Театр марионеток
Т Е А Т Р М А Р И О Н Е Т О К
Введение
«Марионетка – разновидность
театральной куклы, которую
кукловод приводит в движение
при помощи нитей».
(Советский Энциклопедический
Словарь)
С древнейших времен в языках многих народов мира существовало
сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр
кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ,
и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком
очевиден был пример – управляющий и управляемый.
Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и,
наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением,
постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с
человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым
отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну
природы, или просто изображал человека.
Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемой
поразительным свойством театра кукол – чудом оживающего прямо на глазах
зрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижным
изображениям богов (которые были в древние времена в каждом доме) пришли
движущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то и
стало началом театра кукол.
Свое название марионетки получили в средние века от наименования
фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде
маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.
I. Возникновение театра марионеток
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в
Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли
в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в
движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в
Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на
движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и
каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице
(этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре
и получил название «педжент»). Роли богов в таком театре исполнялись только
с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками.
Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева
делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в
движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти
автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент
театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем
Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные
механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме –
обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть
убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято
называть вифлеемским ящиом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно
попытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялось
древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет
передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу
поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями,
продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять – так
родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился
театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы
новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в
наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне:
румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка.
Самой «кукольной» страной Европы считается Италия. История
итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с
XVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто»,
балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской
драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представления
оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку
марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои
маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых
театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая
их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные
пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было
большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды
достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.
Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь
названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более
конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка
венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в
1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в
павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик,
воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-
Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая
всю знать Венеции.
Великолепное описание марионеточных театров Италии составил Стендаль.
В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись,
опубликовал их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом из этих
городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у
него восхищение.
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии
итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга,
высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток
«Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все
фиоритуры танцовщиц знаменитого театра Ла Скала.
Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянского
марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и
драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде
«своих» марионеточных пьес со «своими» героями.
И еще одна особенность театра итальянских (и европейских вообще)
марионеток: в их спектаклях существовало обязательное разделение на
актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта
черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись
музыки и актерских голосов.
Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также
были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых
актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме
того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских
аристократических гостиницах.
Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской
городской семьи, спектакли начинают показывать любители.
Театр марионеток получил большое распространение во многих
европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря
английским кукольникам – и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до
тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и
кочующих.
В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к
началу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие
«показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих
кукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русский
язык окончательно входит слово «марионетка».
Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только
иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в
XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих
выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен
специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Однако,
существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные
языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах.
Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических
номеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно
легко обойтись без текста.
Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы
нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно,
поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им
второстепенные роли и обучая кукловождению.
Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра,
научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со
своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.
К концу XIX века представления марионеточного театра можно было
Страницы: 1, 2