местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Основными
элементами голландской школы были портрет, пейзаж, бытовые сцены. Такой
была эта живопись с начала ее существования до упадка.
Может показаться, что нет ничего более простого, чем открытие этого
обычного искусства. На самом деле, нельзя представить себе ничего равного
ему по шири и новизне.
Сразу все изменилось в манере понимать, видеть и передавать: точка
зрения, художественный идеал, выбор натуры, стиль и метод. Итальянская и
фламандская живопись в лучших своих проявлениях еще понятны нам, потому что
ими еще наслаждаются, но это уже мертвые языки, и пользоваться ими больше
никто не будет.
В свое время существовала привычка мыслить возвышенно, обобщенно,
существовало искусство, заключавшееся в умелом отборе предметов. В их
украшении, исправлении. Оно любило показывать природу такой, какая она не
бывает в действительности. Все изображаемое в большей или меньшей степени
согласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием. В
результате возникло искусство, для которого в центре находится человек, а
все остальные образы вселенной воплощались либо тоже в человеческих формах,
либо смутно отображались как вторичное окружение человека. Творчество
развивалось по определенным схемам. Каждый предмет должен был заимствовать
свою пластическую форму у одного и того же идеала. Человек должен был быть
изображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобы
он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль.
Теперь же задача живописи упростилась. Надо было дать каждой вещи или
явлению её истинное значение, человека поставить на подобающее место, а в
случае необходимости вообще обойтись без него.
Пришло время меньше размышлять, внимательно посмотреть на то, что
поближе, наблюдать лучше и писать иначе. Теперь это живопись толпы,
гражданина, человека труда. Нужно было стать скромным для всего скромного,
малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не
отвергая и не презирая, проникать в скрытую жизнь вещей, любовно сливаясь с
их существованием, нужно было стать внимательным, любознательным и
терпеливым. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких
предрассудков. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни
обличать: все это ложь и бесполезный труд.
Голландские живописцы, творя в каком-нибудь уголке северной страны с
водою, лесами, морскими горизонтами, смогли отразить целую вселенную в
миниатюре. Маленькая страна, добросовестно изученная согласно вкусам и
инстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу,
изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими
человеческое сердце. Голландская школа растет и работает так в течение
целого столетия.
Живописцы Голландии находили сюжеты и краски для удовлетворения любых
человеческих склонностей и привязанностей, для натур грубых и деликатных,
пылких и меланхоличных, мечтательных и веселых. Пасмурные дни сменяются
веселыми солнечными днями, море то спокойно и сверкает серебром, то бурно и
мрачно. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. И
почти всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры с
Северного моря, которые громоздят облака, гнут деревья, верят крылья
мельниц и гонят свет и тени. К этому надо добавить города, домашнюю и
уличную жизнь, гулянья на ярмарках, изображение различных нравов, нужду
бедных, ужасы зимы, безделье в тавернах с их табачным дымом и кружками
пива. С другой стороны – обеспеченный образ жизни, добросовестный труд,
кавалькады, послеобеденный отдых, охоты. Кроме этого – общественная жизнь,
гражданские церемонии, банкеты. Получилось новое искусство, но со старыми,
как мир, сюжетами.
Таким образом, возникло гармоническое единство духа школы и самое
поразительное разнообразие, когда-либо возникавшее в пределах одного
направления искусства.
В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее на
составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров
группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших
групповые портреты или натюрморты. Если посмотреть более детально, то можно
различить множество и жанровых разновидностей – от любителей живописности
до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных
домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до
художников, избегающих комедии. Вспомним картины юмор Остаде и серьезность
Рейсдаля, невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, остроумие ван
де Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта.
Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительным
явлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всех
остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод.
Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность,
выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можно
назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не
сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этих
художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов,
чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму.
Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи
сами по себе вроде бы и не имеют.
Началом для этого искреннего стиля и первый результат этого честного
подхода – совершенный рисунок. Среди голландских живописцев у Поттера –
проявление гениальности в точных выверенных измерениях и умении проследить
движение каждой линии.
В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Поэтому
надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.
Чтобы чувствовалось различие дня, вечера и ночи, чтобы ощущалась жара и
холод, чтобы зритель и зяб, и наслаждался, и чувствовал необходимость
сосредоточиться. Хотя, наверное, трудно назвать такой рисунок самым
благородным из всех, но попробуйте найти в мире художников, которые писали
бы небо, как Рейсдаль и ван дер Нер и сказали бы своим творчеством так
много и так блестяще. Везде у голландцев тот же рисунок – сдержанный,
лаконичный, точный, естественный и наивный, искусный, а не искусственный.
Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает
совершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легко
узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощными
строгими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердой
руки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированного
воздействия на зрителя. Художник должен углубиться в себя, чтобы вынашивать
свой замысел, зритель – в себя, чтобы постичь замысел живописца. Именно
голландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом и
вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины,
более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое
содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь
точную, сжатую и уплотненную форму.
Всякая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых,
описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины и
теней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа,
убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это
вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картина
приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза
зрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - к
горизонту. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь,
поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Строгость воздушной
перспективы, совершенное соответствие цвета и оттенков с местом в
пространстве, которое занимает предмет.
Для более полного представления о голландской живописи следовало бы
рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характер
палитры, понять, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата по
результатам. Но все эти вопросы, как и многие другие, всегда были предметом
догадок многих искусствоведов, но никогда не были достаточно изучены и
выяснены. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже
отличать эту школу от других и проследить за ее истоками. Выразительным
образом, иллюстрирующим эту школу, является картина Адриана ван Остаде из
амстердамского музея «Ателье художника». Этот сюжет был одним из любимых
для голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немного
сгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями и
прозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рука
осторожна. Только, пожалуй, эти живописцы были более смепы и умели более
беззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить из
сохранившихся изображений. Иначе как бы проявился их гений в атмосфере
профессиональных традиций?
Основу для голландской школы заложили ван Гойен и Вейнантс в начале
XVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались от
учителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жили
ими, не отклоняясь в сторону.
Страницы: 1, 2