Особенности становления и эволюции мирового и отечественного дизайна

В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм

собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и

коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из

важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания

(«Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства.

Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой

информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени

повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности.

Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому,

что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного

термина: либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же

лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского

дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический

Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе

Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о

создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с

факультетами :архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный,

керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному

искусству в составе ВСНХ. Тогда же в 1920 году были организованы Высшие

Художественно- Технические Мастерские ВХУТЕМАС (директор А. Родченко) ,

которые просуществовали до 1932 года.

ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921года) - Свободные художественные

мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи,

ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание

и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к

руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения,

препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и

национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского

искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому

принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и

ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был

реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт.

Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного

(общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного,

скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного,

металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и

профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно

улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения

ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было

много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с

задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто

очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были

созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный

институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова.

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября

1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический,

живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет

металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение

на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они

приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем,

пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были

отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и

наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В.

Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.

Родченко Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график,

мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников

конструктивизма, родоначальник нового вида искусства ? дизайна. В 1920-30

преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах

Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один ? Дерметфак).

С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где

сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе

полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического

института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан

Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский

государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа,

станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства

ХХ века.

РАЗВАЛ ВХУТЕМАСА

Докладная записка о положении Высших Художественно-Технических Мастерских.

Идеологический и организационный развал Вхутемаса - совершившийся факт.

Единственное в Советской России Высшее Художественное Училище влачит жалкое

существование, оторванное от идеологических и практических заданий

сегоднешнего дня и грядущей пролетарской культуры. Производственные

факультеты пусты. Машины распродаются или сдаются в аренду. Штаты

сокращаются. Зато пышным цветом распускаются всевозможные индивидуальные

живописные и скульптурные мастерские второстепенных и третьестепенных

художников-станковистов. Графический факультет, один из важнейших в ряду

производственных, выделен особо и приравнен к факультетам «чистого»

искусства, причем главный упор на кустарные, ручные (т.-н. «творческие»)

отрасли - офорт, гравюра, а массовые, машинные, современные работы - в

загоне. Основное отделение, где идет первоначальная подготовка учащейся

молодежи, целиком в руках «чистовиков»-станковистов, от передвижников до

сезанистов. Ни о каком производстве и речи нет. Никакими социальными

заданиями и не пахнет. Ни плаката, ни карикатуры, ни социальной сатиры, ни

бытового гротеска, - одна вневременная, внепространственная, внепартийная

«чистая», «святая» живопись и скульптура, со своими пейзажами, натюрмортами

и голыми натурщицами. Рабфак в таком же положении. Скудные средства,

отпускаемые ВХУТЕМАСУ, целиком уходят на содержание этой паразитической

«чистоты» и «святости» - на содержание громадного штата идеологически

вредных и художественно отсталых «чистовиков», на оплату голой натуры, на

отопление «натурных классов». Педагогический метод воскрешает, казалось бы,

давно забытые времена Школы Живописи и Ваяния и Строгановки. Та же

живопись, рисование и лепка; та же «компоновка» и «стилизация». Ново только

«мистическое» истолкование художественных законов, практикуемое кучкой

художников-мистиков со священником Флоренским во главе. Никаких

практических заданий Вхутемас не выполняет. Никакого участия в

художественной жизни страны не принимает. Нет связи ни с заводами, ни с

хозяйственными органами, ни с полит-просветительными центрами, ни с

издательствами, ни с какими другими социальными потребителями

художественного труда. Вся установка на мещанский, квартирный спрос, на

«картинки», на колечки, на вышивки гладью. Сведены на нет все завоевания

пролетарской революции в области художественной идеологии, художественного

труда и педагогики. Необходимы решительные, срочные меры.

Необходимо:

1. Значительно сократить «чистую» половину Вхутемаса и расширить

производственную.

2. Создать объединение индустриальных факультетов, включив в него и

графический.

3. Реорганизовать графический факультет, выкинув из него всю «мистику» и

кустарщину.

4. Поставить на живописном факультете преподавание социальных видов

изобразительного искусства: плакат, каррикатура, иллюстрация, бытовой

гротеск, шарж, сатира.

5. Ввести в программу Рабфака и Основного Отделения обязательное

преподавание основных производственных дисциплин.

6. Связать ВХУТЕМАС с центрами Государственного хозяйства и полит-

просвещения.

7. Организовать в ВХУТЕМАСе планомерный прием заказов на выполнение

практических художественных заданий.

8. Уравнять производственников с «чистовиками» в дипломных правах, дав

им звание инженера-художника. Мы, нижеподписавшиеся, члены «ИНХУКА», шесть

лет борющиеся за создание основ пролетарской художественной культуры,

обращаемся ко всем, кому не безразличны судьбы единственной в мире цитадели

этой грядущей пролетарской художественной культуры, с предложением

поддержать нас в нашей борьбе против ожившей в стенах ВХУТЕМАСа

художественной реакции.

Председатель «ИНХУКА» О. М. Брик. Члены «ИНХУКА»: Родченко, Ант.

Лавинский, Николай Тарабукин, Варв. Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л.

Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.

Можно сказать, что дизайнерского образования у нас не было, а

дизайнеры - были. Дизайнерами становились не благодаря, а во многом вопреки

существовавшим дизайнерским учебным заведениям. Особенностями национального

дизайн-образования, его базовыми знаниями, как всем известно, были широкая

(то есть никакая) общеобразовательная подготовка плюс академическое

общехудожественное образование родом из XVIII века, переродившееся в школу

социалистического реализма.

ХРОНОЛОГИЯ РОСИЙСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА

В России в 1923 году создан первый (у нас) легковой автомобиль.

В 1925 году - участие в Парижской выставке, где с нашей стороны была

представлена: Изба-читальня - рабочий клуб с полной предметной начинкой.

1926 год - выпушена серия малолитражных тракторов.

1935 год - метро в Москве. 1939 год - малолитражные автомобили.

1948 год - автомобиль «Победа М-20», серия трамваев. В послевоенные годы в

истории дизайна наметились две тенденции. Приверженцы первого направления

считали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому

развитию публики, тогда как другие, придерживаясь демократических взглядов,

стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что

определялось коммерческим успехом.

1949 год - цельнометаллические вагоны поездов с откидывающимися полками.

1950 - 1960-е годы. Дизайнерские фирмы, стремительно развиваясь,

использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его

упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин, выставок,

средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков,

логотипов, фирменных канцелярских бланков, для разработки общей концепции

имиджа данной корпорации.

Трудности и их решение: В дизайн пришли люди из искусства, имеющие слабую

техническую подготовку. Проекты отличались техническим несовершенством.

Дизайнеров обвиняли в излишнем формализме. Но... дефицит товаров,

нерешенность проблемы количества способствовали развитию дизайна в 60 -е

годы. А так же - необходимость повышения социального престижа (Советское -

значит лучшее), необходимость гуманизации производства и техники

(эргономические требования: цвет, звук, форма, запах, комфорт,

необходимость превращение труда в радость, воплощение формулы: человек -

вещь - среда).

1962 год - возрождение дизайна. Разработка комплексных художественно-

конструкторских программ (дизайн-программ или государственных стандартов, в

простонаречии ГОСТов)

1962 год - вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества

продукции машиностроения и товаров культурно- бытового назначения путем

внедрения методов художественного конструирования». Организация Всесоюзного

Научно- Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ (с

филиалами на Урале, Дальнем Востоке, Украине, Белоруссии, Литве, Армении,

Грузии), внедрение методов художественного конструирования.

1964 год - появился журнал «Техническая эстетика».

1970-е годы. В дизайнерской деятельности появилось несколько новых

направлений:

1. гуманитарный дизайн для бедных слоев населения

2. компьютерный дизайн

3. создание энергоэкономичной бытовой аппаратуры. Дизайнеры стали больше

уделять внимания вопросам надежности и эргономичности изделий.

Конец 1980-х - 2002 годы - быстро развивается технология компьютерного

дизайна. Теперь один дизайнер может решать такие задачи, какие решить

раньше было по силам лишь конструкторскому бюро. В связи с появлением

персональных компьютеров быстро развивается Промышленный Дизайн и некоторые

направления дизайна:

а. дизайн интерьера в. ландшафтный дизайн

в. веб-дизайн г. полиграфический дизайн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования,

можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и

тенденции.

Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли

заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в

культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые

американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем

началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского

образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались

в общественную силу именно как системы школ ...»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Харитонов А. В. «Дизайн среды» - М., 1998.

В.Волков. «Дизайн рекламы» – М., 2000.

С. О. Хан-Магометов. «Пионеры советского дизайна» - М., 1995.

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать