Творческое воображение и фантазия

Творческое воображение и фантазия

План:

1. Введение

2. Воображение и фантазия

2.1 Определение воображения

2.2 Воображение в творчестве

2.3 Условия работы актерского воображения

3. Заключение

1. Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются

воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах

может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего

вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что

не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс

воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они

его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать

действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно

этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на

минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех

научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими

писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не

смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную

программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою

деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная

культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного

существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с

уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,

снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и

науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает

действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный

отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача —

представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью

воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не

существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью

человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна

иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему

познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности,

а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Воображение и фантазия

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную

роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в

плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией,

художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это

вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых

обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях,

артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И

далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в

том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том,

что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в

известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор

тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять

артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и

воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве

артист и тем глубже его творчество.

2.1 Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у

человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,

преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький,

говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что

только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует

мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени,

что не может себе позволить никакое другое живое существо в

мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено

в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в

том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е.

создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.

Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать

картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в

окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить

полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой,

еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от

действительности, который создает фантастическую картину, ярко

отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере

отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем

в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все

же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это

преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений,

которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде

накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления

и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше

не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы

называем воображением».

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения

заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого

опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность

создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании

на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания

новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит

воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что

воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует

новые мысли.

2.2 Воображение в творчестве

М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого

воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором

... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые

воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые

появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши

ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно

волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От

пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив

то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к

обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению

выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех

предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст

новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок

действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю

внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить

сверхзадачу.

Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера

возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего

«слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в

зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода

представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения

отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали,

определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу,

сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых

невозможно искусство.

Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе

работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми

красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в

том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность

в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно

сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ,

созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как

бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать