Театр марионеток

Театр марионеток

Т Е А Т Р М А Р И О Н Е Т О К

Введение

«Марионетка – разновидность

театральной куклы, которую

кукловод приводит в движение

при помощи нитей».

(Советский Энциклопедический

Словарь)

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало

сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр

кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ,

и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком

очевиден был пример – управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и,

наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением,

постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с

человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым

отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну

природы, или просто изображал человека.

Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемой

поразительным свойством театра кукол – чудом оживающего прямо на глазах

зрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижным

изображениям богов (которые были в древние времена в каждом доме) пришли

движущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то и

стало началом театра кукол.

Свое название марионетки получили в средние века от наименования

фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде

маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

I. Возникновение театра марионеток

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в

Египте.

Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли

в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в

движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в

Сирии, и на территории государств Латинской Америки).

Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на

движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и

каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице

(этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре

и получил название «педжент»). Роли богов в таком театре исполнялись только

с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками.

Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.

В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева

делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в

движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти

автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент

театрализации в этих представлениях все-таки существовал.

Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем

Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные

механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.

Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме –

обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть

убранства комнат или украшения стола.

На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято

называть вифлеемским ящиом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно

попытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялось

древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет

передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу

поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями,

продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять – так

родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился

театр.

Когда античные государства распались, а на их территории были созданы

новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в

наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне:

румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка.

Самой «кукольной» страной Европы считается Италия. История

итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с

XVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто»,

балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской

драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представления

оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку

марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои

маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых

театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая

их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные

пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было

большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды

достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.

Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь

названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более

конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка

венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в

1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в

павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик,

воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-

Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая

всю знать Венеции.

Великолепное описание марионеточных театров Италии составил Стендаль.

В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись,

опубликовал их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом из этих

городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у

него восхищение.

На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии

итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга,

высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток

«Филандо». Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все

фиоритуры танцовщиц знаменитого театра Ла Скала.

Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянского

марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и

драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде

«своих» марионеточных пьес со «своими» героями.

И еще одна особенность театра итальянских (и европейских вообще)

марионеток: в их спектаклях существовало обязательное разделение на

актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта

черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись

музыки и актерских голосов.

Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также

были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых

актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме

того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских

аристократических гостиницах.

Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской

городской семьи, спектакли начинают показывать любители.

Театр марионеток получил большое распространение во многих

европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря

английским кукольникам – и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до

тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и

кочующих.

В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к

началу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие

«показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих

кукол называли «выпускными». Но во второй половине XVIII века в русский

язык окончательно входит слово «марионетка».

Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только

иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в

XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих

выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен

специальный «комедиантский амбар» для марионеточных представлений. Однако,

существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные

языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах.

Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических

номеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно

легко обойтись без текста.

Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы

нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно,

поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им

второстепенные роли и обучая кукловождению.

Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра,

научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со

своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.

К концу XIX века представления марионеточного театра можно было

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать