ладонь было очень трудно плотно прижать). Решая проблему отсутствующих
пальцев, ученый отклонил гипотезы, которые не показались ему убедительными
(сакральная ампутация, ампутаций вследствие болезней), он произвел анализ
материалов и выявил все комбинации с отсутствующими пальцами: их оказалось
пятнадцать (начиная с полной руки и заканчивая рукой с отсутствующими
четырьмя пальцами).
Леруа-Гуран считал, что ни ритуальная ампутация, ни болезни костей,
приведшие к утрате пальца, не объясняют существование такого количества
вариантов, а изображение с отсутствующими фалангами вполне можно выполнить,
загибая пальцы. Это подтверждается тем, что количество "удобных"
изображений рук больше, чем трудновыполнимых. Они представляют определенный
жестовый код, подобный тому, который применяют бушмены на охоте. Пожалуй,
это один из немногочисленных случаев, когда Леруа-Гуран "забыл" об отказе
от сравнительно - этнографического метода.
Леруа-Гуран полагал, что изображения рук не могли быть вполне ли
случайно, они подчинены определенному порядку. Он заметил, что между
изображений рук, так же как между изображениями животных и знаков в других
пещерах, имеется определенная связь. Руки могли соответствовать
изображениям животных или знакам. А комбинации пальцев играли роль
определенных тем. Леруа-Гуран провел анализ всех обнаруженных комбинаций, в
результате чего получил пять разновидностей. Четыре основных комбинации
пальцев появляются с частотой, сравнимой с комбинацией бизона, лошади,
каменного козла и оленя в пещерах средних Пиренеев. В других районах
выявляются другие пропорции. По мнению Леруа-Гуран, анализ данных
показывает, что отпечатки рук в пещере Гаргас соответствуют той же
структуре изображений, что и в других пещерах. Это значит, что люди, жившие
в Гаргас, имели в сознании некий символический код, и эта пещера содержит
перемещенные на ее стены жестовые охотничьи символы, воплощенные в
наскальном искусстве и заменяющие изображения животных. Возможно, данное
явление того же порядка, что и тенденция редукции знаков. Леруа-Гуран
отверг попытки объяснить потерю пальцев вследствие болезней или намеренного
отсечения фаланг пальцев. Он считал, что и отрезать пальцы рук охотникам
ради удачи в охоте, тем более будущим охотникам (так как большинство
отпечатков рук в Гаргас небольшого размера и принадлежат, видимо детям и
подросткам), абсурдно с точки зрения здравого смысла, даже для примитивного
общества. Изображения рук, по размерам похожие на женские, соединенные со
знаками из мужской группы и помещенные в центр композиции, по мнению
исследователя, могли играть роль женских знаков.
Исследования Барьера и Сюэра, посвятившего этой проблеме свою
диссертацию, представляют новые статистические данные и результаты
экспериментов, которые позволяют по-новому взглянуть на выполнение и
назначение изображений рук, однако не решают проблемы значения этого вида
изображений. Проведя ряд экспериментов, исследователи пришли к выводу, что
единственным способом, пригодным для нанесения рисунков, подобным
негативным отпечаткам рук в Гаргас, является выдувание изо рта разведенного
в воде красителя, а руки, изображенные в Гаргас, могли быть приложены
только ладонью.
Однако самым острым и спорным остается вопрос о недостающих фалангах
пальцев. Барьер и Сюэр отрицают возможность выполнения изображений в Гаргас
посредством загибания пальцев. Таким образом, остается одно объяснение: в
Гаргас изображены руки, пальцы на которых действительно укорочены.
Существуют три варианта, при которых это могло произойти: болезнь,
случайное увечье, намеренная ампутация. Тардо установил, что ни одно из
всех возможных заболеваний, вызванных патологическими изменениями, не могло
повредить пальцы кистей так, как это видно на изображениях в Гаргас.
Значит, пальцы были изувечены намеренно, то есть, ампутированы.
В настоящее время не предложено ни одного убедительного довода, зачем
нужно было ампутировать фаланги пальцев, еще меньше понятно, зачем люди с
изуродованными руками изображали их на стенах пещеры. Гипотеза Леруа-Гурана
и его метод извлечения максимума информации из материалов палеолитического
искусства кажется довольно логичной, даже, если она и имеет отдельные
недостатки. Во-первых, предположив, что отпечатки кистей принадлежат ™
женщинам, вследствие их небольшого размера, он, проявляя
непоследовательность, называет их детскими, говоря о "будущих охотниках".
Во-вторых, считая, что руки можно было прикладывать тыльной стороной,
скорее всего он ошибался, в этом случае доводы Барьера и Сюэра кажутся
вполне убедительными. Но он был прав в том, что пальцы не могли быть
изуродованы намеренно. В настоящее время самым сильным аргументом против
обеих гипотез является отсутствие остеологического материала, датированного
временем верхнего палеолита, в котором были бы руки с недостающими,
ампутированными, изувеченными или деформированными фалангами.
Статистические подсчеты, подобно тем, которые Леруа-Гуран провел для
изображений рук в Гаргас (хотя сам он не предполагал распространение опыта
изучения рисунков данной пещеры на другие), были выполнены Ж. Клоттом и Ж.
Куртэном при исследовании пещеры Коске. Процентные соотношения левых и
правых, черных и красных, а так же "неполных" изображений оказались
довольно близки тем, которые выявлены в Гаргас. Новым по отношению к методу
комбинаций Леруа-Гурана было то, что исследователи разделили правые и левые
комбинации. Количественные соотношения комбинаций различны для Гаргас и
Коске. Исследователи Коске полагают, что, если принять гипотезу Леруа-
Гурана о символическом значении комбинаций пальцев, то получается, что в
этих пещерах были различные коды. Это логически объяснимо, учитывая большое
расстояние между ними. Радиоуглеродные датировки показали, что изображения
рук Коске, датированные 27000 лет назад, - самые древние, но это пока не
может опровергнуть положение Леруа-Гурана о широком распространении этого
исключительного мотива во время верхнего палеолита.
Итак, несмотря на особое внимание к этим изображениям со стороны
исследователей, на сегодняшний день нет возможности сделать окончательные
выводы, однако можно определить некоторые положения.
К этому же времени относятся волнистые линии и другие неопределенные
знаки, прочерченные пальцем по мокрой глине.
Вскоре возникли и первые, еще неуверенные контуры, в которых при
пристальном рассмотрении можно угадать фигурки разных животных. Контуры
обведены пальцем, поэтому линии неровные, прерывистые и тонкие. Многие
изображения не закончены, детали не прорисованы, пропорции не соблюдены.
Такие рисунки можно увидеть в пещерах Ляско, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла-Мут
во Франции, Альтамира и многих других пещерах Испании.
Контурная линия петроглифов постепенно углублялась, становилась шире и
увереннее. В некоторых случаях поверхность внутри контура заполнялась
красной или черной краской без детальной проработки. Таковы рисунки в
пещерах Альтамира, Пеш Мерль и Ляско. Применение второго цвета в живописи
сочеталось с попытками передачи перспективы: тело животного изображалось в
профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти. Живопись и петроглифы
развивались параллельно. К концу первого периода появились изображения,
совмещавшие в себе обе техники. К этому же времени относятся небольшие
рисунки, выполненные на кости и камне, барельефы, обнаруженные в Рок де Сар
(Франция).
Во втором периоде (конец солютрейской - начало мадленской эпохи, 18-15
тысячелетие до н. э.) в живописи постепенно развивалась детализация.
Например, шерсть животных изображалась косыми параллельными штрихами, пятна
на шкурах животных - пятна различных оттенков желтой и красной охры.
Рисунки на шерсти иногда выскабливались. Стремясь передать объем,
первобытный художник делал контурные линии то ярче, то темнее, подчеркивал
светлые и теневые части фигуры, выпуклости сочленений. Живопись и
петроглифы этого периода сохранились в пещерах Ляско, Пеш Мерль, Ла-Пасьега
и других.
В третьем периоде (12 тысячелетие до н. э.) наступает расцвет
пещерного искусства. К этому времени относятся огромные анималистические
ансамбли, обнаруженные на сводах самых глубоких пещер - Руфиньяк, Ньо, Труа
Фрер, Монтеспан, поражающие своей реалистичностью изображения бизонов на
потолке Альтамиры, некоторые произведения в пещерах Ляско, Фон де Гом, Ла-
Мадлен, Комбарелль.
В четвертом периоде люди научились передавать объем, перспективу и
динамику (животные обычно изображались в движении), применять разноцветные
краски. Однако строить взаимосвязанную композицию первобытные художники еще
не научились: нередко фигуры животных образовывали хаотические
нагромождения. Лишь изредка встречаются сценки, объединяющие две, иногда
три фигуры. Наиболее распространены парные изображения животных
противоположного пола, связанные с магическими обрядами, касающимися
размножения животных. Линия рисунка приобрела большую динамичность. Вместе
с тем из изображения исчезли живость и непосредственность. Живопись
постепенно утратила объемность и стала плоской. В четвертый период
происходило постепенное усиление стилизации. Рука, например, изображалась в
виде граблей с пятью зубьями. Изображения этого времени сохранились в
пещерах Лабастид, Фон де Гом, Марсула и других.
Пятый период характеризуется отсутствием фигуративных реалистических
изображений. На стенах пещер снова, как и в первоначальный период,
появились хаотические переплетения линий, непонятные схематические знаки,
разнообразные ряды точек. Завершают этот период геометрические рисунки на
масдазильских гальках.
В развитии схематического искусства также можно выделить некоторые
общие тенденции, которые выражаются в постепенном упорядочении хаотически
разрозненных и бесформенных элементов, в переходе от линий неопределенной
формы к более четким, ритмичным фигурам или орнаментальным узорам. Наиболее
четко эти тенденции проявляются в эволюции предметов мобильного искусства.
Общей тенденцией, характерной и для фигуративного, и для
схематического искусства, является стремление к пластической ясности,
известному единообразию и к канонизации отдельных образов и элементов.
Заключение.
Изучив тему, автор может сделать вывод, что искусство позднего
палеолита-это путь упорных поисков правдивой передачи животных как
основной, интересующей человека темы. От едва намеченных непропорциональных
контуров каких-то зверей эпохи Ориньяк он перешел к красочному изображению
полных жизни и экспрессии животных эпохи Мадлен.
Одной из особенностей искусства палеолита можно считать умение
человека каменного века отобразить главное, выделить основные детали,
характеризующие наиболее полно объект изображения. Первобытный художник не
только умеет просто выделить нужное, но и вырабатывает в своей творческой
практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощенные, однако
выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония,
симметрия, ритм; он умеет создавать нужную ему форму, знает специфические
возможности краски, может разместить рисунок на заданной поверхности.
Искусство мезолита можно считать дальнейшим шагом вперед по пути
освоения, объяснения и раскрытия явлений действительности. Если изображение
животного и человека эпохи мезолита внешне менее правдоподобны, то это
говорит не о падении мастерства первобытного художника, а об изменении
задач искусства
Создание динамичных многофигурных сюжетных сцен свидетельствует о
более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека, о
возросшем познавательном значении творчества, что потребовало новых
выразительных приемов.
Следует заметить, что первобытное искусство нельзя назвать
примитивным, так как существуют примеры различных видов живописи и
скульптуры. Конечно, они сильно отличаются от современных, но изучение
искусства древнейших времен не менее интересно и важно.
1.
иллюстрации