Стихии

помощью гигантского змея, поддерживающего землю (скандинавский Ермунганд,

огромный змей Мидгарда, опоясывающий мир; Айдо-Хведо–змея-радуга в

дагомейской мифологии).

Два других типологических параметра космогонических мифов представляют

крайние точки эпохи творения, т.е. начало и ее конец. На уровне

мифологических персонажей им соответствуют творец и тварь, среди которых

последнее звено в цепи творения – человек, о его происхождении повествуют

антропогонические мифы как составная часть космогонической мифологии. С

сотворением человека, вместе с тем, открывается уже другая серия мифов,

связанная с человеческими деяниями, с достижениями и завоеваниями

культурного героя (обычно уже в узкоземном масштабе) вплоть до рубежа

мифического времени.

Творец, если он вообще существует в данной космогонической традиции,

как некое первое существо может иметь божественную космическую природу:

(«высший бог» Темаукль, или «тот, что наверху», «один на небе», создатель

неба и земли, о котором говорят, что не было времени, когда бы Тамаукля не

было в мифах индейцев Огненной Земли); «первый бог», создавший мир и в

дальнейшем редко вмешивающийся в дела людей (праздный бог), возникший из

первородного хаоса или океана или нашедший сам себя (обнаруживший себя в

пустоте и безвидности), «делатель земли»; космические родители: небо-отец и

земля-мать (иногда речь идет о двух началах – мужском, идущим от неба, и

женском, идущем от земли, которые сливаясь порождают отца и мать,

находящихся между небом и землей).

Творец, обладающий человеческой природой (во всяком случае более

близкой к ней, чем к божественной; на грани того и другого–демиург), – это

первочеловек, культурный герой, основатель данной культурной традиции.

Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот, корова, ящерица, червь

(участие змея в сотворении мира), гагара и т.п.

Таким образом, по трем перечисленным параметрам космогонический миф

отвечает схеме типа «некто сотворил неким образом нечто (некоего)».

2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ.

С самых ранних ступеней развития коллектива его общественным

сознанием, обслуживающим важные практические потребности общины, была

мифология. Ее зарождение связано со стремлением людей осознать отношения

между человеком и природой, а тем самым и осмыслить социальные и духовные

отношения. В основе мифологических представлений лежала архаическая,

неразвитая, примитивная форма веры в сверхъестественное – магические

верования. Но в то же время мифы имели чувственно-конкретный, наглядный,

художественно-образный характер. Они были одним из проявлений

развивающегося воображения человека. Мифы включали в себя зачатки

художественной образности и этических представлений, т.е. зачатки

искусства.

Магическая сторона мифа придавала уверенность, что с помощью действия

можно будет легче достичь поставленной практической цели, подчинить себе

чуждые внешние природные и социальные силы. А к чему все это привело мы

видим и ощущаем на себе. Поэтому в своей работе, придерживаясь поговорки

«Клин клином вышибают», я опиралась именно на мифы и на символику, в

надежде на то, что древняя мудрость мифологии заставит каждого человека

задуматься о глобальных проблемах человечества.

На мой взгляд, именно такая техника, как роспись шелка, наиболее

удачна для выражения моего замысла. Изображение, полученное с помощью этой

техники, может быть как плоскостным, так и вполне живописным, обладать

различной фактурой, также в работе присутствуют элементы графики. Из-за

такого множества положительных качеств работа приобретает достаточно яркую

эмоциональную окраску, что на мой взгляд привлечет внимание зрителя к

красоте природы. И каждый человек будет стремиться к достижению гармонии с

природой. Именно поэтому, в качестве выражения своего мироощущения я

выбрала технику росписи по шелку, так как шелк является природным

материалом, позволяющим ощутить всю тонкость и нежность взаимосвязи

элементов мироздания.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ

В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся

сведения из легенд и мифов всех народов мира. Немаловажную роль в своей

работе я отвела символике.

С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью

он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако

функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и

перестают быть только художественно выполненными указателями. В течении

тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам

передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские

«хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут

нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко

запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений, так

как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку.

Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак

имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность».

Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения

иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как

древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в

нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины

человеческого сознания и познания. Простые идеи, выраженные символом,

несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл

от частного случая к обобщению.

В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы,

символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на

одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного

повторения, эти образы использовались как для магических целей – отвести

зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом – его

сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или

страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать

гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным

действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами,

имеющими символическое значение.

С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были

попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в

таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы

замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в

развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и

Центральной Америки. На Западе этот универсальный язык символов начал

постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука,

рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю

интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в

литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре.

Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только

в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись,

но так же и в политике и рекламе.

Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того

существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами

неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое

этим предметам или существам изначально присуще: лев –храбрость, скала –

стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира –животные, птицы, рыбы,

насекомые, растения или камни – все они включены в реестр символов. Они,

как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная

действительность, – особенности их поведения считались выражением законов

природы и моральных истин, присущих космическому порядку.

С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими

совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических

ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы

могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и

ритуальные жесты.

В своей работе я старалась не слепо копировать символы, а пропустить

их через свое восприятие и мироощущение.

ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ.

Сложная система символических понятий, связанная с четырьмя (иногда

пятью) природными субстанциями и явлениями, которые по предположению

древних были составными частями при создании Вселенной. Западная традиция,

в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии,

таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь. Иногда добавлялся

и пятый элемент – эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством

преобразования из одного состояния в другое. Эти элементы представлялись

основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась

сопоставить с ними физические и психические особенности человеку: так,

мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой; кровь, сердце и

сангвинистический темперамент – с воздухом; светлую желчь, печень и

холеристический темперамент – с огнем; темную желчь, селезенку,

меланхолический темперамент – с землей. Воздух и огонь представлялись

активными и мужскими элементами, а вода и земля – пассивными и женскими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать