складками;
[pic] Левой рукой согнуть гладкую сторону салфетки вниз по диагонали, чтобы
гладкая сторона спускалась;
[pic] Подвернуть спускающуюся часть салфетки снизу на другую сторону.
Поставить салфетку, отпустить складки (гармошки).
[pic]
"Космос"
[pic] Положить развернутую салфетку на стол;
[pic] Согнуть ее посредине сгибом от себя;
[pic] Подвернуть верхние углы салфетки вниз к середине кромки, то есть
сложить салфетку треугольником, не заминая сгибов (то есть соединить оба
нижние углы салфетки). ;
[pic] Поставить сложенную салфетку на тарелку углами.
[pic]
"Тройной шатер"
[pic] Положить развернутую салфетку на стол углом к себе;
[pic] Положить нижний угол на верхний, не заминая сгиба;
[pic] Держа салфетку в руках, сложить ее углы сзади "в замок", то есть
заправить один угол в другой;
[pic] Поставить сложенную салфетку.
[pic]
Салфетки из плотной ткани
Портьерную ткань квадратной, прямоугольной, круглой, овальной или другой
формы подвернуть на 3-5 мм, приметать и обвязать крючком столбиками без
накида, вводя крючок в ткань на расстоянии 5 мм от края (подгиб внутри
обвязки). Крючок вводить в ткань по разметке или по счету нитей, расстояние
между уколами 2-4 мм. Перед приметкой не забыть обрезать уголки у
прямоугольника (вырезать клинышки у круга), чтобы край салфетки был
одинаковой толщины (два слоя) по всему периметру. Несыпучую, толстую
мебельную ткань можно не подворачивать, а обвязать по обрезному краю.
После обвязки сосчитать количество столбиков на каждой стороне салфетки и
сравнить его с раппортом выбранного рисунка. Если количество столбиков на
каждой стороне прямоугольника (всего круга) кратно раппорту, то
распределить рисунок (фестоны) по периметру салфетки и связать по схеме
кружево.
Если количество столбиков обвязки не делится нацело на число единиц вязания
раппорта, то необходимо связать еще несколько (1-2-3) рядов ст.б/н (ст.с1Н,
филейной сеткой) с прибавками на уголках (или равномерно по кругу) до
необходимого количества ед. вязания, кратного раппорту, и продолжить
вязание рисунком каймы. На уголке вяжется 3 ст б/н из 1, прибавка на уголке
дает по 2 ст.б/н на каждой стороне квадрата.
• Салфетка в клетку
Для середины салфетки использован кусок портьерной ткани размером 40х40 см.
Для обвязки использованы нитки «Снежинка», крючок 1,25. Раппорт каймы – 10
столбиков.
1 ряд - на расстоянии 14 столбиков от угла прикрепить нить и обвязать
подогнутый край салфетки ст б/н. Замкнуть ряд соединительным столбиком.
Связать 2-ой ряд – чередование 3 ст б/н и 3 в.п.. На уголке из 1 столбика
вязать 3. Замкнуть ряд. Довязать по схеме кайму. Ряды начинать в.п. для
подъема и заканчивать соед. ст. 6-ой, последний ряд каймы украсить пико из
3 в.п.
Жестко накрахмалить только кайму. Для этого разложить салфетку на столе или
полиэтилене и с помощью тампона увлажнить белое вязание крахмалом. Для
цветного вязания можно использовать желатин. Подсохшую (чуть влажную) кайму
отгладить.
• Розовая салфетка
Для середины салфетки использован кусок портьерной ткани размером 25х25 см.
Для 1-5 рядов обвязки использованы нитки, выдернутые из ткани, для 6 и 7
рядов – темно-розовая катушечная нить №40, крючок 1,0. Раппорт каймы – 9
столбиков.
1 ряд - на расстоянии 22 (или 13) столбиков от угла прикрепить нить и
обвязать подогнутый край салфетки ст б/н. Замыкать ряд соединительным
столбиком не надо. Переход из ряда в ряд расположен в части узора каймы из
ст б/н и делается по спирали.Связать 2-ой ряд из ст б/н с прибавками на
уголках. 3-ий и остальные ряды – по схеме.
• Круглая салфетка из мебельной ткани
Для середины салфетки использован круглый кусок несыпучей мебельной ткани
диаметром 11 см. Для обвязки использована катушечная нить №40 в 4 сложения,
две нити – желтые, 2 – зеленые. Крючок 1,5. Раппорт каймы – 12 столбиков.
Край ткани не подгибать. Разметку для 1-ого ряда обвязки удобно выполнить
сухим мылом. Столбики б/н 4-ого ряда вязать под дугу из 6 в.п. 3-его ряда.
Салфетки из тонкой ткани
Тонкую ткань квадратной, прямоугольной, круглой, овальной или другой формы
подвернуть на 5-7 мм, приметать и прострочить на машинке бельевой строчкой
с шагом 2-3 мм или швом зиг-заг. Обрезать неподшитый край ткани рядом со
строчкой. Обвязать край салфетки тонким крючком (0,5-0,7) катушечной нитью
№40-60 столбиками без накида, вводя крючок в ткань на расстоянии 3-5 мм от
края (подгиб внутри обвязки). Крючок вводить в ткань используя машинную
строчку как разметку. Перед приметкой не забыть обрезать уголки у
прямоугольника (вырезать клинышки у круга), чтобы край салфетки был
одинаковой толщины (два слоя) по всему периметру.
После обвязки сосчитать количество столбиков на каждой стороне салфетки и
сравнить его с раппортом выбранного рисунка. Если количество столбиков на
каждой стороне прямоугольника (всего круга) кратно раппорту, то
распределить рисунок (фестоны) по периметру салфетки и связать по схеме
кружево.
Если количество столбиков обвязки не делится нацело на число единиц вязания
раппорта, то необходимо связать еще несколько (1-2-3) рядов ст.б/н (ст.с1Н,
филейной сеткой) с прибавками на уголках (или равномерно по кругу) до
необходимого количества ед. вязания, кратного раппорту, и продолжить
вязание рисунком каймы.
• Салфетка с плоской каймой
Для середины салфетки использован кусчек батиста диаметром 11 см. Для
обвязки использованы катушечные нитки №40, крючок 0,6. Раппорт каймы – 4
столбика.
1 ряд - прикрепить нить и обвязать подогнутый край салфетки ст б/н,
используя машинную строчку как разметку. Связать 2-ой ряд – чередование 1
ст б/н и 3 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 1 в.п и 1 ст с1н. 3-ий
ряд составлен из ст с2н, связанных под дуги 2-ого ряда и соединяющих
цепочек из 2 или 6 в.п. Последняя дуга ряда состоит из 4 в.п. и ст с1н.
Довязать по схеме кайму из 5 рядов.
Накрахмалить можно всю салфетку.
• Салфетка с объемной каймой
Для середины салфетки использован кусчек батиста диаметром 11 см. Для
обвязки использованы катушечные нитки №40, крючок 0,6. Раппорт каймы – 2
столбика.
1 ряд - прикрепить нить и обвязать подогнутый край салфетки ст б/н,
используя машинную строчку как разметку. Связать 2-ой ряд – чередование 2
ст с1н и 3 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 1 в.п и 1 ст с1н. 3-ий и
4-ый ряды связаны дугами по 4 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 2 в.п.
и ст с 1н. 5-ый и 6-ой ряды связаны дугами по 5 в.п. Последняя дуга ряда
составлена из 3 в.п. и ст с 1н. 7-ой и 8-ой ряды связаны дугами по 6 в.п.
Последняя дуга ряда составлена из 3 в.п. и ст с 2н. 9-ый ряд связан дугами
из 6 вп из нити в 2 сложения – голубая + белая.
Накрахмалить всю салфетку. Сильно накрахмаленную влажную кайму выложить
объемными волнами и досушить .
СПОСОБЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК
[pic]
Салфетки бывают различной величины. К завтраку, обеду, ужину подают
салфетки большого размера (35х35 см - 45х45 см), а к кофейному чайному
столу - меньших размеров (25х25 см - 35х35 см). Такой же величины
салфетки идут к десертному столу, столу "а ля фуршет" и к коктейльному
столу.
Цветные салфетки, как с бахромой, так и без нее, подаются только к
чайному и кофейному столам. Во всех остальных случаях салфетки должны
быть подрублены.
Салфетки должны подходить к скатерти, посуде. Они могут быть одного
цвета со скатертью, но отличаться тоном (например, ярко-зеленая скатерть,
светло-зеленые салфетки), или иметь другую окраску (синяя скатерть,
желтые салфетки; бордовая скатерть, алые салфетки). Если стол покрывают
двойной скатертью, то салфетки должны быть такого же цвета, что и
основная скатерть. Сложные салфетки кладут на закусочные тарелки или
слева от них. Если салфетки кладут слева от тарелок, то их можно вдеть в
металлическое или плетенное кольцо. Конечно, если стол будет сервирован
керамической посудой, то кольцо для салфеток лучше взять керамическое.
Складывая салфетки, надо стараться как можно меньше касаться их
руками. Перед едой салфетку следует расстелить на коленях так, чтобы в
случае надобности ею можно было легко воспользоваться. Этой салфеткой
слегка промокают только уголки рта. После трапезы салфетку складывают и
кладут справа от тарелки.
Если на стол кладут бумажные салфетки, например, к коктейльному
столу или когда много гостей, и их всех нельзя обеспечить матерчатыми
салфетками, то их складывают и закладывают в специальные держатели или
большие стаканы.
КЛАССИЧЕСКАЯ САЛФЕТКА С КОЛЬЦОМ
Сложите салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба, закрытым
краем вниз. Правый угол заверните в центр салфетки, накройте левым углом
так, чтобы они заходили друг на друга. Внизу салфетки должен получиться
острый угол. Переверните салфетку, сожмите ее, проденьте в кольцо до
середины.
ПРОСТОЙ БАНТ
Сверните салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба,
открытым краем влево. Начиная снизу сложите салфетку гармошкой. Проденьте в
кольцо до середины и расправьте складки с обеих сторон.
ПРОСТЫЕ КРУЖЕВНЫЕ СКЛАДКИ
Этот вариант больше всего подходит для салфеток с кружевной каймой. Сложите
салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба, сгибом вверх.
Начиная снизу возьмите первый слой салфетки и по диагонали загните его
вверх. Второй слой салфетки загните снизу, не доходя до верхней точки
примерно на 2 сантиметра. Повторите с оставшимися слоями, загибая их так,
чтобы был виден каждый предыдущий край и края отставали друг от друга на
одинаковое расстояние. Разгладьте складки, чтобы они сохранили форму.
ЭЛЕГАНТНОЕ ГОФРЕ
Сложите салфетку вчетверо. Положите ее перед собой в форме ромба открытым
краем вверх. Отверните первый слой салфетки по диагонали, чтобы сложить
посередине. Сложите этот слой гармошкой так, чтобы конец оказался
направленным вниз. Положите на складки тяжелый предмет для сохранения
складок. Возьмите второй слой и сложите его так же, как первый. Слегка
прогладьте или расправьте рукой, чтобы складки сохранили форму. Переверните
салфетку так, чтобы складки располагались вертикально. Возьмите салфетку за
внешние концы и сложите пополам
Фото 1.
Отверните первый слой салфетки вниз от верхнего угла.
Фото 2.
Сложите гармошкой. Кончик должен быть направлен вниз.
Фото 3.
Поставьте стакан, чтобы сохранить складки, и сложите второй
слой.
Фото 4.
Поверните салфетку так, чтобы складки располагались вертикально, и
сложите ее пополам.
Фото 5.
Положите сложенную салфетку на тарелку для хлеба, а рядом с
тарелкой –
нож для масла
Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем
переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканной
основы, появилось в странах Западной Европы на рубеже XV-XVI веков.
Традиционно родиной кружева считается Италия. Именно там процветала ажурная
вышивка – шитый узор по разреженному полотну. Собственно она и стала
предтечей кружева, которое в свою очередь позаимствовало у нее
орнаментальные мотивы в виде геометрических фигур, цветов, розеток.
Первое кружево имело довольно образное название – стежок в воздух.
Тканной основы у него не было. Мастерицы накладывали толстую нить на
контуры рисунка, изображенного на пергаменте, и прикрепляли его мелкими
стежками, а затем пространство внутри контуров заполнялось петельным швом.
Некоторые узоры вышивки соединялись между собой тонкими связками, также
сделанными петельным швом. После завершения работы получившееся кружево
отделяли от пергамента с нарисованным узором.
Немного позже появляется и плетеное кружево. Для этого использовали
нити, одним концом прикрепленные специальной подушке, а другими –
намотанными на коклюшки. На подушку накалывалась бумага с нарисованным
узором (так называемый сколок) и с дырочками в местах пересечения линий
узора. По мере того как мастерица плела узор, она вставляла в дырочки
острые булавки и, перекидывая коклюшки, скрещивала нити вокруг булавок.
Ранние кружева такого рада представляли собой узкую полоску ткани с
заостренными зубцами и простым геометрическим орнаментом. Ими украшали по
краю салфетки, воротники, манжеты, носовые платки, которые при этом
выполнялись в технике ажурной вышивки.
В начале XVII века новый этап в истории кружева ознаменовало собой
появление гипюра. Это шитое иглой или плетеное на коклюшках кружево, узоры
которого соединялись между собой тонкими нитяными связками, причем зачастую
каждая часть общего узора делалась разными мастерицами отдельно, а затем
все части скреплялись, образуя законченную вещь. Такая технология позволила
изготавливать кружево довольно быстро, а во вторых – делать крупнее.
Производством гипюра особенно славилась Венеция. Помимо особого
растительного узора, в переплетение которого включались стилизованные
изображения цветов, плодов, некоторые детали узора выделялись рельефным
контуров выполненным петельным швом. В середине и конце XVII века
появляются характерные для стиля барокко более пышные и фантазийные
растительные мотивы, рельеф контуров становится пластичнее, изобретается
множество ажурных сеток, которыми соединяются между собой части узора.
В XVIII веке Италия теряет славу ведущего производителя кружева.
Пальма первенства переходит к Фландрии и Франции
о Фландрии производство кружева стало развиваться еще в XVII веке.
Фламандские кружева отличались от итальянских необыкновенной тонкостью,
благодаря особенному качеству нитей, изготавливающихся изо льна, который
рос на полях Брабанта. Нити для кружев пряли в сырых подвалах, чтобы кудель
оставалась влажной и давала возможность вытягивать еле видимую глазу
эластичную нить.
Главынм центром производства кружев во Фландрии был Брюссель. Самым
знаменитым плетеным кружевом, изготавливаемым там, стало так называемое
кружево англетер (английское).
Оно отличается большим разнообразием орнаментальных и
технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но часто фон,
состоящий из мелких, украшенных зубчиками и узелками связок, занимает
основное пространство.
Появление кружева англетер связано с переходом к тюлевому
кружеву, в котором орнамент соединяется не нитяными связками, а тонкой и
прозрачной сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы. Моде на тюль
способствовал и царствующий в XVIII веке стиль рококко, пришедший на смену
пышному барокко. Теперь в узорах кружев встречаются тонкие растительные
мотивы, гирлянды цветов, перевязанные бантами, причудливые раковины, а
также фигурки дам и кавалеров.
Кружева, похожие на брюссельские (англетер), плелись и в других
местах провинции Брабант, отчего они и получили название брабантских, но
нити в их были грубее, а узор менее виртуозен.
Из-за трудоемкости ручного изготовления мелкой сетки тюля из кружева
англетер было затруднительно делать крупные вещи, поэтому в середине XVIII
века появилась возможность ускорить процесс плетения кружева. Была
изобретена аппликация по тюлю, особенно широко распространившейся в XIX
веке. Теперь кружевной орнамент плелся отдельно и нашивался на тюль. Этот
прием не только ускорил, но и заметно удешевил производство кружев. Таким
образом, более искусные мастерицы плели различные фрагменты кружевного
полотна, а менее умелые занимались изготовлением тюлевой сетки. Появление
апликации способствовало возникновению кружевных шалей, пелерин, косынок.
На рубеже XVIII –XIX веков получило распространение кружево шантильи,
названное так по имени наиболее старого центра по его изготовлению, города
Шантильи , хотя делали его и в Кане, Байе и Ньюи. Шантильи - это черные
шелковые плетеные кружева с изящным орнаментом на фоне тонкого и очень
мелкого тюля. Со временем узор стали выполнять из более плотных нитей, так
что он стал контрастировать с прозрачной сеткой фона.
[pic][pic] [pic] [pic]
Примеры салфеток:
[pic][pic] [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2