Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних
греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это был
величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль
Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены
великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуя
владыки Олимпа Зевса.
Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели
мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет,
Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим
скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около
500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором,
архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов,
Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое
величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса,
созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала
храма, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высота
внутреннего помещения - около 20 метров.
Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости,
чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало
сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности
своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86 -ых
Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных
материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По
описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей - знак
миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были
выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую статую крылатой
фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на верхнем конце.
Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из
золота. Статуя казалась живой: вот - вот Зевс подымется с трона.
В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многие
произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но
изумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорел
дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя
Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С
победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она
была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. сохранившиеся
постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах.
ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ
О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.
(Маргарита Алигер)
Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней
классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого
Карийского государства - Галикарнасе.
Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший
порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль
гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её
окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был,
воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он
числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.
Гробница была воздвигнута в IV веке до н.э. царицей Артемисией. Мавсол был,
судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекая доходы
из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства его были
огромны.
В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре
сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский.
Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны
верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее
сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная
внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности
линий.
Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала
лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью
в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала
стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже
мраморная. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой
правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40
- 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих
всадников.
Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было
поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу. Сохранились
обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками -
“Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его мастерской.
Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого
ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе.
Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари -
иогонисты, построив из неё каменный монастырь - крепость. О разрушении
Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники.
Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся
сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее
осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии
возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове “мавзолей”.
КОЛОСС РОДОССКИЙ
Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)
В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположен
остров Родос - один из центров эгейской культуры. До наших дней сохранились
многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Выдающимся
произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский.
В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако
одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины -
последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу
огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом,
катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в
движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света -
вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу.
Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за
баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни,
и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света
было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешной обороне
острова.
На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном
белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена
самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторы
указывают различную высоту статуи, увеличивая её чуть ли не вдвое. Во
всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего её,
поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец
статуи.
Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к
глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка
отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из
расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса -
покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого
бога.
Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы скульптор
Харес, ученик Лисиппа.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов,
выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе
столбы соединялись железными поперечными балками. Сотрудник Британского
музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне
щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места
величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой
железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6
миллиметра.
Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в растущей
вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову
статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые родосцы
увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва
об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной.
Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н.э. она была разрушена
сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен
статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.
Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь
прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению,
восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты
расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году
арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был
разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.
ФОРОССКИЙ МАЯК
Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг,
о повелитель Протей!
(Посидипп)
В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу
эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый
Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров
античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в
которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных
книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много
замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и
Александрийский маяк на скалистом острове Форос в близи дельты Нила.
Использование маяков началось в глубокой древности и связанно с развитием
мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, а
затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира -
Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до
н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что
само по себе примечательно.
Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор,
гранит.
Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся
башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн -
аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым современным
публикациям, даже 180 метров.
Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня
высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной
скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров,
облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, с
куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной
бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный уголь,
отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал
местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по
спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на
вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли
горючее для огня маяка.
Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система
металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства,
позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у
берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы.
Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной
системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением. Вот
как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе “Левкиппа и
Клитофонт”: “…строение причудливое и удивительное, Гора, посреди моря
лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этим сооружением,
а оно высилось, вися над морем”.
Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая
ориентироваться средиземноморским “кибернетос”, как называли кормчих
древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его
восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из - за выветривания
камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.
От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось,
кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени.
Название острова превратилось в символ: “форос” стало означать “маяк”.
Отсюда и современное “фара”.
В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на
морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году
международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки
Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины
легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий
археологии.
По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретения
книгопечатания “зодчество было великой книгой человечества, основной
формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа
физического, так и существа духовного”.
За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от
примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным
решениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительных
материалов, меняются и сами материалы.
Практически сегодня можно построить всё, что подскажет воображение
архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво,
экономично. И вот тут - то и умудрённому знаниями зодчему, и “юноше,
обдумывающему житьё”, могут прийти на помощь архитектурные образцы
прошлого, занявшие почётное место в ряду признанных шедевров прошлого и
являющиеся общечеловеческими памятниками культуры.
Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного
искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с “семью чудесами
древнего мира”. Перед строителями открываются широкие перспективы. Поэтому
прав был С. Я. Маршак, который заметил:
И, верно, есть восьмое чудо
Нам неизвестное покуда!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберти. - Десять книг о зодчестве.
1. Боголюбов А. Н. - Механика в истории человечества.
1. Барбич В., Плетнёва Г. - Зрелища древнего мира.
1. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. - История градостроительного
искусства.
1. Гидион З. - Пространство, время, архитектура.
1. Гуляницкий Н. Ф. - История архитектуры.
1. Кварцев В., Хазановский П. - Стихиям не подвластен.
1. Карцев В. П. - Магнит за три тысячелетия.
1. Любимов Л. Д. - Искусство древнего мира.
1. Петрович Д. - Теоретики пропорций.
1. Шебек Ф. - Пирамиды, дворцы, панельные дома.
1. Черняк В. З. - Семь чудес и другие.