Музыка и театр России 19 век

Музыка и театр России 19 век

Музыка России в XIX веке

[pic]

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы.

В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая

духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической

музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с

одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными

мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское

музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только

повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей,

но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни.

Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества

(1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались

регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное

произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального

образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г.

) открылись консерватории.

. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские

композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали

народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом

не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное

внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии

появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были

программные симфонические произведения, в том числе симфоническая

миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное

образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской

национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось

в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он

создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу-

сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет.

Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа

против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на

сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет

оркестр. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно-

вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,

«Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В.

Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»,

а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся

русский певец Ф.И. Шаляпин. Романсы Глинки отличаются исключительной

мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры

– «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра

«Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И.

Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла

признания в Европе. Творчество П.И. Чайковского – ярка страница в истории

не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В

творческом наследии композитора – 6 симфоний (не считая программной

симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра

инструментального концерта в русской музыке.

Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт

для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих

произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства.

Одно из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал

10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама»

(1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке.

П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета.

Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. )

и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано

более 100 ).

Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый

русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли

проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом-

корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором

Кембриджского университета Великобритании.

[pic] Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)

Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская

ярмарка»

- стали значительным явлением в русской музыке.

[pic] Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и

незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве

композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.).

Самые известные

-«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно»

(на стихи

М.Ю.Лермонтова).

[pic] Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль

сыграл

М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества

русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский

кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в

школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из

основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью

организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В

собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение

инструментальной музыке.

В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

[pic] Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )

Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно-

инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера

«Князь Игорь»стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая

правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин

работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная

смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский – Корсаков и

Глазунов.

[pic] Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по

произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г.

),

«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе

Островского ),

опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по

Гоголю ), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и

к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по

пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере

сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к

стилизации под народный жанр. Римский – Корсаков

написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина,

А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с

1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

[pic] Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить

братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая

деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились

европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон

Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор

Петербургской консерватории с 1861 года.

Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал

основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………

[pic]

Театральная жизнь России в XIX веке.

[pic]

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые

управлялись

«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора

было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и

2 в Москве-

Большой и Малый.

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М.

Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское

искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о

том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в

Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря.

Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина

– Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни,

новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого

блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова,

М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой

половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в

памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в

пьесах Шекспира,

Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал

утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.

Мочалов – прямая противоположность Щепкину. Он играл главные роли в пьесах

русской и западной драматургии – Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме

Шиллера «Разбойники», Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские

актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика

восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно

перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал

специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать