Тициан
Школа–лицей №23
Плисов Михаил Юрьевич
Калининград 1999г.
В 1508г. в художественной жизни Венеции произошло примечательное
событие. Тридцатилетний художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого
подворья (Фондако дей Тедески), поразившие современников. Но источники
рассказывают, что знатоки особенно хвалили росписи не главного, а бокового
фасада. И они с удивлением узнали, что их автором был не Джорджоне, а его
совсем юный ученик Тициан. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое
оставило эпоху в искусстве Италии. В первом десятилетии XVI в., когда
Венецианцы впервые заговорили об этом великом мастере, искусство
Возрождения вступило в пору своего самого блестящего рассвета. Около 1505
года Леонардо да Винчи пишет знаменитую «Джоконду», в 1508 году молодой
Микеланджело, уже закончивший гигантскую статую Давида, начинает роспись
Сикстинской капеллы. Но уже через несколько лет современники ставят рядом
с именами этих величайших мастеров Флоренции и Рима имя Тициана.
Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого
Возрождения. Его творческая жизнь охватывает почти три четверти
трагического и бурного шестнадцатого столетия. Тициану довелось увидеть
Италию и в годы наивысшего подъема ее духовных сил, глубокого кризиса всей
культуры Возрождения. Но венецианский художник, прошедший долгий и сложный
путь познания действительности, от воспевания ее чувственной красоты до
философского обобщения ее трагических противоречий, пронес идеалы
Возрождения через всю свою жизнь, оставшись и в поздние годы мастером этой
великой эпохи.
О ранних годах жизни мастера до сих пор мы знаем мало. Точно не
известна даже дата его рождения. Вероятно, художник родился около 1488-1490
годов. Его родиной был маленький городок Пьеве ди Кадоре, затерявшийся
среди крутых пиков живописных Альп. Будущий художник недолго оставался в
Кадоре. Когда ему было 9-10 лет, родители отправили его в Венецию учиться
живописи.
Годы ученичества будущего мастера сложились так, что они как бы
приобщили его к важнейшим этапам, которые прошла венецианская
художественная культура за несколько столетий. Первым учителем Тициана был
мозаичист Себастьяно Цуккато. Как и многие мозаичные мастера, Цуккато
работал над украшением старейшей церкви Венеции- собора св. Марка.
Маленький Тициан, помогая учителю, впервые соприкоснулся с самым началом
большой традиции венецианской живописи. Учеба у Цуккато длилась не долго, и
вскоре Тициан перешел в мастерскую Джентиле Беллини, а затем стал учеником
его сводного брата Джованни. Юный мастер попал в творческую атмосферу,
пронизанную духом раннего Возрождения. Видимо Джентиле познакомил Тициана с
правилами перспективы и построения композиции. В 1507 году Тициан покинул
старого Джованни Беллини и поступил в мастерскую Джорджоне из
Кастельфранко. Три года, вплоть до безвременной смерти Джорджоне, Тициан
работал с этим замечательным мастером. Эти три года сыграли большую роль в
творческой судьбе Тициана. Таков был путь формирования творческой личности
Тициана. Уже в середине первого десятилетия XVI века появляются его первые
самостоятельные работы.
Первые работы Тициана еще тесно связаны с традициями творчества его
предшественников – Джованни Беллини и Джорджоне. Но молодой мастер обладал
слишком яркой художественной индивидуальностью, чтобы полностью подчиниться
искусству Джанбеллино или мастера из Кастельфранко. Одаренный страстным
творческим темпераментом, окончательно сформировавшийся как художник в
эпоху героического общенационального подъема, он совершенно по иному видит
мир.
Его привлекает не благостная тишина или лирическая самоуглубленность, а
сверкающая красота, кипучая активность, полнота физических и духовных сил.
Нередко это роднит его, при всей непохожести из дарований, с великим
флорентийцем Микеланджело.
Видимо, самой ранней из известных нам работ Тициана является картина,
изображающая венецианского епископа Якопо Пьезаро, главнокомандующего
папским флотом, и папу Александра VI Борджиа перед св. Петром. И сама
композиция, и простодушно-благочестивая фигура св. Петра, и вымощенная
квадратными плитами площадка выдают верного ученика Джованни Беллини,
воспроизводящего излюбленные мотивы своего учителя.
Традиции алтарных картин Джанбеллино с их уравновешенной симметрией
композиции можно проследить и в более поздней (около 1511-1512гг.) картине
Тициана «Апостол Марк с четыремя святыми». Укрупненность и сдержанная
динамика всех масс, импозантность фигуры св. Марка, патетика взглядов и
жестов сообщают картине Тициана непривычный для Венеции торжественный
характер (недаром полагают, что она написана в честь героической обороны
Падуи).
За годы совместной работы с Джорджоне молодой художник сильно изменился.
Он приобщился к обобщенному и мягкому языку Высокого Возрождения, его
образы окончательно утратили застылость, мягче стала красочная гамма, в его
творчество вошли новые, джорджоневские темы. Но несколько элегическая
созерцательность, утонченность Джорджоне остается ему чуждой и появляется
лишь в немногих картинах Тициана («Явление Христа Марии Магдалине»). В
большинстве картин господствует иное начало. Такова, например, «Цыганская
мадонна». Юная черноглазая мадонна, видимо, во многом навеяна образами
героинь Джорджоне; ее мягко прописанное лицо пленяет выражением нежности.
Мягкий, спокойный пейзаж (повторяющий один из мотивов фона «Спящей Венеры»
Джорджоне), нежная и светлая красочная гамма вносят ноту светлой
умиротворенности, задумчивой тишины. Но в картине есть и нечто новое –
небывалая широта, активная жизненная сила.
Очень важным этапом формирования творческой личности Тициана было его
пребывание в Падуе. Героически выдержавшая 11-месячную осаду имперских
войск, Падуя раскрыла перед Тицианом, впитавшим всю гедонистическую
праздничность венецианской культуры, совершенно новый для него мир
искусства. Эпически величавые фрески основоположника ренессансной живописи
флорентийца Джотто, полные суровой героики росписи падуанца Мантеньи
приобщили Тициана к «большому стилю» раннего Возрождения, к лаконичной
собранности языка великих монументалистов XIV-XV веков. В декабре 1511 года
он закончил в Падуе три росписи в помещении братства св. Антония,
изображающие сотворенные этим покровителем Падуи чудеса. Падуанские фрески
Тициана еще далеки от совершенства; Тициан, не прошедший флорентийской
школы рисунка, не слишком уверенно владеет формой и линией, его рисунок не
гибок, форма иногда проработана грубовато. Но молодой художник раскрывается
перед нами в совершенно новом качестве. Вышедший из школы, где традиции
монументальной живописи были развиты мало, Тициан предстает перед нами как
настоящий монументалист. Все в его фресках приобретает особую весомость,
собранность, значительность. Тициан переносит действие религиозной легенды
в современность, создавая своеобразные исторические картины.
Падуанские фрески показывают острый интерес Тициана к портрету,
впоследствии ставшему одним из излюбленных им жанров. Не дошедшие до нас
портреты Тициана конца первого – начала второго десятилетия XVI века уже
отличны от лирических, полных несколько неопределенной взволнованности
портретов Джорджоне. Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных
человеческих деяний. Таков великолепный мужской портрет «Ариосто»(1508-
1509). Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей
сконцентрированной энергией. Монолитно и горделиво предстает перед нами на
серо-голубом фоне мощно и лаконично вылепленная фигура, вырисовываясь почти
скульптурныь, пластически собранным силуэтом; драгоценная сине-голубая
красочная гамма, в которую вкраплены ярко-белое пятно рубашки и черное –
плаща, приобретает особую силу звучания. Лицо, выделяющееся на голубоватом
фоне, великолепно увенчивающее силуэт фигуры, написано еще жестковато, и
в то же время оно полно яркой характерности.
Это десятилетие было временем завершения поисков раннего Тициана. Мастер
уже окончательно вышел из-под эгиды Джорджоне. В его композициях 1510-х
годов, таких, как «Мадонна с вишнями», «Мадонна со святыми», перед нами
открывается мир, полый величия и праздничного великолепия. Эти сравнительно
небольшие живописные композиции, плотно заполненные прекрасными, сильными,
полными движения фигурами, пронизанные торжественным ритмом крупных,
тяжелых масс, захватывают своим особым, почти героическим размахом.
В эти годы Тициан охотно обращается к столь излюбленной Джорджоне теме
«счастливой Аркадии». Гравюры с ныне утраченных ранних мифологических
картин Тициана, рая интереснейших пейзажных рисунков с фигурами пастухов,
красноречиво об этом свидетельствуют. Но только в картине «Три возраста»
(ок.1512) ощущается воздействие Джорджоне. Аллегория детства, юности,
старости превращается здесь в пленительную полную тишины пасторальную
сценку.
Совершенно иным предстает перед нами Тициан в великолепном полотне
«Любовь небесная и земная» (ок.1512г.). Было предпринято множество попыток
расшифровать сюжет картины: ее считали и воплощением неплатонической идеи
любви, и изображение Венеры и Медеи или Венеры и Елены, пытались связать ее
сюжет с античным мифом об Адонисе. Но так или иначе, несомненно одно –
европейская живопись еще не знала картины, столь проникнутой гедонизмом,
широким и полным утверждением красоты мироздания, и никогда еще эта тема не