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия

из меди. Они получали ее от своих балканских соседей — племен культуры

Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали

большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды

пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них

крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы

ходили с собаками.

Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних

трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое

содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с

квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными

линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-

ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента—каннелюры, покрывающие

горло и тулово сосудов.

Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с

гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка — рогатого

небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках

раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая

богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли

все земные блага. Не от этих ли

древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?

Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее

части. Есть они на Днестре — у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках

— у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках — у

Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева — у Данчен, Новых Русешт,

Бардара.

Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского

района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов,

плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами

из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого

известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели

искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в

этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки

свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и

Балканами.

Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего

развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых

Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из

глины, нанесенной на деревянные настилы.

В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики.

Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и

белой краской.

Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого

цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.

Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и

Старых Радулян. Взгляните на них — и вы залюбуетесь волнистой лентой или

спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго

ужа, хранителя небесной влаги — дождя.

Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых

Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на

оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать

восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.

Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях

встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего

создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не

утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и

обрядами-заклинаниями о благополучии и долголетии.

На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и

культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта

фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из

глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.

В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья — времени

наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на

высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ,

которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал —

толтр.

Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины

ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые

разные: простые, сложные с пристроенной камерой — накопителем тепла, на

помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села

Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с

крышками.

В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у

Костешт обнаружены сотни орудий из кремня — стрелы, ножи, боевые клевцы и

молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели

технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы

керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями.

На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены.

Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов —

символов великой богини-матери, лент с зубцами — знаками вспаханной земли.

Под горлом сосуда изображены полуовалы — небесные тучи, несущие влагу. На

широкой свободной полосе — олень, две собаки и две лошади. На других

сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.

Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в

овалы — женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в

платьях битреугольной формы, лента из ромбов — символ засеянного поля.

Встречается даже силуэт быка. Знаки быка — в виде W, М или V; фигуры

танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.

Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия — богиня и

корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными,

лучник, охотящийся на косулю.

Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из

меди. Это подтверждает брынзенская находка — двухлезвийный топор-скипетр,

которому придан облик птицы с хохолком.

Ковры.

Особое место в молдавском народном декоративном искусстве занимает ковер

— один из древних видов художественных текстильных изделий.

Архивные данные, дневники путешественников XVI— XVIII веков

свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к

сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных

примерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроделия в Молдавии

считается конец XVIII — начало XIX века. Ковры этого периода отличаются

высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием

орнаментов.

С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина

выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что

традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных

деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати.

Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались

коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки — ковровые

покрывала.

Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные

и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический

орнаменты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто

встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов,

веток, гирлянд.

На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким

ажурным рисунком. Рисунок вазона и букета считается типичным для

молдавского ковра конца XIX — начала XX века. Интересна традиционная форма

стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего

времени в орнаменте молдавского ковра сохранился и ряд геометрических

фигур, которые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадраты,

крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают

прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные

предметы быта сильно стилизованы.

Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами — важная

характерная черта молдавского ковра. Пряжу окрашивали растительными

красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких красителей и

способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в

поколение.

Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двухсторонней каймой и вообще

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать