Сексуальная символика в культуре

Сексуальная символика в культуре

Реферат по сексологии на тему

Сексуальная символика в культуре

Студентки 5 курса

ПП факультета

СП 2

Авакян А.Ю

.Сексуальная культура неразрывно связана с более общими

социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.

Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься

мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и

мужской стиль жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские

«экспрессивными». Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье

осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за

дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своей природе

женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям

необходимое эмоциональное тепло .Радикальное изменение этой структуры по

Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась современная женщина в

общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде всего

во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка

дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего , в

профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в

семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию.

Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина

начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное

равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или

чтобы качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью

изгладилась».Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей

подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки

(инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей) широко

распространен в обществах разного типа

Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в

символике. Так, например, символизация мужского и женского начал в древних

мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна по которой мужской пол

воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как

взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически

соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии

совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или

перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев

инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в

женщину.

В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского

начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами.

Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит

в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено

«Инь»,а в мужчине «ЯН»; на разделение органов по этому принципу покоится

вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского

и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений

исходил и К.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого

индивида присутствуют два разных архетипа: «Душа» анима персонифицирующая

женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало. Только

сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными

космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное

бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо

конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями.

Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки

мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало,

а женщина – как пассивное природная сила.

С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный

аспект социального поведения человека. Однако сексуальность обладает

известной автономией от прочих полоролевых свойств.

Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры

человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они

представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических

символов. Например, крест во многих культурно-исторических традициях

воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится

с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни

«Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского

начал.

Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал

во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой

акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их

семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в

них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и

языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие

символы имеют более емкий не только физиологический смысл.

Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную

космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика

мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в

половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают

активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности.

Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие

или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и

древние архетипы мужского и женского начала вообще.

Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее

силу, могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному

половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен

внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в

мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу

смерти.

Изучение полового символизма убедительно показывает его

полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в

иносказательном, расширительном смысле. В древних шумерских текстах для

обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие

соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором

мужские и женские гениталии совмещались. В этом не было ничего

эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится

социальным знаком, элементом культуры.

Человечество наследовало от своих животных предков не только

фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с

подчиненным, а маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в

отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных

контактов.

Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание

связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать»

и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту

психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи

оральных и сексуальных ощущений.

Для изучения семантики полового символизма большой интерес

представляет инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем

многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.

1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих

производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.

2. Намек на то , что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет

ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.

3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских

ругательствах)

4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого

в женскую сексуальную позицию.

Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-

иерархические отношения или притязания.

В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана

сексуальной символикой.

Литература

1. И.С. Кон Введение в сексологию



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать