Творческое воображение и фантазия
План:
1. Введение
2. Воображение и фантазия
2.1 Определение воображения
2.2 Воображение в творчестве
2.3 Условия работы актерского воображения
3. Заключение
1. Введение
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются
воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах
может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего
вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что
не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс
воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они
его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать
действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно
этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на
минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех
научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими
писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не
смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную
программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная
культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с
уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и
науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает
действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный
отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача —
представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью
воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится!
Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью
человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна
иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему
познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности,
а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Воображение и фантазия
Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную
роль во всех областях человеческой деятельности.
Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в
плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией,
художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это
вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых
обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях,
артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И
далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в
том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».
Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том,
что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в
известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор
тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять
артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и
воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве
артист и тем глубже его творчество.
2.1 Определение воображения
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у
человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,
преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький,
говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что
только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует
мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени,
что не может себе позволить никакое другое живое существо в
мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено
в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,
что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в
том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е.
создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.
Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать
картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в
окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того,
чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить
полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой,
еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от
действительности, который создает фантастическую картину, ярко
отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере
отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем
в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все
же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».
Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений,
которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде
накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления
и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше
не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы
называем воображением».
Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения
заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого
опыта, в результате чего получается новое представление».
А «Философский словарь» определяет воображение как «способность
создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании
на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания
новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит
воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что
воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует
новые мысли.
2.2 Воображение в творчестве
М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого
воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором
... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые
воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые
появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши
ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно
волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От
пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».
Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив
то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к
обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению
выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех
предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст
новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок
действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю
внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить
сверхзадачу.
Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера
возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего
«слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в
зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода
представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения
отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали,
определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу,
сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых
невозможно искусство.
Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе
работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми
красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в
том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность
в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно
сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ,
созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как
бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны
Страницы: 1, 2