Пьетро Ин Винколи. Родственники папы вместо скульптурного надгробия
предпочли заказать живописное. Потом почему - то передумали и установили
там единственную статую из задуманной Микеланджело грандиозной гробницы.
Это статуя «Моисей», которая сделала церковь Сан Пьетро местом
паломничества всех, кто приезжает в Рим. Каким образом оказался в Пьяченце
шедевр гениального живописца, до сих пор остается загадкой. С 1754 г. "
Сикстинская мадонна" поселилась в Дрездене. Ее приобрел у монастыря король
Август III всего за 200 талеров. Сохранилась легенда, что когда картину
вносили в зал, проходу мешал трон, тогда король сам отодвинул его со
словами: «Дорогу великому». В мае 1945 г. над " Сикстинской мадонной"
нависла беда. По приказу гитлеровского командования был подготовлен список
картин Дрезденской галереи, подлежащих уничтожению, «чтобы не досталось
русским». Его возглавил шедевр Рафаэля. Только благодаря решительным
действиям советских разведчиков, картины были спасены. " Секстинскую
мадонну " нашли в заминированной сырой штольне, в товарном вагоне.
Московские реставраторы возвратили ей первозданную красоту, и она заняла
свое прежнее место в Дрезденской картинной галерее - где собранна одна из
крупнейших в мире коллекций живописи, входящая в состав Дрезденских
художественных собраний. Основана в 1560 как дворцовое собрание саксонских
курфюрстов, расширена в 1722; после постройки специального здания (1847-
1856, архитекторы Г. Земпер, М. Хенель; разрушено при бомбардировке
Дрездена в феврале 1945, восстановлено к 1956), вошедшего в дворцовый
ансамбль Цвингер, была открыта для публики. В 1945 значительная часть
собрания Картинной галереи, извлеченная из непригодных для хранения
произведений искусства тайников, была вывезена в СССР и после реставрации
возвращена в 1955 в Дрезден. Основная часть Картинной галереи - Галерея
старых мастеров: картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля (в том числе
знаменитая "Сикстинская Мадонна"), Тициана, Корреджо, П. Веронезе, А.
Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса,
Рембрандта, Я. Вермера Делфтского, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и
других. Галерея новых мастеров (расположена в замке Пильниц близ Дрездена)
хранит живописные произведения европейских художественных школ XIX-XX вв.
Помимо Картинной галереи в Дрезденские художественные собрания входят Музей
художественного ремесла, Нумизматический кабинет, Скульптурное и
Графическое собрания, "Зеленый свод" - уникальная коллекция произведений
декоративно-прикладного искусства.
В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что
передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы
Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана
(1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино
дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в
этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму.
Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является "Преображение"
(1519-1520, Ватиканская пинакотека).
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля -архитектора,
представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора
св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый
Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане
церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви
Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-
Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-
м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился)
с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции
(строился с 1520 по проекту Рафаэля архитектора Дж. да Сангалло),
отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В
этих произведениях Рафаэля неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного
декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и
назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более
нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично
осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла
Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не
окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным
террасным парком.
Успех его был так велик, что искусство стали делить на эпохи "до Рафаэля" и
"после". Сам Рафаэль считал себя представителем умбрийской школы,
опиравшейся на римскую античность. Исследователи считали, что он склонен к
подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу
красоты, у Леонардо - пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с
титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал
ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много
и напряженно работал. Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении
обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры;
композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями
Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал
стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в
полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими,
мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по
живописи. В упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального
совершенства формы, ясности, уравновешенности, свойственным римскому
классицизму. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили
архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение("Обручение
Марии", "Афинская школа").
Наиболее известны рафаэлевские мадонны, которые под его кистью стали
символом идеальной гармонии. "Мадонна Конестабиле" - композиция в круге -
тондо, излюбленная художником; "Мадонна на лугу" - классический
треугольник. Самая знаменитая из них - "Сикстинская мадонна"(1515-19) стала
эталоном для академического искусства и нормой "хорошего вкуса".
"Сикстинская мадонна" Рафаэля и сейчас вдохновляет людей на написание
песен, вот одна из них на музыку Александра Гейнца и слова Сергея Данилова
Сбросив с глаз, утомленных обыденным, саван ладоней,
Исповедуя веру в искусство, забыв Ватикан,
Я Иду анфиладой навстречу Мадонне,
Из реликвии ставшей религией еретика.
Мир тебе поклоняется преданно - свято и слепо.
Я прошу: пред твоими очами предстать
Призови Тех кто мерит планету аршином
Фамильного склепа, Почитая вершиной творения храм на крови.
Тех, кто истинный лик свой скрывает посредством личины,
Тех, кому безразлично, кто рядом - друзья иль враги,
И Того, кто напрасно решился на смех без причины,
И Того, кто придумал причину для плача других.
"А если ты - первый, Кто призван Мадонной?"
Портьеры и стены Шептали со стоном. А если я - первый,
Кто призван Мадонной?! Кто призван Мадонной?!
Снизойди до детей своих, юная дева Мария,
Прежде выяснив твердо: прекрасны ли мы,
А пока Бесполезны молитвы, хоть тысячу раз повтори их
Улыбнется младенец, мадонна уйдет в облака
Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм.
Рафаэль был очень чувствителен к славе и известности. Несмотря на
загруженность заказами, он успевал вести светскую жизнь, полную
удовольствий. Его красота привлекала женщин, многие из которых позировали
ему. Он написал много портретов, заказчики которых расплачивались золотыми
монетами, уложенными в один, а то и два ряда на плоскости картины. Жизнь
Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года.
Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в
Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для
потомков.
Хотя Рафаэль и не имел среди своих учеников достойных преемников, его
искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и
образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако
на наследие Рафаэль опирались и защитники академизма, видевшие в его
произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники
академизма нередко выступали против Рафаэля , недооценивая при этом
истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.
Список литературы :
1. Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956;
2. Лебедянский М. С., Портреты Рафаэля, М., 1983.
3. Гращенков В. Н., Рафаэль, 2 изд., М., 1975.
4. Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, 2 изд.,
М., 1963
5. Дажина В. Д., Рафаэль и его время, М., 1983.
Страницы: 1, 2