трагедии показало, что Креонт у Софокла ни в коем случае не
соответствует идеалу государя и всем ходом развития действия Софокл
ведет героя к развенчанию и заслуженному возмездию. Он попрал законы
жизни и смерти: живую Антигону обрек на заточение в склепе, а мертвому
Полинику отказал в погребении. За это в финале Креонт лишается самых
дорогих людей: Гемон, не вынося смерти Антигоны, закалывает себя над
ее телом; жена Креонта, мать Гемона, при известии о кончине
единственного сына также кончает с собой. Креонт раздавлен этими
потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом
Полиника. Он признает полное свое поражение. После известия о гибели
жены Креонт говорит:
Увы мне! Другому, раз я виноват,
Нельзя никому этих бед приписать,
Я тебя ведь убил - я, несчастный, я!
Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь
Уводите меня, уводите скорей,
Уводите - молю; нет меня; я ничто!
(Пер. С. Шервинского)
В то время как живой Креонт выглядит посрамленным и духовно погибшим,
идущая на смерть Антигона исполнена достоинства и внутреннего величия.
В ее лице впервые в драме появился выразительный, высокий образ
женщины. Это было достаточно необычно для драмы на первых порах, так
как греческая женщина была вынуждена вести сугубо домашний образ жизни
на женской половине, а не давать уроки истинного гражданства, тем
более мужам. Однако героиня Софокла не лишена также сугубо женских
чувств и настроений. Полнее всего они выражаются в ее прощальном
плаче. Антигоне нелегко идти на смерть, ощущать собственную
беззащитность, неизбежность муки. Она страдает при мысли, что ей
суждено умереть молодой, не познав радостей брака, чувства
материнства.
Прощающийся с героиней хор прославляет ее достойную гибель.
Песни хора чрезвычайно важны для понимания замысла трагедии и верного
истолкования ее конфликта. Особенно широко известен первый стасим
хора, в котором прославляется могущество человека и его многообразные
таланты:
Муж, на выдумки богатый,
Из веревок вьет он сети
И, сплетя, добычу ловит...
Птиц он ловит неразумных,
Рыб морских во влажной бездне,
И зверей в лесу дремучем
Ловит он в дубравах темных,
И коней с косматой гривой
Укрощает он, и горных
Он быков неутомимых
Под свое ведет ярмо.
Мысли его - они ветра быстрее.
Речи своей научился он сам;
Грады он строит и стрел избегает,
Колких морозов и шумных дождей.
(Пер. С. Шервинского)
Утверждая, что человек "самое чудесное на свете" и "все он умеет", хор
после пространных перечислений человеческих достижений вдруг резко
меняет настроение и напоминает, что есть то, перед чем человек
бессилен. Это законы богов, прежде всего закон смерти, своей
непреложностью требующий смирения, почтения и безусловного уважения.
Иное поведение перед лицом смерти хор считает неразумным. Так, уже
первой песней хор готовит развитие будущего действия и оценку
персонажей.
В трагедии "Эдип царь" Софокл прямо сталкивает свободную волю человека
с волей богов. Перед нами уже совершенно другой образ правителя:
ответственный, распорядительный, искренне озабоченный положением
граждан, прислушивающийся к их мнению. Таким предстает Эдип в начале
трагедии. Жрец, возглавляющий процессию граждан, пришедших к царю,
вспоминает, как однажды Эдип уже спас город, победив сфинкса, и
выражает Эдипу от имени народа чувство любви и веры. Народ надеется
вновь найти опору и спасение в Эдипе:
О наилучший из мужей, Эдип,
К тебе с мольбой мы ныне прибегаем...
Ты дал нам счастье - дай и ныне!
(Пер. С. Шервинского)
В ответ Эдип сообщает, что уже начал борьбу за спасение города и
прежде всего отправил своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы узнать от
жрецов Аполлона, в чем причина мора и как можно от него избавиться.
Когда возвратившийся Креонт объявляет, что страшная болезнь - кара
богов за то, что в городе продолжает оставаться неотомщенным убийца
прежнего царя, Лая, Эдип проклинает убийцу и принимается за его
поиски. В этот момент Эдипу неведомо, что он проклинает самого себя и
сам является виновником мора. Он зряч, но в то же время слеп. Истинный
смысл многих событий неведом ему. С возмущением встречает он первые
предвестники истины, например, слова рассерженного им прорицателя
Тиресия, будто убийца он сам. Поначалу в подобном обвинении Эдипу
чудятся козни желающих у него отнять власть. Однако полученные вскоре
в ходе расследования описания покойного царя и места происшествия
вновят тревогу в его сознание, заставляют вспомнить события далекой
молодости, когда он в пылу дорожной ссоры убил неизвестного путника.
Софокл мастерски выстроил события в трагедии, чередуя моменты
ослабления действия с его все более нарастающим напряжением. Узловую
роль в действии играют у него перипетии, сопряженные со сценами
узнавания. Так, в момент, когда впервые появляются у Эдипа страшные
подозрения, неожиданно как будто наступает просветление: прибывает из
Коринфа вестник, сообщающий о смерти отца и приглашающий его занять
престол. В смерти отца у Эдипа есть одно утешающее обстоятельство:
отец умер своей смертью. Однако боясь второй части сделанного его
некогда предсказания (брака с собственной матерью), Эдип отказывается
от престола. Желая успокоить Эдипа, вестник сообщает ему, что Полиб и
Меропа - его приемные родители. И таким образом за кратким моментом
ослабления тревоги следует этап возрастающего страха. Чем дальше, чем
яснее для героя, что проклятый убийца - это он сам. Тем не менее Эдип
не останавливается в выяснении обстоятельств, даже когда его умоляет о
том жена:
Коль жизнь тебе мила, молю богами,
Не спрашивай... Моей довольно муки!
Несмотря на то, что герой - носитель трагической вины, образ его
величественный, монументальный. Герой потерпел поражение в борьбе с
роком, с волей богов. Однако он не выглядит жалкой игрушкой в их
руках. Свое достоинство Эдип утверждает с новой силой в заключительном
акте самонаказания. Он карает себя сам за невольно совершенные
преступления, карает жестоко и одновременно символично. Герой
выкалывает себе глаза, глаза, которые были слепы и не помогли ему
вовремя разглядеть истину. Он также считает для себя невозможным
лицезреть тех, кого он осквернил своим преступлением:
Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало!
Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за
которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об
ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого
счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того,
что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.
К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии
"Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии
показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый
Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного,
тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и
передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха
страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной
справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже
много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он
чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране,
где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается
и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что
вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.
Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению.
Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол.
Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле
Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и
бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла.
Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где
сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному
покровительству этой земле:
Явитесь сюда, небожители!
Ныне подайте, молю,
Свою двуединую помощь
Этому краю и всем
Его населяющим гражданам!
(Пер. С. Шервинского)
Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что
при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла
человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с
сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из
софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся
сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким
нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова
Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими,
"какими они должны быть". Примечательна также цельность героев
Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе,
неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые
разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное
сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы
и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по
тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает
живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны
также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние.
Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство
его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного,
величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами
современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и
достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного
мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице
мировой драматургии.
Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира
продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям
нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул
Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть,
творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько
случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.
Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.
Литература.
“Детская энциклопедия том 10” Издательство “Академия Педагогических Наук
РСФСР” год издания 1961г.
Научные редакторы: Д.Д. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая.
Интернет.
Страницы
http://sno.nm.ru/lib/tron/1-2-2-2e.htm
http://pergam.chat.ru/a/a094.html
http://www.philology.ru/literature3/nikola-97b.htm
http://www.klass-teatr.ru/?section=tt273