Портрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)

Портрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)

Хохлина Наталья

Школа № 303, 10 Б

Портрет в русской живописи 19 века.

Москва 2001г.

Портрет в русской живописи 19 века.

Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все

подделка,

каждый хочет казаться не таким, каков он

есть на самом деле;

каждый обманывается, и никто не узнает себя.

Ф .ГОЙЯ

К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие

сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и

восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к

искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное

заключается только в живой действительности”. В это время в Академии

художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В

1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным

руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в

оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии

реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским,

отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из

Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную

организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870

г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего

основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”,

правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались

во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.

Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих

крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель

реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист

Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и

вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н.

Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое

реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга

играли пейзажисты-передвижники.

С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В

1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. В

тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по “Артели”, в изучении

эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Ренина. Уже в

первой своей крупной картине — “Бурлаки на Волге” (1870—1873 гг.) Репин

проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ,

видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы. После

четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом

в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее

плодотворный и блестящий период его творчества. В 1885 г. было окончено

полотно “Иван Грозный и сын его Иван” — вершина репинского психологического

реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах

облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н.

И. Пирогова(1881 г.), М. П. Мусоргского (1881 г.), П.А.Стрепетовой

(1882г.), В. В. Стасова (1883г.), серия жизненно-ярких, полнокровных

изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются

этюды к картине “Заседание Государственного совета” (1901— 1903гг.).

В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения,

в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение “Мир

Искусства”. Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга

характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н.

Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов

учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из

последних гениальных творений Серова “Портрет княгини Орловой” (1911)

остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором

аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ “светской

львицы”. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников

этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И.Е.,

Крамской И.Н. и Серов В. А.

Репин Илья Ефимович. Годы жизни: 1844г. - 1930г.

Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик.

Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской

губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную

подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и

Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной

школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем

был принят в Академию художеств (1864). В период учения общался с широким

кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями

Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью

художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к общественным

событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед

казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над

академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в

психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и

его друзья" (1869, ГРМ), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное

время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену",

1864, ГРМ), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего

художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина (1867, ГТГ), матери (1867,

Национальный музей в Праге), Г.Д.Хлобощина (1868, ГРМ) и др. В портрете

В.А.Шевцовой, невесты художника (1869, ГРМ), психологическая точность и

серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с

особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением

явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871, ГРМ), за которое автор получил

Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной -

"Бурлаки на Волге" (1870-1873, ГРМ), сразу же при своем появлении

прославившей имя художника. В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером

Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал

творений современных ему западных живописцев. "Французы совсем не

интересуются людьми, - замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их

привлекает. . .". За границей написаны "Парижское кафе" (1875, частное

собрание, Стокгольм), "Садко" (1876, ГРМ; за эту картину Репин получил

звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше

срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в

Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-

картина "Протодьякон" (ГТГ). В этой работе уже намечена та характеристика

духовенства, которая придала особую социальную остроту картине "Крестный

ход в Курской губернии" (1883, ГТГ) - произведению, с редкой для живописи

многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года

Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-

х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены

картины "Арест пропагандиста" (1878, ГТГ, поздний вариант там же), "Отказ

от исповеди" (1880-е гг., ГТГ), "Не ждали" (1884, ГТГ). Переломные моменты,

значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым

вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна:

"Царевна Софья" (1879, ГТГ), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ),

"Запорожцы" (1891, ГРМ, вариант - в Харьковском музее). В 1870-е годы стало

общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися

людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов:

М.П.Мусоргского (1881, ГТГ; исполнен за несколько дней до смерти

композитора); актрисы П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ); В.В.Стасова (1883,

ГРМ; исполнен во время совместной поездки в Западную Европу); Л.Н.Толстого

(1887, ГТГ) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно.

Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября

1581 года».

Как-то весной 1881 года Репин и Третьяков, будучи на одном из

московских музыкальных вечеров, слушали новую вещь Римского-Корсакова

"Месть". Неотразимое впечатление произвела она на художника. "Звуки

завладели мною, — рассказывал он позднее, — и я подумал, нельзя ли

воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под

впечатлением этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году.

Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла

через этот год... Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно.

Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила

то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал

над ней".

Еще в 1877 году, когда Репин писал портрет известного историка и

археолога И. Забелина, он слышал от него подробный рассказ о тех

обстоятельствах, которые привели к трагическому конфликту между Иваном

Грозным и его сыном. "Жезлом в висок..." — запомнились Репину слова

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать