Сальвадор Дали и сюрреализм

критического метода “фотографией вручную”. Фотография может становиться у

сюрреалистов частью коллажа — живописного, скульптурного или текстового

(напр., использование фотографий Ж.А. Буаффара в романах А. Бретона).

Для развития кинематографа 20 в. исключительно продуктивна традиция

сюрреалистического кино, что выразилось в творчестве Ж. Кокто, А. Мишо, Ж.

Ренуара, Л. Малля, Р. Поланского, И. Бергмана, А. Хичкока, Э. Дювивье, Ж.

Годара и др.

Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты

писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р.

Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р.

Бенайун, Л. Кэррингтон и др.), предвосхищая во многом “театр абсурда” 50-х

гг. Сюрреалисты не создали своего театра, однако сюрреалисты-диссиденты Р.

Витрак и А. Арто предприняли в 1926-29 попытку организации собственного

театра, который назывался “Театр Альфред-Жарри”). Эта реализованная, пусть

и ненадолго, попытка существенно повлияла на Арто, создавшего в 30-е гг.

теорию “театра жестокости”, изложенную в сборнике “Театр и его двойник”

(1938), в котором Арто открыл новые горизонты для театра 20 в.: для жанра

хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его “Living Theatre”, для

театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр.

Проявив исключительную плодовитость в различных искусствах и став и для

искусства, и для массовой культуры 20 в. (особенно в сфере рекламы)

богатейшей традицией, сюрреализм оказал также значительное влияние на

развитие гуманитарной мысли (Ж. Батай, А. Арто), на структуралистский

психоанализ (Ж. Лакан), различные направления, связанные с психоанализом

(Г. Розолато), антипсихоанализ (Ж. Делёз и Ф. Гаттари), структурализм и

постструктурализм, феноменологию воображения (Г. Башляр и Ж. Дюран),

философское творчество (Р. Кайуа, Ж. Полан и др.).

В России сюрреализма как такового не было. Отдельные черты сходства и

типологические аналогии с ним можно обнаружить в творчестве В. Хлебникова,

обериутов, имажинистов, П. Филонова, Д. Вертова, А. Родченко, фильмах А.

Тарковского и пр.

3. Художественная школа. Сюрреалисты.

Художественная школа сюрреализма возникла в Париже в 1924 году. Ее

основателем являлся Андре Бретон. В своем «Манифесте сюрреализма» Бретон

назвал следующие основные приемы нового искусства: автоматизм,

использование так называемых обманок и сновидческие образы. В нем же он

определял сюрреализм как “чистый физический автоматизм, посредством

которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию

мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со

стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных

норм”.

Вскоре сюрреалисты получают мировое признание и участвуют в международных

выставках. Однако в конце двадцатых годов наступает кризис, связанный с

увлечением Бретона коммунистическими идеями переустройства мира, а как

говорил русский классик «где много политики, там мало культуры». Выйти из

этого кризиса сюрреализм смог благодаря деятельности Рене Магритта и

Сальвадора Дали. Последний очень рано отделился от кружка Бретона,

ограничивавшего его творческую свободу, и считал себя истинным

сюрреалистом. Впрочем, Дали отличало от других и то, что он никогда не

стремился ниспровергать классиков и считал, что техника старых мастеров не

может быть улучшена.

Давайте рассмотрим личности и творчество некоторых видных представителей

сюрреализма.

Андре Массон (1896-1987) – французский художник, одним из первых

включившийся в движение сюрреалистов. Он работал методом графического

автоматизма: водил индийской тушью по бумаге. Случайно возникающие линии и

пятна напоминали некие образы, который при следующем движении руки

изменялись. Например, птица могла превратиться в женщину. Экспериментировал

Массон и с другими техниками ( напр., создал во второй половине 1920-х

годов целую серию картин, которые возникли в результате последовательного

выплескивания, бросания на холст клея, песка и краски, с минимальной

доработкой кистью. При этом, как он верил, определяет результат не сознание

художника, а некое Мировое Бессознательное. Впрочем, сама

последовательность приемов выплескивания и бросания (клея, песка, краски)

была строго определенной и вполне рациональной: сначала следовало получить

на холсте случайные пятна клея, а потом уже пускать в ход песок, чтобы он

прилипал к клейким местам.)

Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал

«Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал

театральным художником.

Ив Танги (1900-1955) – другой крупный представитель абстрактного

сюрреализма работал в совершенно ином стиле: он тщательно вырисовывал

объемные биоморфные фигуры на своих картинах. Первоначально работая

моряком, Танги решил стать художником после того, как посетил выставку

Джорджо Де Кирико. Чувство необъятности пространства, которое он населил

странными существами, возникло у Танги именно в бытность моряком. В его

картинах не найти классических образов Де Кирико, он совершенно самобытный

художник не похожий ни на кого из представителей абстрактного искусства.

Одни из его лучших картин – «Лента излишеств» и «Мама, папа ранен!» -

наполнены тревогой. Критики назвали эти пустынные ландшафты «жестоким и

дотошным описанием первых дней после катастрофы». Позже в этих картинах

стали угадывать предчувствие пейзажей после атомного взрыва.

Хотя Танги стремился избегать ассоциаций, ему это не всегда удавалось: на

его картине «Расточители» (1940 г.) монументальные фигуры похожи на

человеческие мышцы и геологические образования. На картине «Шуты»(1954г.)

изображена некая процессия аморфных фигур. На монохромном полотне

выделяется красный прямоугольник, который вызывает ощущение движения.

Макс Эрнст (1891-1976) изучал философию в Боннском университете, где

подружился с Арпом, внушившим ему идею о необходимости создания новой

концепции искусства. Впоследствии Эрнст становится дадаистом и издает

журнал «Личинка стыда», в котором пропагандировались идеи этого движения. В

1922 году Эрнст переезжает в Париж и через пару лет становится видным

сюрреалистом. Эрнст изобрел технику фроттажа: однажды он положил бумагу на

пол и натер ее графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе

выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя любую

негладкую поверхность.

Он стал подкладывать под бумагу или холст какие-нибудь неровные поверхности

или предметы (кору деревьев, гравий и т. д. ). Затем, хорошенько нажимая на

поверхность, натирал ее сухими или полусухими красками. Получались

фантастические конфигурации, напоминавшие то заросли фантастического леса,

то таинственные города. В 30-е годы, в тревожное время для немецких

художников, Эрнст создает в этой технике фантасмагорические пейзажи (его

любимым художником был Каспар Давид Фридрих). Кроме того он

экспериментирует и с граттажем, то есть счищает краску с поверхности

холста, задавая тем самым новую тему. В этой технике написан «Пейзаж с

озером и химерами» - картина, проникнутая мрачным предчувствием.

В годы, непосредственно предшествовавшие второй мировой войне, Эрнст пишет

серию городских пейзажей с использованием техники гравировки. На первый

взгляд эти произведения напоминают призрачные изображения городов, которые

слово вырисовываются на горизонте, однако, присмотревшись, мы замечаем, что

это не более чем мираж. Критики рассматривали эти работы как отражение

ощущения мрачности и безысходности, охватившего европейцев. Рассудочное

начало было при этом отодвигаемо в сторону. Впрочем, не до конца. Все-таки

те случайные эффекты, которые получались у Массона и Эрнста, до известной

степени направлялись разумной созидательной волей.

Рене Магритт (1898-1967) – один из самых загадочных художников. На картине

«Шедевр, или Мистерия горизонта» (1955 г.) лунной ночью на городском

пустыре стоят три человека в одинаковых черных котелках. Их фигуры четко

вырисованы. Они повернулись в разные стороны, и не один не смотрит на

зрителя. Над головой каждого светит ранний месяц. Этот загадочный господин

в котелке часто встречается на картинах великого бельгийского художника.

В работе «Путь в Дамаск» (1966 г.) тоже изображен котелок. Но он находится

не на голове человека, а висит в воздухе над костюмом клерка. Рядом стоит

обнаженный мужчина, которому, вероятно и принадлежит одежда. Магритт

представляет человека существом, у которого отсутствует мозг.

На картине «Память» (1948 г.) нарисован окровавленный гипсовый слепок

женской головы. Но этот образ не вызывает отвращения, ибо картина носит

отвлеченный характер и воспринимается как сон. Память играла в творчестве

Магритта существенную роль, художник считал необходимым как можно более

точно изображать предметы, которые его вдохновляли.

В «Красной модели» (1935 г.) на землю перед деревянной стеной поставлена

пара ботинок-ног. Десять пальцев тщательно вырисованы. Но на месте лодыжек

– шнуровка, а сами они полые. Картины Магритта – жесткие интеллектуальные

игры, посредством которых художник пытался заставить зрителя заметить

странности, скрытые в обыденном укладе жизни.

4. Сальвадор Дали ( 1904-1989 )

Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (столь

заметной также у Пикассо и Миро), Дали очень рано проявил себя как человек

необычайно живого ума. В 1920-1925 он испытал искушение писать в духе

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать