совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к
вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу
человека"^2. Для некоторых древних культур характерно представление о
жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что
для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что
и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была
доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В
современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы
приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в
буквальном переводе означающее "каменная скамья".
Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его
приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали
строить
себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и
все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами,
солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди
должны
^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99.
^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.
были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще
на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти
сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает
страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не
бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась
изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме
того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные
деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то,
что можно условно назвать изображениями "культового назначения". "Искусство
здесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную
власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы
общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян"^1.
«Ка».
Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или
скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически
реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти
двойник человека "ка" (нечто вроде "духа тела") возвращается к человеку,
опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в
него, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших времен
сохранен египетский текст церемонии "открытия уст" статуи, служивший для
ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной
скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже
придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство
рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурного
изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с
чертами лица его так называемой «резервной головы».
^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший
были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на
изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными
величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение
лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил
своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал
человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во
всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего
царства.
Скульптура.
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш
взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство
подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй,
составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями,
которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой
Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было
совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на
смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной
глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор
даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от
каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.
Рельефы и росписи.
Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из
которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от
скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому
что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого
могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам..
В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений,
больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется
власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с
собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они
добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности"
были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами.
В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что
и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что
дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож
мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин
мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе
требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко
чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они
ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и
изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,
субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на
зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные
непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а
иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее
напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание
украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но
непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,
отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака,
строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных
объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух
доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо
гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением
мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия,
установленной на века"^1. Нам известно три типа египетского рельефа:
выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они
иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое
художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями
поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных
свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в
этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного
искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного
скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и
живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем.
Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара
иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет
техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности
изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,
«образ энергичного, волевого, умного человека»^2.
Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости
целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы
вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался
иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая
пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка
объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.
^2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, Древний
Восток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980.
Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись.
Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного
рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная
живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в
себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка
рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались
минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит,
синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в
захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-
первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные
им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные
таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"^1». Сюжеты
росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в
различных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом
сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на
охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались
как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение
поставленной
задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в
рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является
типичным использование фризообразной композиции, в основе своей
подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена
смотрится пестрой красочной
плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможи
Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении "ковер"
распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим
ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже
^1 Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com file///C:/EB/_12htm#first_hit
трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и
непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики.
Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной
фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов
можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли
различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же
рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и
реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо
служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным
изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте
обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.
Градация размеров, масштабов фигур внутри одной
композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность
ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей^1. Главный герой
росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и
приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные
персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры -
рельефы в
гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее
универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых,
различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения.
Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось
даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной
величины его фигуры и
эффектной, предопределенной каноном, позой .
Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях
или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают
картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех.
Композиция, как
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 44.
правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения
на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением
строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции
и ритмы, на их масштабы.
Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в
совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме
информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством
декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию
элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на
пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.
Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и
рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив
многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии
(рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной
стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой
стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую
информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет
дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости:
живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с
иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем
несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для
непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными
знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным
орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из
сторон.
Канон.
В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.
Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все
прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный
изобразительный и/или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы,
"знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".
Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное
предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему
царству была свойственна "вера в безусловную реальность
художественных образов".
Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значение
в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но
никогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самого
художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее
характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей -
писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы
предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может
возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них,
свойственной истиным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро
индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения
в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего
бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное
портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность
господам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойно
ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его
как уравновешенного и властного важного государственного сановника,
знающего цену и себе и другим.
* * *
Искусство Египта периода Древнего Царства по праву считается классикой
древнеегипетского искусства. Человек уже познает мир, изображает его, даже
властвует над ним, не теряя в то же время целостности восприятия мира, не
отъединяясь от него.
Библиография :
1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье. 1961 г. М.
2. Искусство Древнего Египта. 1970 г. М.Э. Матье
3. Искусство Древнего Египта. М. 1962. В.В Павлов.
4. Искусство Древнего Мира. М. 1986. Н.А Дмитриева, Н.А.
Виноградова.
5. История искусства зарубежных стран. М. Репинская академия
художеств. 1962. общ. ред. М.В. Доброклонский,
6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний
восток, Античность. Репинская академия художеств. Общ.ред. М.В.
Доброклонский. М. 1980.
7. Магизм и единобожие. Брюссель1970. Эммануил Светлов (прот. А.Мень.)
8. Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com
Страницы: 1, 2