Портрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)
Хохлина Наталья
Школа № 303, 10 Б
Портрет в русской живописи 19 века.
Москва 2001г.
Портрет в русской живописи 19 века.
Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все
подделка,
каждый хочет казаться не таким, каков он
есть на самом деле;
каждый обманывается, и никто не узнает себя.
Ф .ГОЙЯ
К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие
сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и
восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к
искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное
заключается только в живой действительности”. В это время в Академии
художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В
1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным
руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в
оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии
реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским,
отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из
Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную
организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870
г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего
основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”,
правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались
во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих
крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель
реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист
Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и
вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н.
Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое
реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга
играли пейзажисты-передвижники.
С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В
1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. В
тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по “Артели”, в изучении
эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Ренина. Уже в
первой своей крупной картине — “Бурлаки на Волге” (1870—1873 гг.) Репин
проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ,
видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы. После
четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом
в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее
плодотворный и блестящий период его творчества. В 1885 г. было окончено
полотно “Иван Грозный и сын его Иван” — вершина репинского психологического
реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах
облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н.
И. Пирогова(1881 г.), М. П. Мусоргского (1881 г.), П.А.Стрепетовой
(1882г.), В. В. Стасова (1883г.), серия жизненно-ярких, полнокровных
изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются
этюды к картине “Заседание Государственного совета” (1901— 1903гг.).
В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения,
в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение “Мир
Искусства”. Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга
характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н.
Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов
учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из
последних гениальных творений Серова “Портрет княгини Орловой” (1911)
остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором
аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ “светской
львицы”. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников
этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И.Е.,
Крамской И.Н. и Серов В. А.
Репин Илья Ефимович. Годы жизни: 1844г. - 1930г.
Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик.
Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской
губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную
подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и
Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной
школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем
был принят в Академию художеств (1864). В период учения общался с широким
кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями
Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью
художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к общественным
событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед
казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над
академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в
психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и
его друзья" (1869, ГРМ), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное
время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену",
1864, ГРМ), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего
художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина (1867, ГТГ), матери (1867,
Национальный музей в Праге), Г.Д.Хлобощина (1868, ГРМ) и др. В портрете
В.А.Шевцовой, невесты художника (1869, ГРМ), психологическая точность и
серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с
особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением
явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871, ГРМ), за которое автор получил
Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной -
"Бурлаки на Волге" (1870-1873, ГРМ), сразу же при своем появлении
прославившей имя художника. В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером
Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал
творений современных ему западных живописцев. "Французы совсем не
интересуются людьми, - замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их
привлекает. . .". За границей написаны "Парижское кафе" (1875, частное
собрание, Стокгольм), "Садко" (1876, ГРМ; за эту картину Репин получил
звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше
срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в
Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-
картина "Протодьякон" (ГТГ). В этой работе уже намечена та характеристика
духовенства, которая придала особую социальную остроту картине "Крестный
ход в Курской губернии" (1883, ГТГ) - произведению, с редкой для живописи
многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года
Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-
х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены
картины "Арест пропагандиста" (1878, ГТГ, поздний вариант там же), "Отказ
от исповеди" (1880-е гг., ГТГ), "Не ждали" (1884, ГТГ). Переломные моменты,
значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым
вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна:
"Царевна Софья" (1879, ГТГ), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ),
"Запорожцы" (1891, ГРМ, вариант - в Харьковском музее). В 1870-е годы стало
общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися
людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов:
М.П.Мусоргского (1881, ГТГ; исполнен за несколько дней до смерти
композитора); актрисы П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ); В.В.Стасова (1883,
ГРМ; исполнен во время совместной поездки в Западную Европу); Л.Н.Толстого
(1887, ГТГ) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно.
Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября
1581 года».
Как-то весной 1881 года Репин и Третьяков, будучи на одном из
московских музыкальных вечеров, слушали новую вещь Римского-Корсакова
"Месть". Неотразимое впечатление произвела она на художника. "Звуки
завладели мною, — рассказывал он позднее, — и я подумал, нельзя ли
воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под
впечатлением этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году.
Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла
через этот год... Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила
то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал
над ней".
Еще в 1877 году, когда Репин писал портрет известного историка и
археолога И. Забелина, он слышал от него подробный рассказ о тех
обстоятельствах, которые привели к трагическому конфликту между Иваном
Грозным и его сыном. "Жезлом в висок..." — запомнились Репину слова