Сюрреалистическое искусство Сальвадора Дали

Винчи, но, безусловно, они были восприняты через призму Фрейда, который

подсознание побуждение, лежащее в основе психического акта, считал

глубинным основанием сего сознательного поведения человека.

Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей,

бурная, активная и во многом определяющая их поведение, идеи, творческие

возможности человека, развивается по таким законам, которые не имеют ничего

общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с вечными нравственно-этическими

ценностями.

Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на

том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово

в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная

опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности

сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

Таким образом, нельзя не признать во многом общность интересов,

точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

Создавая свой параноико-критический метод (1934-1937), Дали

восклицал в соответствии с учением Фрейда: «Единственная разница между

сумасшедшим и мной в том, что я не сумасшедший». О роли подсознания,

интуиции как ведущей силе в его творчестве Дали говорит: «Тот факт, что в

момент работы над моими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не

означает, что этого смысла в них нет». Развивая параноико-критический

метод, С. Дали определяет его как «непосредственный метод иррационального

подсознания, основанный на пояснительно-критической ассоциации

галлюцинаторных явлений» (явлений галлюцинаций –психопатических явлений).

II. Сальвадор Дали – король сюрреализма.

С. Дали: «Сюрреализм – это я»

1. Краткая биография С. Дали

Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно

считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления

которого сюрреалистичен практически с рождения художника до самой его

смерти. «Нормальность ставит меня в тупик», - утверждал он и был здесь

искренен.

Испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель

сюрреализма Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали

его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония)

в семье нотариуса. Уже в раннем детстве он начал проявлять интерес к

рисованию и живописи и брать частные уроки. В 16 лет он был зачислен в

Художественную академию в Мадриде.

1920: В поисках собственного стиля. В начале двадцатых Дали был

очарован работами футуристов в живописи, способных визуально передавать

движение. В Мадриде он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и

кинорежиссером Луисом Бунюэлем. В 1923 за нарушения дисциплины Дали был на

год отчислен из академии. В этюдах того времени он обращался к работам в

стиле кубизма Пабло Пикассо, о чем свидетельствует, например, разложение на

многочисленные грани фигур в картине «Молодые девушки» (1923),

«Кубистический автопортрет» (1923), «Кадакес» (1923).

1928: Обращение к сюрреализму. В 1926 Дали был изгнан из академии.

Уже в картинах 1928 заметно влияние сюрреалистов (особенно Ива Танги) и

метафизической живописи Джорджио де Хирико. В том же 1928 Дали уехал в

Париж, вступил в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, и создал свои

первые самостоятельные сюрреалистические работы (например, «Кровь слаще

меда», 1928; «Светлые радости», 1929).

В 1929 Дали полюбил Галу, жену писателя Поля Элюара. И Гала стала

спутницей жизни и музой испанца. Известность Дали принесли такие картины,

как «Расплывшееся время» (1930) и «Постоянство памяти» (1931). Неизменными

мотивами его творчества являлись смерть и разрушение, а также мир

сексуальных переживаний человека. В начале 30-х Дали вступил в конфликт с

сюрреалистами по вопросам политики. Его монархические наклонности и

восхищенные отзывы об Адольфе Гитлере восстановили Бретона против него.

Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в

контрреволюционной деятельности. Для творчества 1929 года характерна

картина «Фантасмагора», уже вполне в духе сюрреализма с его символикой.

1937: Изобретение двойной картины. В работе «Покорение

иррационального» (1935) Дали сформулировал свой параноидально-критический

метод. Увлекшись психоанализом Зигмунда Фрейда, он назвал целью своей

живописи точное описание бессознательных картин сновидений. Примером могут

служить, в частности, «Метаморфозы Нарцисса» и «Сон» (обе — 1937).

В том же 1937 Дали приехал в Италию, где интересуется главным

образом живописью Возрождения, маньеризмом и барокко На основе картин-

перевертышей художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо он создал так

называемые «двойные картины», в которых зритель мог открыть для себя самые

разнообразные мотивы. В «Испании» (1938) Дали расположил сражающихся

всадников на заднем плане таким образом, что одновременно они представляли

лицо женщины.

1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич

(Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил

о повороте в своем художественном творчестве: «Я намерен обратиться к

классике» В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав

с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической

тематики. Такие его картины, как «Мадонна Порт-Льигата» (1949), которая

даже получила благословение папы римского, и «Христос перед св. Иоанном-

Крестителем» (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену.

1951: Атомарное искусство. Накануне холодной воины Дали разработал

теорию «атомарного искусства», опубликованную в 1951 в «Мистическом

манифесте». В таких картинах, как «Взрывающаяся голова Рафаэля» (1951), он

хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после

исчезновения материи. В 1959 Дали написал «Открытие Америки» - первую из

серии картин на историческую тему.

1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли

в Фигуэрасе «Музей Дали» (концепцию которого разработали сами) – культовое

место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло

апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес

темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть

замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был

причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали

уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

2. Художественный метод С. Дали.

Сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, обращаются к

сложнейшим, загадочным явлениям, пытаясь привыкнуть к миру тайн человека и

природы. Они изображают неживой мир, его предметы как живые и подчинившие

себе человека. Сальвадор Дали кардинально меняет реальную внешнюю форму,

физические свойства предметов и заставляет их действовать по законам

абсолютно им несвойственным. Например, металлические часы у него становятся

мягкими, текучими, как живые, или камни могут распластаться, как нечто

подвижное, органичное, и это жутко для человека своей фантастической

противоестественностью. Чтобы показать всю фантастичность своих

произведений, Сальвадор Дали может в какой-то части картины дать

фотографически точный образ себя, Галы или улицы европейского города

столичного типа, и этим контрастом фантастического и реального усилить

порой ошеломляющее впечатление от картины. Воображение Сальвадора Дали не

знает пределов, однако он часто обращается к шедеврам мирового

изобразительного искусства и в корне переосмысляет их содержание, меняя

внешние формы, порой цинично издеваясь над содержанием какой-либо картины с

добрым гуманным смыслом. Таким образом, соединение абсолютно немыслимого

для человека реального и фантастического создает то, что можно назвать

иррациональным, то есть находящимся за пределами разума, за пределами

разумного понимания действительности, того, что философы называют

трансцендентальными, то есть вышедшим за пределы разумного человеческого

понимания.

Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в

припадке безумия, вызывают пристальный интерес С. Дали и находят отражение

в его картинах («Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до

пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов), где таинственные

превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой,

неотразимой форме. В подобных картинах Дали усиливает традиции

художественных открытий своих любимых художников Франсиско Гойи (1746-1828)

и Иеронима Босха (1460-1516). Ф. Гойя – испанский живописец, прославившийся

не только колоритными композициями социальной направленности, великолепными

портретами красивейших испанских женщин, но и страстной эмоциональностью,

бурной фантазией, острой сатирой, вплоть до невиданного до него гротеска

(серия графических работ «Капричос»). Именно отголоски «Капричос» Гойи мы

находим в картинах С. Дали.

И. Босх – нидерландский живописец, сочетавший в причудливой форме

черты средневековой фантастики, фольклорных произведений с сатирическими

реалистическими наблюдениями над разнообразными жизненными явлениями, и эти

своеобразные открытия в области формы (рисунка прежде всего) соединились в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать