Псковский историко-художественный музей-заповедник
|Псковский | | |
|историко-художественн| | |
|ый архитектурный | | |
|музей-заповедник. | | |
|Музей "Приказная | | |
|палата" | | |
|Печорский район | | |
|Островский район | | |
|Плюсский район | | |
|Куньинский район | | |
|Себежский раон | | |
|Великолукский район | | |
|Порховский район | | |
Псковский историко-художественный архитектурный музей-заповедник.
В этом году псковскому историко-художественному архитектурному музею
заповеднику исполняется 124 года. В настоящее время он является
объединением, состоящим из головного музея и 14 филиалов, расположенных в
разных районах нашей области. Музейный комплекс, занимающий целый квартал
Пскова, состоит из 3-х частей, соединяющих в себе здания разных эпох.
Первое - это знаменитые - Поганкины палаты, что на десятки метров тянутся
вдоль нынешних улиц Некрасова и Музейного переулка, - один из самых широко
известных памятников гражданской архитектуры Пскова 17 века. Строились они
по заказу первого владельца палат - Сергея Поганкина. Богатый и
могущественный в свое время был человек: голова Псковского денежного двора,
кабацкий голова, возглавлял Псковскую таможню. На счет необычной его
фамилии - Поганкин, по Пскову гуляло несколько преданий. Кто-то говорил,
что на месте палат раньше жил бедняк, который однажды под полом своей
лачуги нашел клад и разбогател, а так как раньше деньги, найденные в кладе
считались "бесовскими" или "погаными", то и получил бедняк прозвище -
Поганкин. Другие говорили о том, что купец водился с иностранцами по одной
версии, или с разбойниками по другой, и тех других так же звали "погаными".
Есть и еще одно предание - будто предок Поганкина решил царю Ивану Грозному
не дать денег, а ссудить. На что царь и прозвал наглеца - Поганым. Как это
было на самом деле, никто не знает, но дом себе купец Поганкин отстроил
шикарный.
Сегодня в здании Поганкиных палат располагаются несколько экспозиций,
богатством которых может похвастаться редкий музей мира. В основу многих
экспозиций вошла знаменитая коллекция Федора Плюшкина, поступившая в
псковский музей в 1914 году в связи со смертью ее владельца. По количеству
вещей она была третья в России, второй в Европе. Коллекция насчитывала
более миллиона предметов, относящихся к самым различным областям знаний и
культуры, известная коллекция царя Николая II не шла с ней ни в какое
сравнение. По разнообразию типов и богатству Плюшкинская нумизматическая,
то есть монетная коллекция превышала коллекцию Эрмитажа, где сейчас
находится большая ее часть, однако многие экспонаты остались в Пскове вы
имеет возможность их увидеть в любое время.
Псковский музей заповедник знаменит своим собранием живописи древнего
Пскова, которая представлена произведениями иконописи 14-17 веков.
Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным
художественным явлением Древней Руси. Иконы псковских мастеров в своих
коллекциях имеют крупнейшие музеи страны - Русский музей, Третьяковская
галерея, Государственный Эрмитаж. Еще в 1911 году один из виднейших
знатоков древнерусской живописи писал: "Старые новгородские и псковские
мастера создали такой волшебный мир красоты, что ровнять его можно лишь с
вершинами, до которых доходило мировое искусство". Псковская коллекция икон
побывала во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Италии и
центральных музеях России. Сотрудником музея, профессионалом в области
изучения иконописи - Ириной Родниковой был составлен альбом
Так же в Понганкиных палатах располагается коллекция серебра. По мимо
традиционных экспонатов в экспозиции находятся много предметов из Псковских
кладов, на которые так богата Псковщина. Археологи утверждают, что гора
Романиха, находящаяся в центре города, в районе палат Марины Мнишек и
детской областной библиотеки, до сих пор хранит в себе множество кладов,
так как именно на этом месте строили свои дома средневековые богатые
псковичи.
Во втором здании музейного комплекса ранее находилось художественно-
промышленная школа Фан-дер-Флита. Сегодня это - картинная галерея, где вы
можете увидеть произведения живописного искусства, ранее находившиеся в
усадьбах псковских дворян-помещиков. Жемчужины коллекции - работы
художников 19 века - Брюллова, Репина, Шишкина, Айвазовского. Великолепная
коллекция модернистов - Шагала, Рериха, Григорьева. Так что, чтобы
посмотреть самим и показать своим детям шедевры русской живописи совсем не
обязательно ехать в Санкт-Петербург и Москву - все это рядом - Некрасова,7,
Поганкины палаты - музей-заповедник.
Завершает музейный комплекс построенное в 1978 году архитектором Алексеевым
административное здание, в котором находится экспозиция, посвященная
Великой Отечественной войне, выставочный зал и музейный магазин, где вы
можете приобрести сувениры, изготовленные нашими народными мастерами,
художественные работы, а так же здесь самый, на мой взгляд, богатый выбор
литературы по истории Псковщины. Все о чем говорилось в сегодняшней
программе, вы можете посмотреть в любой день, кроме понедельника по адресу
Псков, Некрасова,7 Поганкины Палаты с 11 до 18 часов.
Музей "Приказная палата"
Это белокаменное здание находится по левую руку от центрального входа в
Кремль, напротив фундаментов церквей Довмонтова города. Построено оно было
в конце 17 века, после того как существующее до этого деревянное здание
Съезжой (как она тогда называлась) палаты сгорело. Надо особо отметить, что
в 17 веке, как, впрочем, и сегодня были большие трудности с выделением
средств из центра, то есть Москвы на нужды провинциальных городов. Поэтому,
получив официальный отказ, псковичи построили здания Приказов за свой
собственный счет без особых жертв для своего псковского средневекового
бюджета. Ведь в те времена наш город входил в десятку лучших городов
России. И сегодня псковские Приказные палаты – единственный в России
памятник допетровской административной системы, сохранившийся с наименьшими
потерями, что указывает на эталонность строительного мастерства псковичей.
Приказная палата была центральным органом воеводского управления городом,
что-то вроде современной мэрии. Под руководством воевод и дъяков здесь было
сосредоточено делопроизводство, следствие, суд и расправа, то есть воевода
имел в своих руках все три ветви власть – законодательную, исполнительную и
судебную и подчинялся только государю. Однако, на самом деле управлял
Псковщиной его так называемый заместитель – дъяк. Он работал на своем посту
в большинстве случаев дольше, чем назначаемый на несколько лет воевода, а
поэтому был лучше осведомлен в делах. Одной из его функций так же было
доносительство царю о том, что на самом деле творит воевода. Кроме
известного до сегодняшнего дня доносительства, еще в те далекие времена
развивалась знаменитая бюрократия чиновничества. О количестве написанных
бумаг можно судить по таким данным – чернила в Приказные палаты
доставлялись ведрами, а песок для печатей – возами. А так же вполне законно
существовало взяточничество, тогда оно имело официальное название – система
кормления. При ней государство выплачивало жалование только половине
подъячих, остальные жили за счет поминок, то есть на ту сумму, которую
давали чиновнику просители после того, как он помогал им в решении своих
проблем. Так же можно отметить, что именно в Приказных палатах стала
издаваться одна из первых в России газет – “Вести-куранты”, а это говорит,
в том числе и о высоком интеллектуальном уровне наших предков.
Приказные палаты состоят из трех частей – помещения для чиновников, где
сейчас находится музей, архива документов – сейчас - это выставочный зал и
колодничей, просто говоря – тюрьмы – сегодня это галерея. В 17 веке
раскрываемость преступлений была гораздо выше, чем сегодня. Видимо, причина
этого все же не НТР, а то, что ответственность за нахождения виновных,
особенно в убийствах и государственных преступлениях лежала на самом
главном в городе человеке – воеводе, который докладывал о ходе
расследования самому царю. Так же имела свое действие и уникальная
псковская воспитательная система колодников, то есть заключенных.
Государство на их содержание не тратило ни копейки. Ночью они сидели на
соломе и воде, а утром их, закованных в цепях, выпускали в город – просить
подаяние, что для многих являлось самой жестокой пыткой – не все псковичи
проникались жалостью к бывшим ворам и убийцам. Среди самых ужасных
преступлений в 17 веке значились – преступления против девичьей чести и
обман вдов, ибо они наносили урон государственной нравственности, потому
наказания по ним были особенно показательны жестоки.
После того, как Приказная система была отменена, здание использовалась по
разному назначению, в том числе в 30-ые годы 19 века здесь был трактир с
оригинальным названием “Крым”. Несколько лет назад оно перешло в музейную
Страницы: 1, 2