разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его
последнего этапа - новоевропейского) и традиционных ценностей культуры
(истины, блага, святости, прекрасного); резкий протест против всего, что
представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным,
обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и
литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого"
(реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности,
или - миметического принципа в узком смысле слова (см.: Мимесис);
безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде
всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда и
часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер
презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений,
направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между
традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к
синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их
взаимопроникновению.
К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм,
абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм,
конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство;
додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка,
кинетическое искусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в
целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов,
Клее, Матисс, Модильяни, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые
другие. Возможна лишь условная классификация, притом только по отдельным
параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов
авангарда.
Художественно-эстетическая феноменология основных направлений
авангарда.
2.2.1.Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и
практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от
изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма
и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные,
синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их
бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г.
Кандинским. Эстетическое кредо абстрактного искусства он изложил в книге "О
духовном в искусстве" (1910 г.) и в ряде других книг и статей. Суть его
сводится к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов
позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных
задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос
вступает в контакт с реципиентом. Фактически Кандинский на новом уровне
возвращается к идеям платоновско-неоплатонической эстетики. Живопись
уподобляется им музыке в ее абсолютном значении, и главную ее цель он
усматривает в выражении на холсте или листе бумаги музыки (звучания)
объективно существующего "Духовного". Художник в понимании Кандинского
является лишь посредником Духовного, инструментом, с помощью которого оно
материализуется в художественных формах. Поэтому абстрактное искусство не
является выдумкой современных художников, но - исторически закономерной
формой самовыражения Духовного, адекватной своему времени. С духовными
космическими силами связывал абстрактное искусство и один из крупнейших
представителей его "геометрического" направления - неопластицизма голландец
Мондриан.
Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации
аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое
направление (главные представители - ранний Кандинский, Ф.Купка) довело до
логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области
"освобождения" цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на
самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве
и синестезических обертонах, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний,
с помощью которых искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия",
вечные "духовные сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и
драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т. п.
Второе направление развивалось по пути создания новых типов
художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических
форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными
представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма,
участники голландской группа "Де Стейл" (с 1917г.) во главе с Мондрианом и
Т.Ван Дусбургом, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными
композициями. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма,
противопоставлявшую "случайности, неопределенности и произволу природы"
"простоту, ясность, конструктивность, функциональность" чистых
геометрических форм, выражавших, по их мнению, космические, божественные
закономерности Универсума (Ван Дусбург). Мистическая простота оппозиции
"горизонталь-вертикаль", согласно Мондриану, ставшая основой всего его
творчества зрелого периода, при использовании определенных локальных цветов
дает бесконечные возможности достижения визуальных пропорций и равновесия,
которые имеют духовно-этическую сущность. Мондриан и его коллеги впервые в
истории искусства сумели достичь равновесия художественных масс с помощью
асимметричных построений, что дало мощный импульс архитектуре, прикладному
искусству, дизайну ХХ в.
Концентрация эстетического в абстрактных цвето-формах, исключающих какие-
либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный
контакт с чисто духовными сферами. В этом плане многие призведения
абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М.Ротко, отчасти
Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других
духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к
русской иконе (см.: Икона), а за его "Черным квадратом" укрепилась
репутация "иконы ХХ века". Обозначение, данное изначально с уничижительно-
ироническим оттенком, хорошо выразило суть этого феномена.
2.2.2. Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений
абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем.
Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая,
квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм
физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о
«верхе» и «низе», «левом» и «правом» — все направления равноправны, как в
космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному
тяготению (ориентация «верх — низ»), оно перестало быть геоцентричным, то
есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый
в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой
гармонией.
Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитая картина
Малевича «Черный квадрат» (1915). Теоретическое обоснование метода Малевич
изложил в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму... Новый живописный
реализм...» (1916).
Последователи и ученики Малевича в 1916 г. объединились в группу
«Супремус». Супрематический метод они пытались распространить не только на
живлпись, но и на книжную графику, прикладное искусство, архитектуру.
Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю
мировую художественную культуру.
2.2.3. Конструктивизм. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.)
в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под
прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений
революционной общественности. В дальнейшем получило развитие и в западных
странах. Родоначальником считается художник В.Татлин, основными
представителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья
Стенберги, теоретиками Н.Пуни, Б.Арватов, А.Ган; на Западе - Ле Корбюзье,
А.Озанфан, Т. Ван Дусбург, В.Гропиус, Л.Моголи-Надь. В противовес
традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие
конструкции в качестве главного принципа организации произведения. Под
конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный
принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место
выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не
было. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный
конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не
преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными
задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных
законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т.п.) и
«производственно-проектный», направленный на художественное конструирование
предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека. Он был
тесно связан с архитектурой и промышленностью и руководствовался принципом:
превратить искусство в производство, а производство - в искусство. Термин
«художник» заменяется словом «мастер»; главными профессиональными
категориями становятся технологичность, конструктивность, функциональность,
рациональность, практичность, тектоничность, фактурность. Многие художники-
конструктивисты стали первыми профессорами в художественно-производственных
институтах (= мастерских) ВХУТЕМАСе в России и «Баухаусе» в Германии.
Конструктивизм стал лабораторией для дизайна ХХ в. и таких направлений в