Поэма в камне (творчество архитектора Малахова)

поселиться на живописной окраине города, на возвышенном месте вблизи

соснового бора. Здесь, на улице Валенцовской (ул. Луначарского), он и

прожил до конца своих дней.

3августа 1815 года в объявлении своем в городскую думу Малахов просил

решить вопрос об освобождении места для постройки нового деревянного дома.

Место было отведено 5 мая 1816 года. В том же году и началось

строительство. В описи от 12 ноября 1824 года усадьба обозначена как одна

из крупнейших в городе. После смерти М.П. Малахова в 1842 году его

наследники стали сдавать дом под квартиры внаем. Усадьба постепенно теряла

свой первоначальный вид, а столетие спустя от нее остался только главный

двухэтажный дом из дерева, оштукатуренный под камень, который в 20-х годах

нашего столетия еще находился в хорошем состоянии. Тем не менее и суровый

климат нанесли непоправимый ущерб деревянным конструкциям дома, и в конце

60-годов он стал непригодным для дальнейшей эксплуатации. Кроме того,

портик, выступающий за красную линию застройки новой улицы Луначарского,

был разобран, постепенно разрушались декоративные детали и конструктивные

элементы.

Поскольку невозможно было сохранить дом в первоначальном виде и на

прежнем месте, в 70-х годах была построена точная его копия (в каменном

исполнении) в глубине квартала.

Территория усадьбы в первой половине XIX века была достаточно обширной.

На участке размещался главный дом, огород, цветники. Расположение дома на

красной линии улицы, в северо-западном углу участка повлекло за собой

асимметрию всей территории. Пруд, образованный на речке, по диагонали

пересекавший усадьбу, явился естественной границей двух ее частей – двора с

хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к юго-востоку от дома.

Для восточной части парка, которая примыкала ко двору и окружала пруд,

архитектор использовал естественный лесной массив, создающий живописный фон

для изящного объема дома.

Эта компактная двухэтажная постройка, выполненная из дерева, но

оштукатуренная снаружи и изнутри, украшенная лепными деталями, производила

впечатление каменной.

Центр композиции – купольная ротонда – подчеркнут на всех фасадах

архитектурными мотивами, расположенными так, что основной художественный

акцент сосредоточен на центральной части здания. Зодчий трактовал фасад,

выходящий на улицу Васинцовскую и обращенный в сторону города как главный и

придал ему облик, характерный для городского дома.

Декоративные детали, украшающие фасады дома, подчеркивают, выделяют

центральную часть здания. Фронтоны богато украшены лепным орнаментом, а

пространство между колоннами портика забрано на уровне первого и второго

этажей нарядной кованной решеткой балконов. Эта решетка образовала и

ограждение лоджии, находящейся в нише восточного дворового фасада.

Единственное украшение оконных проемов – расположенные над ними на уровне

второго этажа тонко вылепленные изящные розетки. Среди лепных деталей

выделяется многократно повторяющейся мотив - лира в сочетании с рабочими

инструментами зодчего.

Главная особенность композиции усадьбы – ее интимность и близость к

природе, в сочетании с выносом главного дома на красную линию улицы и

размещением хозяйственных построек в глубине двора. Дом усадьбы отмечен

оригинальным конструктивным решением, а художественная выразительность

здания достигнута искусно распределенными пропорциями членений, тонкой

прорисовкой деталей и профилей.

Резиденция главного горного начальника.

Резиденция главного горного начальника (Набережная Рабочей молодежи,3,

ныне областная больница №2) – тип характерной для уральских поселений

усадьбы управляющего заводом или заводовладельца. Она построена в начале 30-

х годов XIX века на западном берегу пруда. Строительство совпало со

временем превращения Екатеринбурга в крупный административно-промышленный,

горный город. Личность нового владельца усадьбы была весьма примечательной

и известной не только в Екатеринбурге, но и на всем горнозаводском Урале.

Заказ, полученный М.П. Малаховым, был очень ответственным. Необходимо

было построить жилище крупного горного чиновника, градоначальника

Екатеринбурга, но и административно-управленческое здание, функционально

связанное с Главным горным правлением и другими «казенными» заведениями,

сосредоточенными на западном берегу пруда.

Главный вход в дом градоначальника раскрыт прямо на набережную, что

особенно подчеркнуло городской характер усадьбы, ее полное слияние с

окружающей застройкой. Двор, в котором сосредоточены две служебные

постройки, расположенный позади дома, образовал замкнутое пространство,

обнесенное оградой с двумя въездами – одним парадным, со стороны

набережной, а другим, хозяйственным, «черным» с северной стороны, с

переулка. Хозяйственный двор служил, вероятно, и для размещения карет

гостей и повозок, здесь же были расположены каретники, конюшни и прочие

хозяйственные постройки. При этом хозяйственный двор, расположенный к

северу от дома, обнесен высокой каменной стеной, тогда как сад,

раскинувшийся с южной стороны и занявший обширные пространства вплоть до

берега пруда, полностью раскрыт на набережную и отделен от нее ажурной

чугунной оградой, позволяющий видеть все внутренне пространство. Решетка

ограды – замечательный образец каспинского литья. Рисунок ее прост и

изящен. Он состоит из вытянутых по вертикали ромбов, центр каждого из

акцентирован звездочкой в обращении двух колец. Ромбы заполнены

растительным орнаментом из полураспустившихся бутонов. Звенья решетки

прерываются изящными столбиками простых и строгих пропорций. Ясность

композиций решетки в сочетании со сдержанным изяществом деталировки делает

ее одной из интереснейших образцов художественного литья в архитектуре

малых форм.

Главный дом усадьбы – двухэтажная постройка с мезонином. В объемной

композиции четко выражена ось симметрии. По центру находится главный вход с

широким, выступающим вперед крыльцом. Высокие двустворчатые двери ведут в

просторный вестибюль. Парадная лестница, расположенная у стены,

противоположной главному входу, соединила первый этаж со вторым. По замыслу

зодчего портик на фоне гладкой стены стал центральным мотивом композиции

главного фасада. Проектируя дом Главного горного начальника

екатеринбургского пруда, Малахов стремился создать здание, отвечающее

масштабу застройки и в то же время являющееся доминантной в ансамбле

набережной. Поэтому он применил ярусную композицию, которая зрительно

вытянула здание по вертикали. Нижний ярус представляет собой массивную

аркаду. Арочные проемы, делящие подиум на ряд отдельных пьедесталов,

зрительно включенных в вертикальный ритм колоннады второго яруса,

подчеркивают вытянутые по вертикали пропорции ионического четырехколонного

портика. Ионические колонны сменяются по высоте третьего яруса как бы

вырастающими из них коринфскими колоннами, поддерживающими гладкий фронтон.

Архитектурные формы ярусов становятся легче по направлению к верху: от

массивности аркады к воздушной изящности колоннады верхнего, третьего

яруса. Высота третьего яруса по сравнению со вторым резко уменьшена, что

создает оптическую иллюзию размещения его на большей, чем в

действительности, высоте и увеличивает зрительно высоту всего здания.

Декоративное убранство фасадов отличается лаконичностью. Немногочисленные

детали – розетки, сандрики, барельефы, вставленные в прямоугольные и

арочные ниши, не нарушают, а, наоборот, подчеркивают целостность стен своим

откровенно декоративным характером. Центр композиции поддержан более

нарядным декорированием стены, ионических полуколонн в качестве обрамления

балконной двери, а также тонким ажурным рисунком кованой решетки ограждения

балкона.

Усадьба Расторгуева-Харитонова.

Усадьба Расторгуева-Харитонова (ныне дворец пионеров, ул. Карла

Либнехта,44) – один из наиболее значительных памятников архитектуры

Екатеринбурга XIX века. Это самый крупный и самый ранний по времени

строительства усадебный ансамбль классицизма в городе.

Автор усадьбы Расторгуева не установлен. Архитектор М.П. Малахов принимал

участие в завершении формирования усадьбы.

В 1824 году комплекс зданий пополнился двухэтажной вставкой, соединившей

главный дом с флигелем под бельведером, оградой хозяйственного двора и

парадными воротами. Более поздние сооружения, а так же и беседка-ротонда в

парке, органично вошли в объемно-пространственную композицию усадьбы, что

указывает на высокое профессиональное мастерство зодчего. Все эти постройки

объединены стилевым единством. Окончательно сложившаяся усадьба

Расторгуевых-Харитоновых представляет собой комплекс зданий,

сгруппированных вокруг парадного двора, хозяйственного двора со службами и

обширного парка с различными парковыми сооружениями. Все главные постройки

– двухэтажный дом, три флигеля, соединенные вставками, службы выполнены из

крупно размеченного кирпича со штукатуркой снаружи и изнутри, с бутовыми

фундаментами, деревянными перекрытиями и кровлями из листового железа.

Сегодня усадьба сохранилась почти полностью. В ее строительстве успешно

решены градостроительные и художественные задачи. Вся территория

организована на основе четкого разграничения и взаимосвязи отдельных

составных частей в соответствии с их функциональным назначением. Очевидно,

соседство многолюдной церковной Вознесенской площади и центральной улицы

города заставило зодчего оградить парадный двор основными объемами

усадебных построек и в тоже время дать возможность созерцать его внутреннее

пространство через ажурную решетку ворот; фасады главного дома и флигелей

придают ему торжественный и нарядный вид своеобразного «воздушного»

вестибюля. Хозяйственный двор отделен от парадного двумя двухэтажными

флигелями с узким проходом между ними; его утилитарная функция отразилась в

обособленности и удобном расположении всех построек.

Несколько автономное положение сада объясняется не только городским

характером усадьбы, но и тем, что разбит он был значительно позднее

основных построек. С возникновением живописного сада вся усадьба получила

свое градостроительное и архитектурное завершение. Сад был разбит в

английском стиле со свободным сочетанием регулярной планировки верхней,

прилегающей к дому части и нижней, решенной в живописном плане – извилистые

тропинки, насыпные холмы, группы деревьев. Верхняя площадка перед домом

уравновешена зеркалом не большого искусственного озера, от которого лучами

три тенистые аллеи. В композицию сада включены различные для ландшафтной

архитектуры начала XIX века, - беседки, гроты. Из них особенно замечательна

круглая купольная беседка-ротонда на площадке перед домом. Это деревянное,

круглое в плане, сооружение, цилиндрический объем которого расчленен двумя

рядами оконных проемов, а простенки декорированы двенадцатью коринфскими

полуколоннами. Облик беседки находится в полном созвучии с архитектурной

основных зданий усадьбы, а венчающий ее купол перекликается с бельведером

флигеля.

Внутренняя отделка помещений сохранилась лишь частично, однако о ней

можно судить по описаниям. В «Приваловских миллионах» Д.Н. Мамин-Сибиряк

пишет: «Везде стояла старинная дорогая мебель красного дерева с бронзовыми

инкрустациями, дорогие вазы из сибирской яшмы, мрамора, малахита, плохие

картины в золоченых рамах, словом, по каждому шагу можно было чувствовать

подавляющее влияние самой безумной роскоши». Так выглядели парадные

помещения расторгуевского дворца.

Ансамбль усадьбы Расторгуева-Харитонова, органически сливаясь с

характером местного природного ландшафта, на протяжении первой половины XIX

века служил эталоном для строительства жилых особняков и казенных зданий.

Культовые сооружения.

В архитектурных панорамах Екатеринбурга большую роль играли культовые

здания и комплексы. Одним из уникальных комплексов является комплекс трех

церквей Ново-Тихвинского монастыря. Главное место в композиции ансамбля

монастыря является грандиозный собор Александра Невского.

Собор Александра Невского.

Собор Александра Невского был сооружен по проекту М.П. Малахова как

главный храм обители в честь победы русского народа в Отечественной войне

1812 года. Собор – пятиглавый. В плане он образовал квадрат с выступами

большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а также

пристроенной с запада колокольней.

Внутренне пространство собора расчленено на пять частей четырьмя

шестигранными столбами, поддерживающими барабан главного купола. Углы

собора перекрыты четырьмя малыми барабанами с куполами, а ветви креста -

цилиндрическим сводами. Собор отличался хорошими акустическими свойствами.

Объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма. Гладкая

стена расчленена продуманным ритмом оконных проемов – прямоугольных по двум

этажам и полуциркульных, вытянутых пропорций по барабанам.

Главной темой декоративного убранства явились композиции коринфского

ордера – крупномасштабные шестиколонные портики, увенчанные гладкими

фронтонами. Стена за портиками оформлена коринфскими пилястрами; такими же

пилястрами акцентированы углы основного объема. Четкая выверенность

пропорций, использование крупномасштабных ордерных композиций, гармоничное

сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни – все это сделало

собор Александра Невского одним из красивейших зданий Екатеринбурга

прошлого столетия.

Особую живописность всему ансамблю придавала каменная ограда. Она

выложена из кирпича с применением грубоколотых гранитных камней и

акцентирована по углам крупными башенками с куполами.

Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря сыграл важную градоформирующую роль в

застройке Екатеринбурга, явившись завершением с запада Александровского

проспекта. А выразительный силуэт храмов и монастырских построек,

обнесенных каменной оградой с башенками, образовал яркий архитектурный

акцент в панораме юго-западной части Екатеринбурга.

Заключение.

Сегодня городу уже 276 лет, но развитие города продолжается, все новые

страницы вписываются в его каменную летопись. И только бережное и чуткое

отношение к истории поможет сохранить историческое лицо города. Ведь

памятники архитектуры на улицах города – это не просто красивые здания,

отличающиеся разнообразием форм, но они имеют большое значение, показывая

этапы формирования архитектурного образа города. Поэтому очень важно

сохранить неповторимость исторических памятников, так как это не только

обращение к прошлому, но и проблемы будущего, это способ создания

неповторимости и индивидуальности художественного образа города.

Список литературы.

1. Багреев Е.Я., Горловский М.А. и др.

Очерки истории Свердловска, Свердловск, 1958.

2. Бальчуров А.Д., Бердников Н.Н., Кернер А.Д. и др.

Свердловск. Путеводитель – справочник. Свердловск, 1975.

3. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989.

Приложение.

Краткий словарь архитектурных терминов.

Абак, абака – верхняя плита капители.

Антаблемент – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера,

опирающаяся на колонны и пилястры.

Арка – конструктивные и одновременно архитектурный элемент перекрытия,

имеющий изогнутую, криволинейную форму.

Аркада – ряд арок, опирающихся на пилястры или колонны.

База – нижняя опорная часть колонны.

Барельеф – низкий рельеф. Части его выступают над основной плоскостью менее

чем на половину своего объема. Барельеф может быть тематическим или

орнаментальным.

Дорический ордер – античный архитектурный ордер, отличающийся наиболее

тяжелыми пропорциями и имеющий сравнительно простую капитель, состоящую из

круглой подушки – эхина и вышележащей плиты – абаки.

Ионический ордер – античный архитектурный ордер, более легкий по сравнению

с дорическим. Ионическая колонна имеет характерную капитель, образуемую

двумя спиральными волютами.

Капитель – верхняя часть колонны или пилястры.

Карниз – выступающий вперед край крыши. Верхняя часть антаблемента.

Колонна – архитектурно образованный круглый в сечении опорный столб,

состоящий из ствола, базы (внизу) и капители.

Колоннада – ряд колонн, поддерживающих антаблемент.

Коринфский ордер – ордер античной архитектуры, самый легкий и изящный по

пропорциям. Коринфская колонна имеет высокую корзинкообразную капитель,

украшенную листьями аканта.

Кронштейн – подпора, выпущенная из стены для поддержания какой-либо

выступающей части – карниза, балкона, скульптуры.

Купол – свод, образующийся путем вращения кривой вокруг вертикальной оси.

Мезонин – жилая надстройка над средней частью дома.

Модульон – архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна,

поддерживающего обычно карниз.

Ордер – архитектурно-художественная система строечно-балочной конструкции,

состоящая из несущих элементов (колонны, пилястры) и несомых (антаблемент).

В классической архитектуре различают ордеры: дорический, ионический,

коринфский и композитный (сложный).

Полуколонна – колонна, выступающая из стены по всей высоте на половину

диаметра.

Пилястра – прямоугольный в плане выступ на стене здания, обработанный в

виде колонны с базой и капителием.

Портик – выступающая перед фасадом открытая галерея, состоящая из колонн,

на которые опирается антаблемент и фронтон.

Ротонда – круглое здание, перекрытое куполом.

Сандрик – небольшое архитектурное украшение в виде карниза над дверным или

оконным проемом.

Фасад – внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.

Фронтон – верхняя часть фасада или портика в виде плоского треугольника.

Эхин –нижняя часть дорической капители в виде плоской круглой подушки.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать