Осенние натюрморты

прошлом искусстве, из которых та и другая школа черпали художественный

опыт, породили много общих черт в их живописи. [3]

Самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был

жанр «завтраков» возникший в Харлъме.

В жанре натюрморта (авторами этих произведений были харлемские

живописцы Воплем Клас Хеда и Питер Клас) - создали особый тип

демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами»

их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по

своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.

Очень важным достижением харлемских мастеров «завтраков» было открытие

роли свето-воздушной среды и единого тона колорите как главнейших средств

передаче богатого разнообразия фактурных качеств вещей и, одновременно,

выявление единства предметного мира.

На дальнейшей демократизации жанра натюрморта имело место

распространение типа «кухонного натюрморта», как во Фландрии, так и в

Голландии. Особенностью этой разновидности при изображении предметов было

большое внимание к пространственной характеристике среды.

В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные

тенденции.

Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века

занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно

связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII

века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления:

натуралистическое и декоративное.

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее

немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и

глубины голландского.

Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был

одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого

натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге

приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.

Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая

значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве

испанского мастера Ф. Сурбарана.

С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали

декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и

западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С.

Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость

колористических решений.

Немного больше уделяли внимание натюрморту романтики. Романтизм не

создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом

романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи,

работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических

взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав

Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение

натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот

жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в

натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя

свето-воздушных рефлексов. [4]

Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров

постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем,

что характерно для творчества П. Сезанна и Ван Гога.

С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой

лабораторией живописи. Во Франции мастера фомизма А. Матисс и др. идут по

пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных

возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и

др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно-

аналитические возможности, стремятся утвердить новые

способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров

других течений.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с

утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и

стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и

иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного

времени носило эпизодический характер.

Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался

такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с

желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую

силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В.

Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического

направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и

усиливал социальную направленность их произведений,

характеризовал время.

Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX

веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского

натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками

в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить

возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к

традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока,

классическому наследию Запада, к достижениям современной французской

живописи.

К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы

К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой характер

вещей произведения художников «Мира искусств» А. Я. Головина и других;

остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С,

Саръяна и других живописцев круга «Голубые розы»; яркие, пронизанные

полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского,

И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова и других.

В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление

современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-

Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения.

Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный

прием построения пространства расширял изобразительные средства художника,

помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному

показу их взаимосвязи на плоскости.

Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в

его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью.

Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами,

русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за

полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до

абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства

нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории

русской живописи.

Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих

художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной

лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в

целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык

живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.[5]

Натюрморту этого времени мы обязаны необычайным расширением границ его

как изобразительного жанра. Человеческая личность той сложной эпохи

раскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не только

ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые

черты, которые присуще определенной индивидуальности. Глубинная сущность

явления окружающего мира раскрывается теперь полнее.6

Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее; художник видит

богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного.

Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.

Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра

2.1. Натюрморт как жанр живописи

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным

видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи,

гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно

произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту

недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать

и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам,

различные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией

живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем

станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и

колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют

камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную

стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник

нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры.

Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику

стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он

также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную

тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать