Театр в Древней Греции

комедий. Монархический режим

установившийся в эллионистических государствах и происходивший постепенный

упадок греческой классической культуры проявляется в театре и в других

видах искусства. Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр,

Филемон и другие) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-

бытовых отношенийи и личных переживаний человека. В то же время бытовые

тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего

изменения стиля игры. На лице актера все еще сохранилась маска, но

увеличилось число употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин,

11 для юношей и 7 для рабов), выразительность этих масок указывает на

стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии.

В эллинистическую эпоху впервые выступают

актеры-профисионалы. Появляются актерские товарищества, бравшие на себя

защиту интересов своих членов, а также выступающие организаторами

драматических и музыкальных состязаний. Челенами товариществ были только

мужчины и притом свободнорожденные. В эллинестическую эпоху актеры также

пользовались большим уважением, и актерские товарищества имели права

юридического лица. Для организации представлений актеры даже во время войны

могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были

не прикосновенны. Сами актеры получали освобождение от несения военной

службы. По своей

архитектуре театр эллинистической эпохи отличается от театра классической

эпохи. До нас дошли руины эллинистических театров, так как они сооружались

уже из камня (хотя отдельные части строились иногда еще из дерева).

Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные

части. Из театров эллинистической эпохи известны театры в

Эпидавре, Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (Малая Азия).

Перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с

помещенными спереди полуколоннами (в некоторых театрах из полуколонн и

полных колонн) и снабженную плоской крышей. Эта пристройка в надписи Оропа

называется проскением, в строительных документах Делоса (ок. 300 доя. э.) —

проскением и логейоном. Постановки новой комедии, в которой хор уже

отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от

колонн проскения ко 2-му этажу скены. Эту сценическую площадку называли

логейоном (говорю), а иногда и просто проскением. Глубина логейона —

2,5—3,5 м при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось

гипоскением. За логейоном возвышался 2-й этаж скены—эпискений. Его фасад,

по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер. Булле, М. Бибер), представлял

собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед

которой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в

стене были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из

эпискения на логейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не только

для появления актёров, но и для углубления сценической площадки; в них

прятались актёры, которыс по пьесе должны были укрываться или заниматься

подслушиванием. Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» (кн. 5, гл.

6,8) упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных

призмах—периактах, с помощью которых происходила смена декораций. Эти

периакты, вероятно, помещались в боковых фиромах.

Во всех театрах эллинистической

эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьирует

в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 (0роп) до 30 м

(Мегалополь). Скена обычно имеет

повсюду форму удлиненного четырёхугольника, средняя глубина которого равна

4—7 м, а максимальная ширина 35—40 м. Параскении в эллинистическую эпоху

постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены.

При указанных чертах

сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём

устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены еще в

5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э., но в эллинистическую эпоху подверглись

значит, перестройке.

ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ

Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим.

Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э.

Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и

римских театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше

других греческих театров театр в Эпидавре— единственный театр, руины

которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве

скены. Пространство мест для зрителей

представляет собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на 2 яруса: 13

лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят

его на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют

спинки и являются, следовательно, почётными местами.

Орхестра составляет полный круг диаметром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт

канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром,

представляет собой утрамбованную землю, цилиндрический камень обозначает

центр орхестры.

Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет

собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них

соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними

помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических

полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению некоторых

исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен

только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих

концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-

видимому, в это же время. В каждом народе

стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая

— на покатый подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного

проскения действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ

Театр был

сооружен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян.

Великолепное здание Терсилиона было построено в сер. 4 в. до н. э., тогда

же был построен и театр.

Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил

вместо скены как завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым

большим во всей Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроме

того, особым театр, приспособлением, которое позже римляне обозначали как

«подвижную сцену» (scaena ductilis).

В одном из пародов театра существовало

помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека.

Дёцпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной

сцены», которуюую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае

необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако Бете и Фихтер считают,

что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой

подвижный деревянный помост, сооружавшийся для драматических представлений

между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 до н.э. (а по

мнению Пикард-Кембриджа — окло середины 2 в. до н.э.) в театре был построен

мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой

сцене.

ТЕАТР В ПРИЕНЕ

Театр

был построен между 350 и 330 до н. э. (немецкий учёный А.Геркан указывает

300 до н.э.). Вначале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена

не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла собой двухэтажное строение с

одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру.

Плоская крыша этого более ниакого здания состояла из деревянных

досок, помещенных между каменными балками. Передняя стена состояла из

каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как имелись

отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены

деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную

декорацию, а расписанные доски между ними — меняющуюся декорацию.

По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей

был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной

двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для

укрепления декораций между колонами проскения заставляют сделать вывод, что

действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к

середине II в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на

логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведенных в театральном

здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских

мест в пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на

орхестре перед проскением были поставлены статуи.

ТЕАТР В ПЕРГАМЕ.

Пергам — столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано

в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и

превращённого ими в провинцию Азию.

Театр был построен на склоне путей горы в узкой лощине (узость

использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц,

идущих вверх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться). 2 поперечных

прохода разделяют зрительские места на 3 яруса.

Скена и проскений были сделаны из дерева. Если в классическую эпоху

это было правилом, то в эллннистическую эпоху скена и проскений сооружались

почти всегда из камня, деревянные конструкции там, где они имелись, были

заменены, вероятно, еще в 3 в. до н.э. каменными. Таким образом, Пергамский

театр один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 в. до

н. э. В позднее эллинистическое время (1 в. до

н.э.) в Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время перед

фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, которая стоит на стилобате

эллинистического проскения. От обоих концов сцены высотой в 1 м вели на

орхестру рядом с пародами лестницы с 5 ступеньками.

ТЕАТР ЛИКУРГА

Построен в

эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой

эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения

(фундамент которого еще до сих пор можно различить).

Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м от фасада

проскения. Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более

широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам. О фасаде скены,

её внутренем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких

сведений. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в

афинском театре. Вероятно, она появилась незадолго до середины 2 в. до н.э.

С этого времени пьесы стали разыгрываться, возможно и в Афинах, не перед

проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, когда

возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений

всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актеры

играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением

ТЕАТРЫ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ

В западной части греческого мира — в Южной Италии и Сицилии

эллинистические театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться

театры в Сегесте и Тиндариде.

Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно

завершающимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют параскении,

причём фасадная стена проскения выступает несколько вперёд по сравнению с

фасадом параскениев. В Сегесте параскении состояли из двухэтажных открытых

галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4—3 и даже ко 2 вв.

до н. э. М. Бибер рассматривает театры в Сегесте и Тиндариде (как и в

Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и

относит их приблизительно к 100 в. до н.э.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Изобретатель греческий ученый герон создал первый кукольный театр.

Передвигался этот тетатр на скрытых от зрителей колесах и предстовлял собой

небольшое архитектурное сооружение - четыре колоны с общим цоколем и

архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой

шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили

церемонию празднества в честь Диониса.

“Как только театр выезжал на середину городской площади,

на его сцене перед фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у

ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку.

Затем музыка и танцы прекращались, Дионис поворачивался в другую сторону,

пламя вспыхивало на втором жертвенике и все действие повторялось сначала.

После этого представления куклы останавливались и представление

заканчивалось.”* Вторй театр,

Герона, был очень мал по размерам, и все легко переносилось с места на

место. Он пердставлял собой небольшую колонну, на верху, которой находился

макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались

пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои.

“На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как войны

сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю

и погибали в пучине под сверканье молний и раскаты грома.”**

___________

* В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 17.

** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 18.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и заканчивается работа над этим рефиратом, остается подвести

итоги о проделанной работе. В данном реферате

я расмотрел темы указаные в плане, узнал очень много нового и еще больше

восхищаюсь древнегреческими мастерами, которые воздвигали такие огромные

театры в те далекие времена, без использования машин научно технического

прогресса, которых у них и не могло быть. Знали и использовали на практике

матиматику в совершенстве, расчитав так построение здания, что зрители

сидевшие на задних рядах могли слушать и видеть, что происходит на сцене,

было бы хорошо если бы наши архитекторы могли бы хоть чу-чуть использовать

знания древнегреческих строителей, и добится их грациозности и эстетики.

Я убедился, что древнегреческая

драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особено в

древнегреческой драматургии привлекает постановка больших общественно-

политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного

театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его

духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая

сознание зрителей. Таким образом я хочу

сделать последний вывод, что время потраченое на эту работу (а это 4

месяца), т.е. на поиск материал и обработку его, потрачено не зря, хотя

немного жаль, что я не успел эту тему подготовить как доклад.

[pic]

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира.

2. Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного

театра. Театр Западной Европы., т.1, с. 11-54.

3. Гусейнов Г. Театр и социум., //Декоративное искусство СССР.,

1986., №7, с. 22-23.

4. Дмитреева Н.А. Античное искусство.

5. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение

для совримености.

6. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции.

7. Колпинский Ю.Д. По Греции и Италии.

8. Опочинская А.И. Греческий театр и римский амфитеатр

// Архитектура и строительство России , 1993 №314, стр. 43.

9. Полевой В.М. Искусство Греции.

10. Театральная энциклопедия, т. 2, с. 528-544.

11. Эрмитаж. Ленинград. Культура и искусство Древней Греции.

VI.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать