Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия

ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе

вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах

“заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем

ритуальным обрядам.

В “Истории Синухета”, литературном памятнике, созданном примерно за две

тысячи лет до нашей эры, фараон такими посулами увещевает вельможу,

бежавшего в другую страну, возвратиться к себе в Египет: “Должен ты думать

о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству. Здесь уготована

тебе ночь с маслами благовонными. Здесь ждут тебя погребальные пелены,

сотканные руками богини Таит. Изготовят тебе саркофаг из золота, а

изголовье из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над тобой, когда

положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя

и у входа в гробницу твою исполнят погребальную пляску... Заколют для тебя

жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид

детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня.” (4)

Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в

усыпальнице – и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех

предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно

было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее

рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на

голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных

плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа

безбрежных желтых песков. Ровные дали – и краски природы, полнозвучные под

ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта

взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи

фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом искусства в

Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т.е., иными

словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его

основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в

живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом

развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для

ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е.

архитектуры.

Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки

феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что

зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались

никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей.

архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из

них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое

величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и

их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу. “Так, в

надписи, высеченной в храме по приказу знаменитого зодчего Инени, жившего в

XVI в. до н.э., читаем: “То, что мне было суждено сотворить, было велико...

Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за

мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я

совершил.” (4)

Грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды были

созданы уже во время Древнего царства. Они состояли из подземной части, где

ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Такие гробницы

современные египтяне, говорящие по-арабски, называют “мастаба”, что значит

“скамья”. Это название удержалось и в науке. Мастаба времени I династии

имела вид дома с двумя ложными дверями и двором, где приносились жертвы.

Этот “дом” представлял собой облицованный кирпичом холм из обломков камней

и песка. Для гробниц фараонов применялся известняк. Постепенно мастаба

усложнялась, в ней появились коридоры, залы и кладовые.

Царские гробницы были местом культа умершего фараона. На этот культ был

перенесен ряд пережитков тех представлений, согласно которым считалось, что

предводитель племени является магическим средоточием благосостояния всей

общины, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет

и впредь охранять свое племя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта

I называлась “Сенусерт смотрящий на Египет”, а на верхушках некоторых

пирамид были изображены глаза.

Важнейшим этапом в развитии царских гробницу явилась идея увеличения

здания по вертикали, вызванная требованием создания впечатления подавляющей

монументальности. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке

знаменитой усыпальницы царя III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.), так

называемой “ступенчатой пирамиды”, созданной архитектором Имхотепом.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид

классического типа. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV

династии Снофру в Дашуре, явившаяся прешественницей знаменитых пирамид,

построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески – Хеопсом,

Хефреном и микерином) и причисленные в древности к семи чудесам света. Эти

пирамиды, как и все другие, расположены на западном берегу Нила. “Еще

издали на фоне розовеющих скал и синих ущелий Ливийских гор с их

золотящимися на солнце верхушками отчетливо виден гигантский треугольник

пирамиды Хеопса” (5), наиболее грандиозной из трех гробниц, ставшей самым

большим каменным зданием древнего мира.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена определенным архитектурным

ансамблем, который вместе с самой гробницей представлял собой так

называемый “город Мертвых” – архитектурное воплощение заупокойного культа.

Пирамида стояла в центре двора, стена которого как бы подчеркивала особое

положение пирамиды, отделяя ее от окружающих построек. Этого впечатления не

нарушали и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки

цариц, разница их масштабов по сравнению с пирамидой фараона лишь усиливала

впечатление величины последней. К восточной, сакральной стороне пирамиды

примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним

заупокойным храмом в долине. Первый храм, служивший входом ко всему

комплексу, стоял как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко

запланированном порядке располагались мастаба придворных фараона,

являвшихся одновременно и его родными.

“Момент, когда архитектура в первый раз в истории создает большой

комплекс роскошных покоев, проникнутых особым жизнеощущением, – это эпоха

создания храма Мертвых фараона Хефрена”. (3) Характерно, что весь сложный

заупокойный культ, бывший в Древнем царстве достоянием царей, в Среднем

царстве обслуживает и средние классы. Предпосылкой к этому было то, что уже

при V и VI династиях (около 2500 – 230 гг до н.э.) фараоны были вынуждены

считаться с номовой знатью и не могли напрягать все силы страны для

сооружения своих гробниц, чем и объясняется снижение размеров и качества

кладки последних.

По подсчету Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило

бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30

сантиметров. И вот эти величайшие пирамиды, своими размерами значительно

превышающие самые пышные храмы нашей эры, которые вмещают тысячи молящихся,

были созданы для одного лишь человека, и даже не для него самого, а для его

праха. “Только для того, чтобы душе этого человека было удобнее

воссоединиться с его телом, была воздвигнута каждая такая громада, была

выполнена титаническая работа, разорявшая казну, подрывавшая всю экономику

государства и требовавшая бесчисленных жертв от всего населения. Там, в той

же сказочной роскоши, как он некогда жил, должен был покоиться мертвый

владыка.” (4) Фараон и после смерти почитался покровителем страны.

Поражает отсутствие нравственного момента в таком проявлении

заупокойного культа. Жуткое неравенство после смерти, как бы продолжающее и

утверждающее неравенство в жизни... Роскошные усыпальницы, пусть и

уступающие царским, строили себе и вельможи. А тела бедняков, завернутые в

циновки с текстом заупокойных молитв, записанным на дощечку, сваливались в

кучу на окраинах кладбищ.

Но не только архитектурные памятники связаны с вековыми верованиями

египтян. Многочисленные скульптуры в гробницах и храмах, рельефы и росписи

на стенах, предметы декоративно-прикладного искусства, найденные в

усыпальницах, – это также произведения, служившие требованиям заупокойного

культа.

Египтяне верили, что тело должно быть сохранено для продолжения жизни

души в потустороннем мире. В связи с этим в Египте повсеместно развивается

стремление сохранить тела умерших или хотя бы их головы. Сухой климат

страны особенно способствовал развитию подобных стремлений. Сдесь не

ограничивались сохранением черепов или бальзамированием голов умерших

предков, а постепенно в итоге длительных поисков выработали сложные приемы

общей мумификации трупа. Все это связано с представлением о двойнике

человека, по-египетски “ка”, который, по верованиям египтян, является

отражением тела, его “духом”, вместилищем жизненной силы. Так как

мумификация не всегда достигала цели и прах фараона или вельможи мог

истлеть, уже при первых династиях египтяне пытаются заменить тело его

копией – статуей из “вечного” камня. Если создать нерушимое подобие

властителя, то можно быть вдвойне уверенным в его вечном существовании. И

потому в Древнем Египте скульптора называли “санх”, что значит “творящий

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать