интеллектуально.
Тема Англии вводится здесь иначе, чем в первой части. Центральное
место занимают беседы Гулливера с королем. Гулливер выступает как средний
англичанин, со всеми его предрассудками и неосознанной жестокостью. Он
хочет возвысить свое отечество, изображает политическое устройство как
идеальное, выдвигает на первый план все, что, по его мнению, может это
государство украсить. В ответ на это, король - человек наделенный природным
здравым смыслом заметил, как ничтожно человеческое величие, если такие
крохотные насекомые могут стремиться к нему. Свифт высказывал эту мысль,
сопоставляя лилипутов с Гулливером и он повторяет ее сопоставляя Гулливера
с великанами. Трезвый, здравомыслящий характер короля великанов кажется
Свифту очень привлекательным. Свифт положительно оценивает и общественную
систему великанов. Политика не возведена у них в степень науки. Король
великанов - противник государственных тайн, интриг и изощренности. Он
полагает, что человек, который вырастил одно зерно, стоит больше, чем все
политики.
Третья часть книги философски трактует вопрос о соотношении науки и
жизни. Искусство Свифта состоит в том, что он умеет самые отвлеченные и
абстрактные вещи выразить конкретно и наглядно. Остров Лапута парит в
небесах. На нем проживают знатные люди, представители аристократии. Люди
эти погружены в глубокие размышления. Все подчинено здесь науке,
абстрактной и умозрительной. Остров не просто населен учеными. Он - чудо
науки, которое оторвано от народа. Наука - достояние высших классов. Сама
столица государства и большинство селений помещаются на земле, где живут
подданнные. Когда же жители одного города восстали, летающий остров подавил
мятеж. Чудо науки применяют против народа. Все это не просто выдумка
Свифта. Он выразил в остроумной и наглядной форме реальное противоречие
старого общества - отрыв народа от культуры и науки. Обитатели острова
Лапута уходили в отвлеченные сферы и были равнодушны к реальной жизни, где
процветало невежество и нищета. На земле же создана Академия прожекторов,
которая является обществом полузнаек, пытающихся осчастливить человечество
своими наивными открытиями. Они демонстрируют неисчерпаемый запас глупости.
Прожекторы хотят все изменить только для того, чтобы менять. Ни один их
проект не доведен до конца. Они разрушили старое, но не создали нового.
Поэтому страна в запустении и развалинах. Свифт развивает здесь очень
глубокую мысль. Он высмеивает людей, одержимых манией все менять, слепой
приверженностью к новому и стремлением во чтобы то ни стало разрушать
старое, людей, которые останавливаются на полпути и не доводят до конца
своих начинаний, которые заняты бессмысленными прожектами, не вытекающими
из требований жизни и к тому же абсолютно неосуществимыми. Переделывать
надо то, что действительно плохо, то, чего требует жизнь, и переделывать,
опираясь на реальные основания и реальные возможности. Среди прожектеров
есть люди, стремящиеся усовершенствовать общество и исправить его пороки,
например, найти умных министров, прекратить раздор партий. Свифт говорит об
этом с нескрываемой иронией, рассматривает эти попытки, как такие же
безнадежные и неосуществимые проекты.
В третьей части трактуется также вопрос о развитии человечества - его
историческом и биологическом развитии, о движении истории, о жизни и
смерти. Попадая на остров Глобдобдриб - остров чародеев и волшебников,
перед Гулливером проходит вся история человечества. Здесь и выступает
историческая концепция Свифта. Он питает глубокое уважение к древности и ее
героям. Это уважение перерастает в своеобразный классицизм. Сопоставление
древней и новой истории нужно Свифту для того, чтобы показать деградацию и
упадок человечества. Угнетение, подкуп, вероломство, предательство - вот
что сопровождало рождение нового цивилизованного общества. Концепция
развития человека, которую излагает Свифт, акцентирует прежде всего
противоречия этого развития, конечный упадок человеческого рода. Она
противостоит оптимистической концепции просветителей, изображающей
исторический процесс как победу света над тьмой.
Третья часть романа завершается посещением восточных стран. Нелепость
и жестокость придворного обихода выступает в ней в особенно откровенных
формах. Особую группу людей этой страны составляют струльдбруги, или
бессмертные. Описание этих людей как бы перекликается с воскрешением
мертвых, которое происходило на острове чародеев и волшебников. Долголетие
- мечта каждого человека. Гулливер пришел в восторг от этой идеи. Он
полагает, что вечная жизнь может дать человеку опыт и мудрость, что
богатство жизненного опыта, который накопит бессмертный, помешает упадку и
вырождению человечества. Но все происходит наоборот.
Человек не может надеяться на вечную молодость. И струльбруги
оказываются вечными стариками. Они лишены естественных чувств и с трудом
понимают язык нового поколения. Алчные и жадные, они хотят захватить
власть, а так как не способны к управлению - могут лишь привести
государство к гибели. Эта глава повествует о биологической и социальной
деградации человека и о бессилии науки найти рецепты для его спасения.
История - является предметом сатирического изображения в
«Путешествиях Гулливера». В гротескно-сатирическом описании всех трех
стран, которые посещает Гулливер перед своим заключительным путешествием,
содержится контрастирующий момент - мотив утопии, идеального общественного
устройства. Мотив утопии выражен как идеализация предков. Он придает
повествованию Гулливера особый ракурс, при котором история предстает перед
читателем как смена деградирующих поколений, а время повернуто вспять. Этот
ракурс снят в последнем путешествии, где мотив утопии выдвинут на передний
план повествования, а развитие общества представлено идущим по восходящей
линии. В путешествии в страну гуигнгнмов - Свифт дает свою трактовку
распространенной в эпоху Просвещения мысли о добродетельных дикарях, детях
природы, представляющих живой контраст испорченности цивилизованного
общества. Его крайние точки воплощены в гуигнгнмах и еху. Гуигнгнмы
вознесены на вершину интеллектуальной, нравственной и государственной
культуры, еху низринуты в пропасть полной деградации. Однако такое
положение не представлено низменным от природы. Общественное устройство
гуигнгнмов покоится на принципах разума, и в своей сатире Свифт пользуется
описанием этого устройства как противовесом картине европейского общества
XVII века. Тем самым расширяется диапазон его сатиры. Однако страна
гуигнгнмов - идеал Гулливера, но не Свифта. Жестокостей гуигнгнмов по
отношению к еху Гулливер, естественно, не замечает. Но это видит Свифт:
гуигнгнмы хотели «стереть еху с лица земли» лишь за то, что «не будь за еху
постоянного надзора, они тайком сосали бы молоко у коров, принадлежащим
гуигнгнмам, убивали и пожирали их кошек, вытаптывали их овес и траву». В
каждом пункте характеристики еху мы узнаем черты людей. Еху ненавидят друг
друга больше, чем животные другой породы. Они хитры, злы, вероломны,
мстительны, дерзки, трусливы. Критика человечества носит у Свифта
антропологический характер - он критикует человеческую природу вообще. Но,
стремясь обнажить и сконцентрировать в образе еху отрицательные черты,
Свифт и отмечает то, что отличает еху от человека. Он не ставит между ними
знака равенства. Человек отличается своей системой управления, науками,
искусствами, промышленностью. Это отличие очень важно для понимания
концепции книги.
Гуигнгнмы считают, что для управления нормальными существами нужен
только разум, и не нужны те сложные институты в виде правительств и
законов, о которых рассказывал им Гулливер. Отношения, существующие в мире
гуигнгнмов, вполне отвечают этой точке зрения. Чтобы уловить все оттенки
мысли Свифта, важно детально проследить характеристику гуигнгнмов, которая
содержится в книге. Гуигнгнм обозначает совершенство природы. У гуигнгнмов
нет слов и соответственно терминов для выражения понятий «власть»,
«правительство», «война», «закон», «наказание», и других понятий. Нет у них
также слов обозначающих ложь и обман. И поэтому у них не существует тюрем,
виселиц, политических партий и так далее. Перед нами патриархальная утопия,
некое догосударственное состояние, жизнь простая и естественная. Основное
правило их жизни - совершенствование разума. Они не знаю ни страстей, ни
корысти. При заключении брака и речи нет о любви или ухаживаниях. Нет
ревности и нежности, ссор, прелюбодеяния и разводов. Гуигнгнмы не боятся
смерти. Они относятся к ней спокойно. Удивительная разумность и
рассудительность не знающих страстей отличает их не только от еху, но и от
людей. Такой пресной жизнью и живут разумные лошади, именуемые гуигнгнмами.
Ироническое отношение автора к Гулливеру, впавшему в экстатический
энтузиазм под воздействием интеллекта гуигнгнмов, проявляется не только в
комическом подражании Гулливера лошадям, его странном поведении во время
обратного путешествия в Англию и тяге к конюшне при возвращении домой -
подобного рода комические воздействия среды Гулливер испытывал и после
возвращения из предыдущих своих путешествий, - но и в том, что в идеальном
для Гулливера мире гуигнгнмов Свифт наметил контуры самого тиранического
рабства.
Протест против отсутствия свободы принадлежит к сквозным и ведущим
темам «Путешествий Гулливера». Тем многозначительней то, что очарованный
интеллектом гуигнгнмов, Гулливер чувствует лишь отвращение к существам,
подобным себе, которых он видит «привязанными за шею к бревну», и спокойно
использует «силки, сделанные из волос еху». Так, Свифт подвергает испытанию
смехом рационализм просветителей и там, где они усматривали неограниченную
перспективу для развития личности, видит возможности для ее вырождения.
Просветительский рационализм, против которого направлена насмешка Свифта,
исповедовался его близкими друзьями - тори. Их определению человека, как
«разумного существа» Свифт противопоставил свое собственное, утверждавшее,
что человек лишь «способен мыслить». В споре Свифта со своими торийскими
друзьями, включающем всю творческую историю «Путешествий Гулливера»,
отразилось своеобразие общественно-политической позиции Свифта как
последовательного защитника ирландского народа в его трагической борьбе за
свободу.
Свифт ставит перед собой задачу отделить видимость от сущности,
проникнуть в истинную суть вещей. Конкретные факты, персонажи и ситуации
порой в зашифрованном виде, порой в виде намеков становятся у него формой
выражения общего и даже общечеловеческого.
Вторым очень распространенным приемом Свифта является пародия.
Имеется в виду пародия на стиль мореплавателей, рассказывающих о далеких
путешествиях, на стиль научных проблем, которые разрабатывают ученые.
Важную роль в сатирическом стиле Свифта играет метафора, обнажающая и
делающая более выпуклой и наглядной истину, приковывающая внимание. Свифт
прибегает к фантастике и выдумке и при помощи их выявляет истину,
абсурдность и низменность человеческого существования. Он осуществляет
деформацию жизни. Но эта деформация позволяет сделать изображение жизни
более рельефным.
И, наконец, одной из главных примет сатирического стиля Свифта
является ирония. Она создает как бы двоякое восприятие каждого факта -
восприятие прямое и буквальное и второе - ироническое восприятие,
обнажающее истину.
История Гулливера - это история исканий, социологических исследований
современности и попытки разобраться в утопиях. Вместе с тем это в какой-то
мере история приспособления к существующим условиям жизни, попытка
компромиссного решения проблемы: личность - государство - общество. Общение
Гулливера с различными правителями было одновременно изучением механизма
власти, проверка теорий государственного устройства и попытка найти свое
местоположение в государстве. Крушение надежд Гулливера предопределило
изменение его роли: он перестал быть путешественником - исследователем
человечества и обрел черты трагического героя, который вступил в конфликт с
окружающим его обществом.
Это перевоплощение происходит только в последних главах романа, но
Свифт, по-видимому, считал, что перелом настолько важен сам по себе, что
перевешивает по значению все остальное. Вот почему в финале романа
отступают на второй план картины общественной жизни и выдвигается в
качестве главной сюжетной линии духовная драма Гулливера. Меняется
структура произведения.
В романе «Путешествия Гулливера» происходит слияние острой
политической проблемности, философии, истории, комических ситуаций,
фантастики, публицистики, пародии и трагедии, путешествия и рассуждений
героя. В этом художественно-философском комплексе можно до конца
разобраться, если за исходную позицию Свифта принять стремление создать
реалистическую сатиру, сказать всю правду и тем самым нанести
сокрушительный удар по всем прототипам лилипутов, лапутян и еху, обитающим
в Англии, а также по господствующим идеям, которые либо персонифицированы в
романе, либо отражены в образах-понятиях.
«Путешествия Гулливера» запечатлели тот период, когда во всех сферах
общественной жизни основательно укрепились буржуазные отношения, и роман
Свифта своим построением передает их относительную неподвижность.
Обстоятельства в этом сатирическом произведении имеют только одно
направление развития, выражающееся в расширении и углублении сферы зла.
Жизнь, все живое как будто лишены движения: под глубоким покровом этой
незыблемости нарастает трагедия одинокого Гулливера. Но сами по себе
социальные отношения, устройство общества мертвенно застыли. Не случайно
Гулливер за годы своих странствий не заметил никаких перемен к лучшему в
родной стране. Время остановилось. Или, если уточнить: время движется во
враждебном человеку направлении. Трагическое время, не предвещавшего
подлинного и ощутимого прогресса. Поэтому и сатира Свифта трагична в своей
жизненной основе и в своей художественной сути.
Роман Свифта «Путешествия Гулливера» находится на главной магистрали
литературного развития. Его выдающееся значение определено в первую очередь
постановкой и решением сложнейших и важнейших социально-философских
проблем, волновавших европейское общество в XVIII в., а также в более
поздние времена. Роль свифтовской сатиры настолько велика, что не только
современники Свифта У. Гей, Дж. Арбетнот, но и крупнейшие английские
писатели других поколений так или иначе восприняли уроки автора
«Путешествий Гулливера» и находились под его влиянием.
Всемирно историческое значение творений Свифта впервые было отмечено
В. Г. Белинским, рассматривающим творчество английского сатирика как часть
общеевропейского литературного процесса XVIII столетия. Великий русский
критик отнес роман Свифта к той разновидности этого жанра, которую
развивали также Стерн и Вольтер. Являясь памятником литературы XVIII в.,
«Путешествия Гулливера» во многом созвучны понятиям человека ХХ века, о
роли народа и долге перед ним, о необходимости соответствия формы
организации общества интересам народа. Ярость и ненависть автора
сатирического романа, возмущенного неразумием и несправедливостью власти в
собственном обществе, также делают Свифта единомышленником многих сменивших
его современников поколений.
Речь идет о созвучии мыслей и чувств, об уме пробившемся через
столетия к людям, построившем новое общество.
Свифт умер 19 октября 1745 г. в Дублине. На его могиле высечена
составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора
богословия, декана этого кафедрального собора, где суровое негодование не
может терзать сердце усопшего. Проходи, путник, и подражай, по мере сил,
смелому защитнику свободы». В его последнем напутствии выражена цель
писателя, без которой немыслимо было появление «Путешествий Гулливера»:
побудить каждого, кто прочтет роман, задуматься над тем, как устроен мир, и
стать на сторону тех, кто мужественно сражается за свободу, занять активную
позицию в жизни.
Список литературы
1. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. М.,
1991 г.
2. Дубашинский И. А. Путешествия Гулливера Джонатана Свифта. М., 1969 г.
3. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1988 г.
4. Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. проф. Н. П.
Михальской и проф. Б. И. Пуришева. М., 1981 г.
5. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М.,1972 г.
Страницы: 1, 2