Музыка и театр России 19 век
Музыка России в XIX веке
[pic]
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы.
В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая
духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической
музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с
одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными
мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское
музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только
повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей,
но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.
. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни.
Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества
(1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались
регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное
произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального
образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г.
) открылись консерватории.
. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские
композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали
народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом
не теряя своеобразия собственного музыкального языка.
Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное
внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии
появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были
программные симфонические произведения, в том числе симфоническая
миниатюра.
Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?
Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное
образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской
национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось
в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он
создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу-
сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет.
Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа
против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на
сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет
оркестр. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно-
вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,
«Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В.
Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»,
а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся
русский певец Ф.И. Шаляпин. Романсы Глинки отличаются исключительной
мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры
– «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра
«Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И.
Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла
признания в Европе. Творчество П.И. Чайковского – ярка страница в истории
не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В
творческом наследии композитора – 6 симфоний (не считая программной
симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра
инструментального концерта в русской музыке.
Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт
для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих
произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства.
Одно из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал
10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама»
(1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке.
П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета.
Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. )
и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.
Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано
более 100 ).
Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый
русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли
проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом-
корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором
Кембриджского университета Великобритании.
[pic] Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)
Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская
ярмарка»
- стали значительным явлением в русской музыке.
[pic] Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)
К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и
незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве
композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.).
Самые известные
-«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно»
(на стихи
М.Ю.Лермонтова).
[pic] Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )
В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль
сыграл
М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества
русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский
кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в
школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из
основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью
организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В
собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение
инструментальной музыке.
В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .
[pic] Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )
Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно-
инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера
«Князь Игорь»стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая
правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин
работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная
смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский – Корсаков и
Глазунов.
[pic] Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )
Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по
произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г.
),
«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе
Островского ),
опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по
Гоголю ), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и
к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по
пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере
сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к
стилизации под народный жанр. Римский – Корсаков
написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина,
А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с
1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.
[pic] Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить
братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая
деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились
европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон
Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор
Петербургской консерватории с 1861 года.
Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал
основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………
[pic]
Театральная жизнь России в XIX веке.
[pic]
В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые
управлялись
«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора
было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и
2 в Москве-
Большой и Малый.
С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М.
Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское
искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о
том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в
Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря.
Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина
– Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни,
новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого
блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова,
М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой
половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в
памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в
пьесах Шекспира,
Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал
утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.
Мочалов – прямая противоположность Щепкину. Он играл главные роли в пьесах
русской и западной драматургии – Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме
Шиллера «Разбойники», Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские
актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика
восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно
перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал
специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и
Страницы: 1, 2