Мстёра

живописную основу произведения как ее подготовительный этап. Роскрышь –

технологический прием живописи при первичной раскладке цвета в пределах

заданной формы рисунка.

Затем последовательно делается моделировка деталей рисунка с помощью

теневой росписи и околоконтурных притенений.

Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых

частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок,

приплесков и лессировок. Оживка - не что иное как белильная отметка в самой

светлой части законченной формы. Приплесками называется тоновое смягчение

цвета при окончательной моделировке формы. Лессировка – это живописный

прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина

цветового тона или цвета.

На последнем завершающем этапе делается разделка твореным золотом или

серебром.

РАБОТА НАД ОРНАМЕНТОМ

Орнамент как специфическая форма изобразительного искусства очень

своеобразен. Он в состоянии то приближаться к натуральному миру растений,

то удаляться от него в сторону наибольшей условности, превращаясь в

геометрический узор, состоящий из отрезков прямых линий. За время развития

орнамент приобрел и свои классические формы в недрах национальных

особенностей искусства каждого народа, стал нормой, образцом. Но несмотря

на самобытные особенности, есть и общие закономерности построения

орнамента. Даже в самых простейших геометрических элементах он содержит

систему построения, состоящую из осей симметрии. Поэтому при изучении

орнамента используется метод копирования с классических образцов искусства

всех времен и народов, в том числе и народного прикладного. Большое

внимание уделяется копированию мстерского орнамента. Такой орнамент

существует. Его родоначальником является народный художник РСФСР Е.В. Юрин.

Он внес в искусство Мстеры большой вклад как новатор, используя в своем

творчестве традиционные древнерусские узоры чеканки, резьбы по дереву,

народной вышивки, набивные цветочные мотивы платков и ситцев. На этой

основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи,

значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры Мстеры.

Работа над орнаментом имеет свою специфику. Несмотря на

технологическое сходство с исполнением миниатюрной живописи, он все-таки

представляет собой роспись. Использование в орнаменте живописных средств

более лаконично, сдержанно. Особенно наглядно это проявляется на первичной

стадии роскрыши под орнаментальную роспись. Если работа заканчивается

росписью золотом, то превалирует локальный цвет роскрыши. При этом роспись

золотом лишь обогащает его затейливой игрой разделок. Роскрышь локальным

цветом делается аккуратно, строго в границах рисунка, без неряшливости,

небрежности.

После роскрыши цветом орнаментального мотива начинается самое

увлекательное – соревнование с художником, создавшим образец. Здесь

требуется вдумчивость. Начинается таинство технической отработки,

моделирование формы при помощи теневой росписи. Тут пригодится линия как

средство изобразительности. Она используется применительно к конкретным

условиям создания разнообразных форм орнамента. После этого выполняются

околоконтурные притенения отдельных листьев, лепестков цветов, веток.

Если при помощи теневой росписи ограничивается форма рисунка и

разбираются детали внутри нее, то околоконтурные притенения придают форме

условный объем, а локальный цвет роскрыши играет роль среднего полутона. По

такой подготовке техническую отделку заканчивают росписью золотом. Работа

золотом требует виртуозного мастерства. Оно приходит не сразу, а с

длительным опытом. Когда работу заканчивают живописными средствами, то

после роскрыши, теневой росписи, околоконтурных притенений форму моделируют

цветными полутонами приемами плавей, приплесков, световой росписью,

оживками и лессировками. Все это требует высокого профессионального уровня

исполнения.

О КРАСКАХ И ЗОЛОТЕ

Приготовление красок и золота к работе – главный вопрос технологии

миниатюрной живописи. Известно, что темперные краски приготовляются из

порошковых пигментов на специальной эмульсии, основой которой является

желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий из

клея и воды. При разделывании яйца необходимо тщательно отделить желток от

белка с тем, чтобы белок не попал в эмульсию: присутствие в ней белка

приведет к растрескиванию красочного слоя. Так же тщательно отделяют

оболочку желтка, а содержимое спускают с ладони в стаканчик.

Нужно налить такое количество чистой воды, чтобы она была равной

объему белка. Это и будет наиболее верное пропорциональное отношение воды к

желтку. Отклонения могут быть незначительными в ту или другую сторону, в

зависимости от жирности яйца. Приготовленный желток тщательно размешивают

специальным бойком – миниатюрной деревянной лопаткой. Яичная эмульсия

готова к употреблению.

Желтковая темпера называется средневековой, потому что перешла нам по

наследству от старых мастеров древнерусской живописи так же, как и сам

способ приготовления красок. Это выдающийся материал как по прочности, так

и по красоте бархатистой фактуры.

Краски для работы нужно уметь хорошо приготовить. Этот процесс -

своего рода таинство. Не случайно старые мастера называли утирание красок

душевным словом «творить». Обычно сухой порошок краски в определенной дозе

насыпают в специальные чашечки, добавляют несколько капель яичной эмульсии

и творят пальцем правой руки, держа чашечку в левой, положенной на рабочий

стол. По мере готовности их постепенно разжижают яичной эмульсией до такой

степени, чтобы можно было легко писать. Хорошо приготовленные краски

подвижны и пластичны.

Прежде чем приступить к работе с красками, необходимо сделать хороший

рисунок и без искажений перевести его на кальку. Подготовить на поверхности

шкатулки белильный грунт. Покрытие белилами делают не менее трех раз. После

каждого покрытия грунту дают хорошо высохнуть и подчищают его поверхность

специальным ножом. Смысл этой операции состоит в том, чтобы слой грунта не

получился толстым, но плотным и однородным по массе.

Покрытие делается сплошным под всю живопись. Затем уже известным

способом с кальки на грунт тщательно переводится рисунок.

А как приготовить золото для письма? Обычно сусальное листовое золото

продается в тонких книжечках из папиросной бумаги. Сначала делается водно-

клеевой раствор: в чистое чайное блюдце насыпают два, два с половиной

грамма мелко толченого гуммиарабика. Затем добавляют несколько капель воды

и размешивают указательным пальцем правой руки до тех пор, пока не

получится однородная водно-клеевая масса. Необходимо помнить, что творить

золото – дело весьма деликатное, оно требует долготерпения и аккуратности.

Указательным пальцем правой руки переносят из книжки в блюдце лист золота.

Палец осторожно поднимают и снова прижимают ко дну блюдца. Нужно не крутить

золото пальцем на дне блюдца, а рвать его вертикальной оттяжкой пальца от

блюдца. Иначе золото можно закатать в клее, и оно будет плохо растираться.

Так постепенно смешиваются все десять – пятнадцать листов золота. На этом

первая операция работы заканчивается.

Вторая операция начинается с растирания золота. Его втваривают

энергичными движениями по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в

течение полутора часов. Время от времени добавляют капельки воды. Когда

видно на глаз, а палец чувствует, что золото утворилось, в полученную массу

добавляют два грамма гуммиарабика, и снова творят. После этого в блюдце

наливают одну треть стакана чистой воды. Смывают со стенок и с пальца

прилипшее золото и ставят его на отстой. Затем воду осторожно сливают,

чтобы не было утечки золота. Блюдце с золотом ставят сушить в духовку, а

летом выставляют на солнце, предохраняя от пыли. Золото готово к работе.

Следующим этапом освоения приемов миниатюрной живописи является работа

над пейзажем. Знакомство с ним начинается с выполнения его деталей, затем

фрагментов, потом в целом. Поэтому весь процесс его письма для большей

наглядности раскладывается подетально на приемы исполнения облаков, горок,

деревьев и так далее. Но прежде, чем приступить к их описанию, необходимо

сказать о прориси. Прориси уделялось большое место и в древнерусской

живописи.

Прорись – это специальный технически отработанный рисунок кистью,

выполненный обычно в трех тональностях: тени пишутся умброй, а светлые

места – киноварью или светлой охрой. Она позволяет до живописи выразить

пластику форм будущего изображения.

Как выполняется прорись? Сначала на бумагу переводят с кальки хорошо

проработанный рисунок, а затем темной краской – умброй – делают контурную

прорись по форме изображения. После этого отрабатывают тени тональной

подплавкой умбры, слабым тоном красной краски проплавляют крупные массы

лещадок. Активным тоном выплавляют кремешки на лещадках. После этого в

полную силу красной краски на самых светлых местах выполняют оживки.

РАБОТА НАД ПЕЙЗАЖЕМ

Когда освоен технический рисунок, можно приступить к выполнению

деталей пейзажа, например, фона, облаков, горок. Вначале надо выполнить

гладкий фон, сделать слитные переходы из одного цвета в другой. Весь

живописный процесс строится на постепенном стушевывании цветовых переходов

через полутон, путем тщательной отработки их кистью.

По написанному фону приступают к исполнению облаков. Работа над ними

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать