Монументальная живопись Древнего Египта

загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем

не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо

условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне

песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он

остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в

намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты

так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и

сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх

стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как

охоятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во

многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник,

изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном.

Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода

кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении

животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых

росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16

нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с

летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные

изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок:

применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и

другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна

чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка,

голубой затылок цапли – желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают

быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым

сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется

яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при

помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать

пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным

периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой

переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.

Неспроста время Нового царства разбивается на три подпериода – время

XVIII династии, время Эхнатона и его преемников и вторую половину Нового

царства. Здесь наступает саоме интересное – огромный вклад в развитие

искусства вносят религиозные реформы, а также немаловжное влияние оказывают

удачные завоевания.

Окончательное изгнание гиксосов, завоевание Сирии и Нубии при фараоне

Яхмесе I (первом царе XVIII династии) обеспечило Египет притоком рабов. Так

же в Египет широким потоком потекли золото, серебро, слоновая кость, ценные

породы дерева, бирюза, лазурит. Приток богатства и множества рабочих рук

способствовал развертыванию строительства во всех главных городах египта, и

в первую очередь в Фивах. Соответственно, Фивы стали центром развития не

только архитектуры, но и монументальной живописи как неотъемлемой части

архитектуры. Для всех видов искусства в это время характерно стремление к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Египет

сближается с культурами Сирии, Крита, двуречья, в которых также идет поиск

нового и явно выражена тенденция сделать искусство более реалистичным.

Художников интересуют передача движения, объемности, в поисках нового они

пробуют показать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль;

иначе строятся групповые сцены. Даже в традиционной сцене охоты в пустыне

появляется ряд важнейших нововведений. Мы видим охотника, уже мчащегося в

колеснице за несущимися в настоящем галопе по пустыне животными, обращенные

в фас головы животных. Меняются и другие композиции, появляются новые.

Бльшое значение получают сцены пира, где обилие фигур музыкантш, танцовщиц

и служанок, при изображении котрых можно было легче отступать от канонов,

позволило художникам свободнее проявлять свою творческую индивидуальность.

Достаточно сравнить разнообразные позы служанок с утомительно одинаковыми

фигурами знатных женщин в сцене пира из гробницы визиря Рехмира, чтобы

убедиться в этом. Стали встречаться живые жанровые сценки – вот слуги

пытаются разбудить своего товарища, уснувшего в погребе от избытка выпитого

вина и утверждвющего тем не менее, что ни на миг не засыпал, вот новобранцы

ждут своей очереди к парикмахеру, причем двое уже успели уснуть под тенью

дерева. Художник внимательно наблюдает действительность, отмечая даже

отдельные мелочи: на чаше с медом в сотах изображены две пчелы, поедающие

мед. Одновременно с изменениями в положении фигур и общим оживлением сцен

идет явное стремление к передаче объемности тел, появляются мягкие,

округлые очертания. Внимание художника привлекает проблема изображения тела

сквозь прозрачные ткани, румянца и теней (правда, пока редко), появляется

интерес к измененнию цветовых канонов. На смену традиционной раскраске

желтых женских и кирпично-красных мужских тел появляются попытки передать

различные оттенки загорелой смуглой кожи. Характерным примером может

служить роспись из гробницы Менены с изображением девушек, несущих цветы.

Отдельные детали росписей все чаще делаются без обычной линии контура.

Нарастание живописности было одним из проявлений поисков новой передачи

действительности.

Последние десятилетия правления XVIII династии были полны бурных

событий. Грабительские войны непомерно обогатили высшую знать и жречество,

особенно жрецов главного святилища Египта – храма Амона в Фивах. При

Аменхотепе IV произошел открытый конфликт между владетельной

рабовладельческой верхушкой и жречеством и царсткой властью. С целью

разрешения конфликта Аменхотеп IV попытался провести крупные социально-

экономические реформы под видом реформы религиозной. Было выдвинуто новое

учение о едином божестве Атоне. Соответственно, в Египетском искусстве,

тесно связвнном с религией, произошел решительный перелом. Заметно явное

отступление от канонов даже в изображениях фараонов. Так как фараон решил

порвать с жречеством и старыми богами, более не допускалось, что фараон

должен изображаться похожим на древних богов, культы которых он

преследовал. С этого времени фигуры царя, царицы и их детей должны были

иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями

древних богов. Изменилось и содержание росписей. Появились сцены,

изображающие царя в быту (так как в своих реформах царь опирался на рядовых

свободных) – за обедом, в кругу семьи. Вообще стоит особо отметить, что

впервые во всех сценах, даже в сцене награждения вельмож, фараон

присутствует с семьей. Также характерной чертой Амарнского искусства

является стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят

изображаемые события. Никогда еще до Амарны египетское искусство не знало

такого количесва разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов. В

итоге почти все композиции художникам пришлось создавать заново, в том

числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия потребовала новых

обрядов, новых типов святилищ, где культ солнца совершался под открытым

небом. Все это происходило не сразу, ведь создателями новых произведений

искусства были все те же мастера, обученные в Фивах, обученные

каноническому искусству. Теперь перед этими мастерами встали новые задачи.

В монументальной живописи большое значение стало уделяться пейзажам.

Стремление прославить нового бога, солнце-Атона как творца вселенной,

выразилось в своеобразных сценах почитания Атона не только людьми, но и

всей природой: навстречу лучам солнца бегут молодые газели, зайцы, спешат

страусы, взмахивая крыльями. Но этому расцвету искусства был положен

внезапный конец – реформы не имели успеха, так как рядовые свободные не

получили никаких существенных преимуществ, и новый преемник фараона

Тутанхамон был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством.

Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством

внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских

владений, что объяснялось жрецами, как результат гнева древних богов во

главе с Амоном. Однако окончательный возврат к традициям был невозможен,

хоть и новые произведения создавалиь теми же мастерами, так как разрыв с

традициями при Эхнатоне вызвал очень решительные сдвиги во всей культуре

Древнего Египта. По образцам росписей, найденных в гробнице Тутанхамона

видно, что они выполнены более в стиле Амарны.

Для второй половины Нового царства характеро возобновление

грабительских войн, вернувших Египту часть прежних азиатских владений.

Вновь усилился приток в Египет богатств и рабской силы, что позволило снова

начать широкую строительную деятельность и повлекло за сосбой новый подъем

монументальной живопси. Внутреннее положение в стране подолжало оставаться

достаточно сложным из-за непрекращающейся борьбы царей с высшей знатью и

жречеством. Для официального искусства начала XIX династии характерно

реакционное стремление вернуться к традициям доамарнских лет. Однако это

стремление не могло осуществиться полностью, так как значение амарнского

искусства было слишком велико. И к тому же перед художниками

рассматриваемого периода встали новые задачи. Изменение в социальной и

политической обстановке, выдвижение роли северных центров, борьба

идеологических течений в итоге усложнения классовой и политической борьбы –

все это находило свое отражение в искусстве. Цари XIX династии ставили

своей целью укрепление твердой центральной власти. В этой связи была

поставлена цель придать как можно большую пышность и блеск столице.

Наибльший возврат к традициям XVIII династии ощущается в храмовых росписях

культового содержания, всегда консервативных и каноничных. Но даже подобные

росписи отличаются новыми чертами. Вначале правления династии в росписях

начинает доминировать декоративность, но наряду с этим продолжается

развитие реалистических исканий. Сохранаятся естественная, а не условная,

расцветка кожи, в композициях присутствуют семейные группы, постоянно

отмечаются тени и румянец, изображаются пальцы ног, реалистичнее даются

растения. Однако постепенно реалистичная струя в росписях фиванских гробниц

слабеет. Это объясняется тем, что начинается явное преобладание жреческих

гробниц, росписи которых, даже в части изображений из жизни умершего,

ограничиваются каноническими культовыми сценами. Сокращение бытовых сюжетов

и преобладание религиозных ведет к нарастающей стилизации росписей. Но

среди фиванских гробничных росписей XIX династии особняком стоят

интереснейшие росписи гробниц мастеров, сооружавших царские гробницы и

живших в изолированном поселении в горах фиванского некрополя. Росписи этих

гробниц полны разнообразными жанровыми эпизодами, необычными типами лиц,

подлинным юмором. Очень интересны яркостью расцветки и четкостью рисунка

росписи, покрывавшие предметы погребального культа, найденные в гробницах

мастеров некрополя. Но особенно свободно проявилось индивидуальное

творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали для себя на

обломках камней. Здесь отчетливо видно, как внимательно подмечали

художники все то, что выходило за рамки канонов, - особые типы и позы

людей, те или иные характерные движения животных. Таким образом, внутри

фиванского искусства первой половины XIX династии существовали различные

направления. Ествественно, что росписи, созданные в других местах страны,

тем более не могли быть однородны. На дальнейшем развитии египетского

искусства конца Нового царства тяжело сказались изменения в общем положении

страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать, привели к

обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же время

усложнилась внешняя обстановка. Усилились нападения ливийцев. Создавшаяся

историческая обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупные

строительства прекращены, а, значит, в упадке и монументальная живопись.

Постепенно уменьшается персонал художественных мастерских, снижается

качество росписей. Небрежно сделаные росписи встречаются все чаще.

Период позднего времени характеризуется упадком Египта. Частые войны

истощили страну и задержали развитие ее производительных потенциалов.

Египетское искусство позднего времени представляет собой сложную картину,

еще в должной мере недоизученную вследствие недостаточного количества

дошедших памятников. Во времена длительных распадов не велось никакого

крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды

укрепления страны при ее объединениях. Официальное фиванское искусство

продолжает традиции конца Нового царства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, мы проследии ход развития монументальной живописи

Древнего Египта на протяжении его длительного существования.

Росписи гробниц являются ценнейшим источником для изучения истории

Древнего Египта. Мы видим изображения сельских работ – пахоту, посев,

жатву, молотьбу, видим рыбную ловлю, охоту в нильских зарослях и в пустыне,

работы различных ремесленников. Перед нами проходят яркие картины

социального неравенства – непосильной тяжести труда основной массы

населения и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение

неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, тяжелый труд под

палящим солнцем – плясками танцовщиц на пиру вельможи. Среди этих сцен

много эпизодов, взятых из подлинной жизни. Вот падает груз с вьючного осла,

и погонщики бросаются на помощь. Вот другой осел заупрямился и не хочет

сдвинуться с места, хотя его бьют палкой и тянут за переднюю ногу. Наряду с

этими зарисовками из жизни простых людей мы наблюдали сцены жизни знати.

По росписям в гробницах и храмах Древнего Египта и правда можно учить

его историю! Ведь стиль росписи, соблюдение канонов, напрямую зависели от

обстановки в стране. В росписях нашли отражение и классовая борьба, и

завоевания, и быт, и религия. Монументальная живопись Древнего Египта –

большая иллюстрация жизни общества, по которой можно восстановить события,

происходившие в стране.

Отдельно необходимо заметить, что искусство Древнего Египта в целом и

монументальная живопись, в частности, оказали немаловажное влияние на

искуства других народов Запада и Востока, особенно в 4 веке до нашей эры,

когда Александр Македонский основал новую столицу Египта – Александрию,

ставшую в короткий срок одним из виднейших центров Средиземноморья. Но это

уже другой период времени, который выходит за рамки данной работы.

Список использованной литеретуры:

. М. Э. Матье. «Искусство Древнего Египта». Москва. 1970.

. «Всеобщая история искусств». Том 1. Москва. 1956.

. Б. Р. Виппер. «Статьи об искусстве».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать