октября 1908 года. Свои владения по Бекетовской улице Хакимов подарил
Оренбургскому магометанскому духовному собранию. За его заслуги и за то,
что он близко к сердцу принимал нужды и насущные потребности мусульманского
общества Уфы, попечители соборной мечети 22 октября 1913 года
ходатайствовали о присвоении А. Хакимову звания потомственного почетного
гражданина города.
9 февраля 1930 года БашЦИКом было принято постановление "О закрытии
Хакимовской мечети в г. Уфе", в котором говорилось: "Ходатайство трудящихся
г. Уфы о закрытии Хакимовской мечети удовлетворить и здание мечети передать
Уфимскому горсовету для использования под школу". Однако школа в здании
мечети так и не была размещена, и 9 сентября 1930 года было принято другое
постановление, которым здание мечети передавалось Башнаркомату труда "под
курсы тысячников". В 1934 году
здание мечети было передано фабрике им. 8 марта под клуб. В последние годы
в здании размещалось диспетчерское управление "Башкирэнерго". В 1991 году
здание мечети было передано общине верующих.
ПЯТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Находилась по ул. Алтайской, 19 в г.Уфе.
31 марта 1905 года в губернское правление было подано прошение
от двухсот верующих мусульман с просьбой разрешить им
построить новую соборную мечеть на магометанском кладбище. К этому времени
в Уфе действовало три соборных мечети, но они уже не могли вместить в себя
всех желающих, особенно в дни торжественных праздников: город рос,
мусульманское население увеличивалось, было много и приезжих. Верующие
просили открыть мечеть именно на кладбище (месте вечности-"Микбари"), куда,
по закону Шариата, оставшиеся в живых мусульмане обязаны.ходить молиться и
читать "Алькоран". Чертеж на постройку деревянной мечети был утвержден 2
марта 1906 года. Строительство затянулось на несколько лет. За это время в
Уфе была выстроена еще одна мечеть - четвертая, а кладбищенская полностью
была закончена 21 мая 1909 года и стала 5-й соборной. Имамом мечети был
утвержден Валеев Хазиахмед. В годы советской власти, когда одна за другой
закрывались немногочисленные мечети, 5-я соборная оставалась действующей
мечетью, где верующие мусульмане могли совершать религиозные обряды. К 1960
году из шести мечетей в Уфе действовало две, и 5-я соборная значилась в
документах уже как 2-я соборная мечеть. 23 марта 1960 года в здании мечети
возник пожар, уничтоживший верхний ее этаж. Фундамент, пол, стены нижнего
этажа не пострадали. Тем не менее, несмотря на просьбы верующих разрешить
им восстановить здание, горсовет отказал им в праве на восстановление
мечети. К июлю 1960 года мечеть была полностью разрушена. Постановлением
Совета Министров БАССР №321 от 7 мая 1962 г. религиозное общество мусульман
2-й соборной мечети было снято с регистрации. Сейчас на месте сгоревшей
строится новая каменная мечеть.
ШЕСТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1).
Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное,
двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир
Хабибулла Габдулхакович Ахтямов.
С началом арестов в 30-е годы Ахтямов был вынужден оставить место службы.
Мечеть некоторое время бездействовала. Постановлением БашЦИК от 9 октября
1934 года 6-я соборная мечеть была закрыта. Позднее в здании мечети
располагалось общежитие треста "Уфажилкоммунстрой". В шестидесятые годы
здание перестроено под жилой дом.
МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ"
Начало обучения детей мусульманского населения в медресе в Уфе приходится
на вторую половину XIX века. По слонам старожилов, в какой-то степени
имеющих отношение к просвещению, первой школой для детей башкир и татар в
Уфе была школа муллы Зарифа. Она находилась по ул. Магометанской, с левой
стороны ущелья, к которой примыкает улица Красина. Это была первая
начальная школа магометанского вероучения.
Второй школой для детей мусульман являлось медресе "Гусмания", основанное в
г. Уфе в 1887 году. Школа была открыта прибывшим в г. Уфу для несения
службы в должности ахуна 1-й Соборной мечети Хайруллой Гусмановым и
впоследствии была названа в его честь. Первое здание медресе находилось на
левом углу улиц Пушкина и Воровского (бывш. М. Ильинской).
Детей в медресе обучали, кроме ахуна Хайруллы Гусманова, его соратники,
приехавшие в г. Уфу вместе с ним. В медресе учились дети мусульманского
населения Уфы и Уфимского уезда. Дети, приехавшие из деревень, жили в
общежитии за небольшую плату. Для них имелась столовая.
В 1891/92 учебном году медресе переехало в здание по ул. Тукаева (бывш.
Фроловская). Оно находилось под постоянной опекой служителей 1-й Соборной
мечети и в эти годы являлось чисто духовным учебным заведением. В стенах
медресе готовили будущих мулл. Шакирдов обучали канонам исламской религии и
языкам: арабскому и фарси. Так продолжалось до 1895 года.
В 1895 году в итоге проведенной реформы в медресе, наряду с подготовкой
мулл, начинается также подготовка учителей. Вводится новый метод обучения
"Ысуле жэдидэ". В подготовку и проведение реформы в медресе значительный
вклад внесли миллионеры Хусаиновы из Оренбурга. С их благотворительной
помощью в 1895 году в доме ахуна Хайруллы Гусманова была открыта школа для
мусульманских девочек. В это время медресе имело 8 зданий, обучалось в нем
500 человек. Именно в эти годы популярность медресе "Гусмания" значительно
возросла. В его стенах учили самую первую азбуку (Алифба), написанную для
детей башкир и татар, живущих в России. Ее написал халфэ (учитель) этого
медресе Кашшаф Жданов. В те же годы для шакирдов 5-7 классов ахуном X.
Гусмановым был написан учебник "Сарфы лисани гараби" (Морфология и
синтаксис арабского языка), 1 и II части. Симпатии башкир и татар к медресе
"Гусмания" возрастают особенно после того, как в медресе был введен курс
русского языка. Преподавателями русского языка были назначены Идиятулла
Еникеев и Гумер Терегулов. В этот период медресе "Гусмания" окончило
значительное количество будущих учителей, поэтов, писателей. Впоследствии
многие из них стали известными людьми в деле просвещения и воспитания детей
и молодежи. Среди них - учителя Загир Утяшев, Зия аль-Камали, врач Барий
Гусманов (сын X. Гусманова), артист Габдуламин Зубаеров, бывш. директор
Книжной палаты М. Амиров и др.
Основатель медресе Хайрулла Гусманов мечтал расширить медресе и превратить
его в светское учебное заведение для массовой подготовки учителей. Старое
помещение медресе было непригодно для этой цели. С прошением о выделении
денежных средств
для строительства нового здания X. Гусманов обратился в Губернскую земскую
управу, которая выделила 3 тыс. рублей. Одновременно шел сбор добровольных
денежных средств с населения для этой цели. Строительство нового каменного
трехэтажного здания медресе с двумя флигелями, начавшееся в 1904 году,
завершилось к началу 1906/1907 учебного года.
Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39),
продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных
классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что
против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги
татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух
бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу
медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными
революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить
шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе.
Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе
начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под
редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X.
Каримова.
Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая
открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает
медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не
соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее
стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения
Бухарских медресе.
В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе
медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С
этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и
снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов
постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое
положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы.
Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.
Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й
(игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы,
первый - З-х годичный.
Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских
учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические
карты. В программе по географии были общие сведения о частях света,
география России и Европейских государств, математическая география с
астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных
предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским
богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько
хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты,
только говорить затруднялись за отсутствием практики.
Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую
нациоиальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н.
Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г.
Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом
чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая
размещалась в здании: медресе "Гусмания" до июня 1919 года, был Закир
Шакиров.
После освобождения г. Уфы от колчаковцев национальная гимназия была
реорганизована в школу-коммуну № 4. Здесь воспитывались и обучались дети-
сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была 4-х
классная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных
школ.
После окончания 1921-1922 учебного года школа была преобразована в открытую
советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир н
татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева
(1882-1912).. Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов,
завучем - Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет
повышения квалификации Башкирского государственного педагогического
института. Сейчас в этом здании находится средняя школа № 14 г. Уфы.
Заключение:
В наши дни религия играет всё более важную роль. Вместе с кризисом в стране
значительно увеличился приток верующих в религиозные заведения. Людям
хочется верить в лучшее будущее и они приходят в храмы и мечети за божьей
помощью. С недавней поры, я тоже стал регулярно посещать мечеть. Я знал,
что один из моих предков совершил хадж в Мекку, я знал что ислам - религия
моего народа. Первый раз я просто для интереса посетил мечеть на праздник,
но затем постепенно я влился в религию и теперь стараюсь почаще посещать
мечеть, особенно перед экзаменами. Таким образам, религия встречалась на
всём пути человечества и я думаю, её роль останется неизменной в повышении
духовности людей.
Использованная литература:
1). Краткая энциклопедия Башкортостан. Уфа, 1996.
2). Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994.
3). Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных
учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.
4).Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии. Уфа, 1958.
5). Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период.
60-90-е годы XIX в. М., 1994.
Страницы: 1, 2